Хочу затронуть непривычную для этого блога тему. В Торонто подходит к концу судебный процесс, который едва ли кого-то интересует за пределами Канады - подозреваю, что большинство моих канадских френдов он тоже мало увлекает. Между тем, это дело весьма показательно для нашей эпохи - оно сталкивает личное и общественное, эмоциональное и деловое, идеологию и доказательное право. То, что происходило в зале суда, накалом страстей и обилием неожиданных открытий напоминало классический фильм «Двенадцать разгневанных мужчин».
Суть
Популярный медиа-персонаж
Jian Ghomeshi обвиняется в сексуальной агрессии. Несколько женщин выступили с обвинениями в его адрес. Три обвинения были доведены до суда. В течение двух лет, с того момента, как эта история начала раскручиваться и до начала суда, обвинительницы раздавали интервью и собирали слова поддержки. За них вступилось множество известных людей - от одиозной Мии Фэрроу до респектабельных деятелей искусства и борцов с семейным насилием. Сам обвиняемый, не отрицая, что практикует садомазохистский секс, настаивал, что все его контакты с женщинами происходили по взаимному согласию. Тем не менее, от него практически все отвернулись, он стал изгоем и символом сексуального насилия. Друзья и сослуживцы, некогда его боготворившие, вдруг в один голос заговорили о его мерзком характере, избалованности и неразборчивости в связях. Главная обвинительница, малоизвестная сериальная актриса Люси Д., с каждым днем набирала сторонников и стала лицом процесса, заговорила от имени всех женщин, пострадавших от сексуального насилия. К началу суда симпатии общественного мнения были целиком и полностью на стороне обвинения. Говорили о том, что жертвы сексуального насилия боятся идти в полицию, иски такого рода редко доводятся до суда, еще реже - до обвинительного приговора. Этот процесс должен был стать прецедентом на годы вперед.
Процесс
Адвокат подсудимого, блистательная Marie Henein, одну за другой уличила обвинительниц в сокрытии значимых фактов, намеренном обмане полиции и следствия и лжи под присягой. Все они утверждали, что после эпизода насилия (их якобы били и душили в процессе интимного общения), имевшего место более десяти лет назад, они всячески избегали общения с подсудимым, боялись его и не могли даже слушать его передачу, до того сильно он их травмировал. Выяснилось, однако, что:
Свидетельница №1 после этого эпизода писала обвиняемому в надежде встретиться с ним опять, нахваливала его передачу и отправляла свое фото в бикини
Свидетельница №3 после этого эпизода пригласила обвиняемого к себе домой и хватала за интимные части тела
Ключевая свидетельница №2, сериальная актриса Люси Д., на следующий день после эпизода фотографировалась в обнимку с обвиняемым, посылала ему призывные сообщения и фотографии в легкомысленных позах, писала, что мечтает с ним переспать, а кроме того, отправила рукописное письмо, которое завершалось словами «Я люблю твои руки» (те самые, которые, якобы, ее душили). Кроме того, за год она обменялась 5000 сообщениями со свидетельницей № 3 с целью выработать общую стратегию.
Будучи уличенными во лжи, женщины хихикали без малейшего смущения, отвечали в духе: «Я же просто делала ему ***, это не секс».
Marie Henein в завершение сказала, что этот процесс ни малейшего отношения не имеет к насилию над женщинами: все три свидетельницы спекулировали в личных целях на общественно значимой теме и намеренно исказили факты ради славы, из мести или иных соображений. Все они активно искали отношений с обвиняемым, общались с ним по своей инициативе, годами пытались его заманить. Сочувствующим обывателям они рассказали совсем другую историю. Суть происходящего адвокат сформулировала так: «Истина не создается в твитере, а рождается в процессе суда».
Что дальше?
Если судья, несмотря на отсутствие доказательств, признает обвиняемого виновным ради общего блага, это будет означать, что в канадском обществе существует презумпция виновности в отношении мужчин, что идеология важнее справедливости.
Если справедливость восторжествует, это тоже будет непростой момент, потому что безобразный цирк, устроенный отвергнутыми любовницами, не пойдет на пользу реальным жертвам сексуального насилия. Однако для нашей судебной системы это важная проверка на вшивость: даже если обвиняемый - самовлюбленный тип с тяжелым характером и беспорядочной половой жизнью, а на кону тема, важная для здоровья общества, это не повод засудить невиновного.
Ссылки:
http://news.nationalpost.com/news/canada/christie-blatchford-the-ghomeshi-sex-assault-case-started-falling-apart-right-from-the-starthttp://news.nationalpost.com/full-comment/christie-blatchford-defence-team-a-contrast-to-over-delicate-view-of-women-around-ghomeshi-trialhttp://www.cbc.ca/news/canada/toronto/jian-ghomeshi-sexual-assault-trial-1.3443556http://www.thestar.com/news/crime/2016/02/11/closing-arguments-today-in-jian-ghomeshi-trial.html http://www.thestar.com/news/crime/2016/02/11/ghomeshis-lawyer-will-be-crucified-for-stating-the-obvious-about-crowns-collapsing-case-dimanno.html