*
Яков Аким на вечере памяти Юрия Коваля. Фото В. Коротихина
В журнале Оли
o_funambulo сегодня
настоящий подарок к празднику!
А я решил перепечатать небольшую статью Юрия Коваля о друге-поэте.
Юрий КОВАЛЬ
ДРУЗЬЯ И ОБЛАКА
К 60-летию поэта Якова АКИМА
НАСТАЛО время вспомнить о городе Галиче и галичанах, о человеке в кожанке, который ведет по улицам первый в этом городе автомобиль, о мальчике, который рисует весну и кисточку макает в лужу…
Эти образы связаны с именем поэта Якова Акима. В городе Галиче поэт родился, человек в кожанке - его отец, а мальчик, обмакивающий кисть в лужу, - герой его стихотворения. Образы и лица, подаренные жизнью, и художественные образы, созданные воображением поэта, в творчестве Я. Акима всегда слиты воедино, между ними нет расстояния, нет противоречия. Про Якова Акима в полной мере можно сказать: «Жизнь его - его стихи». Он никогда не писал стихи ради стихов, как необходимую и важную часть собственной жизни понимал он поэзию, и стихотворение возникало само собой. Мысли и чувство, прожитое и пережитое, рождали строку и слово:
«Стихи мои, как письма:
Им нужен адресат…».
«Письмами к дорогим людям» называет поэт свои стихи, так они возникают, как письма, и, действительно, перечитывая последний его сборник «Утро и вечер», вышедший недавно в издательстве «Советская Россия», постоянно чувствуешь внутреннее обращение поэта к некоему адресату. Чаще всего это друг, умный, понимающий, готовый выслушать и понять душу поэта, разделить с ним его мысли.
Лирический герой, поэтическое «я» присутствует в стихах каждого поэта, у Якова Акима с большой силой воплощен в стихах и лирический герой - «ты» - друг, понимающий и любимый.
Стихи-письма… О чем же пишут люди друг другу в письмах? О самом простом и о самом главном - о жизни. Наверное, поэтому поэтические строки Я. Акима на редкость естественны и человечны.
«Мне странно, что я еще жив,
Хожу, просыпаюсь в постели,
Что бомбы, и голод, и тиф
Меня одолеть не сумели.
Так странно, что вновь суждено
Ступить в эту тихую осень,
Монетку в отверстие бросить,
Деревья увидеть в окно...».
Просто и цельно звучит строка, каждое слово - подлинно. «Бомбы, голод, тиф, монетка в метро, деревья за окном» - давнее и ежедневное - каждое слово, как след жизни, образ прожитого и пережитого. Никогда Яков Аким не сказал слова пустого или ложного, не увлекся темой-однодневкой, не изменил себе. Если стихи писались сами - он писал, если нет - молчал. Для любого поэта молчание - тяжелая болезнь. Но лучше болезнь, считает Я. Аким, чем бессовестное расточительство. Слово - высшая ценность, слово - самое дорогое, что подарила поэту жизнь.
«Он жив, доставшийся мне с детства
Упрямой правды капитал,
Я милой родины наследство
В пустых речах на промотал...»
Поэзии Якова Акима абсолютно чужда патетика. Лирика его тиха, стихи исполнены в полутонах, и главная их тема - родина - земля, на которой родился и живешь, время, дружба, доброта. О добре вообще и о доброте сердечной он пишет чаще всего. И если порой в стихотворении нет этого слова «добро», оно читается за строчкой, звучит в нашей душе.
Связь добра и времени волнует поэта, и строка трогает, заставляет и друга-читателя подумать о связи чувства и поступка.
«...Эту связь прощенья и прощанья
Постигаю дорогой ценой...
Доброта живет, как обещанье,
В людях, что проходят предо мной».
Лирику Якова Акима никак не назовешь мажорной, все веселье своей души поэт отдал детям. В детских его стихах игра и выдумка встречаются на каждой странице, а стихи для взрослых всегда чуть грустноваты.
Нам кажется, что эта грусть, печаль, свойственная большинству «взрослых» стихов Я. Акима, - замечательное их качество. Оно придает строке особенное звучание, приближает слово к сердцу читателя, подчеркивает и главную тему его творчества - тему добра. Жизнь не так уж проста, и прожить ее с достоинством не так уж просто, не уйти порой от грустного и печального, но все-таки надо помнить главное, для чего ты рожден, для чего пришел на землю. Это, главное, Я. Аким определяет так:
«...Все остальное до поры забыто,
А есть одно, что жизнь тебе дала:
Быть для людей живым, порою скрытым,
Пусть крохотным источником тепла».
Каждое стихотворение поэта - и для взрослых и для детей - такой источник. В этом и причина того серьезного успеха, который сопутствует творчеству его на протяжении уже многих лет. Стихи его греют, помогают, поддерживают. Земным, человеческим наполнены они.
Любовь к земле, на которой родился, любовь к человеку, живущему рядом, порою в лирике Я. Акима приобретает более широкие, философские границы:
«Земля, Земля... Простор морей и суши,
Товарищ верный до исхода дней.
И даже после смерти наши души
Не улетят, останутся на ней».
Стихи для детей в творчестве Я. Акима занимают важнейшее место. Уже несколько поколений юных граждан нашей страны читали и зачитывались его стихами. «Неумейка», «Мой верный чиж», «Весна, весною о весне» - любимы детьми давно и сегодня. И в этих произведениях поэт не изменяет себе, только веселья для детей у него больше. Не бесшабашного, разудалого веселья, веселья - мудрого, тонкого, ироничного. Главная тема творчества - тема добра, внимания к человеку - живет в этих строках, приобретая особенную окраску. Продолжая лучшие традиции нашей поэзии для детей - традиции К. Чуковского и С. Маршака, - Яков Аким внес в детскую поэзию свою ноту. Стихи его всегда веселы и всегда серьезны.
На первый взгляд может показаться странным, что один и тот же человек пишет и для детей и для взрослых. Это как-то не принято.
Что обычно сегодня, а что необычно, что принято, а что не принято, на наш взгляд, не так уж важно. Важна цельность души. И важна - естественность. Любовь к детям - естественна для Я. Акима, естественны и стихи для них. Сам поэт так говорит об этих двух гранях своего творчества: «Но ведь существует какая-то связь между стихотворными книжками для детей и стихами для взрослых, если их пишет один и тот же человек... К тому же с годами выяснилось: от детства и юности до зрелых и почтенных лет, с утра до вечера - вовсе не так уж далеко».
К детям, именно к детям направлены главные силы поэта, и если стихи для взрослых - письма-раздумья, то для детей - письма с особенным, потайным высокопедагогическим смыслом. В стихах для детей он работает как поэт-педагог.
Еще одна важнейшая грань творчества Якова Акима - его переводы. Многим стихам Кайсына Кулиева, Нуратдина Юсупова, Каюма Тангрыкулиева, Рашида Рашидова, Василя Витки помог он прозвучать на русском. А замечательного молдавского поэта Григоре Виеру Яков Аким открыл для нас.
...Рассказывают, что некий драматург проснулся как-то ночью в холодном поту и сказал жене:
- Какой ужас, что я - не Шекспир.
Этот анекдотический драматург задумался-таки, наконец, о месте своего творчества в мировой культуре.
Сегодняшний день и текущее время - тема эта не может не волновать художника. Впрочем, холодный пот того драматурга не тронет художника истинного. Истинный всегда верит в то, что слово его нужно людям.
Интересно решает эту тему Яков Аким. В стихотворении, посвященном другому нашему замечательному писателю Виктору Драгунскому, он так пишет:
«Что мы с тобою жили,
Не будут знать века.
Мы просто заслужили
Друзей да облака...».
Бог с ними, с веками, важно, чтоб слово было дорого людям, живущим сегодня.
И мы сегодня читаем стихи Якова Акима, сегодня нужны они нам, сегодня кланяются поэту заслуженные им друзья. И облака.
«Учительская газета» от 17 декабря 1983 г.
Сканирование, OCR -
serezhik_18.