"...Киллер Шапиро сказал в суде: о том, что убийство Корнеевой Горину заказал начальник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, он, Шапиро, слышал от некоего Горитовского. Но Гориных нет, Горитовский, связанный с преступной группировкой, при невыясненных обстоятельствах был убит. Позже Шапио расскажет, что следствие не удовлетворялось туманными разговорами о том, кто и что слышал, а требовало от него прямо назвать заказчиками убийства людей Ходорковского - Пичугина и Невзлина...
Оговорить руководство ЮКОСа требовало следствие и от бывшего шофера Горина Михаила Овсянникова. По версии следствия, он подвозил Шапиро к месту преступления. На первых допросах Овсянников свою вину признал, рассказал, что убийство Корнеевой было совершено в интересах руководства компании ЮКОС. Однако затем от своих слов отказался, заявив: «Все показания против Ходорковского, Невзлина и Пичугина даны были мною под давлением следствия». Объяснил, что у него, Овсянникова, одна почка удалена, он страдает гидронефрозом второй почки, однако следователи Смирнов и Банников пригрозили, что медицинская помощь будет ему оказана лишь в том случае,
если он даст нужные следствию показания. На месте преступления до предъявления ему обвинения Овсянников, по его словам, никогда не был. Потом уже следователи подвозили его к дому, где жила Корнеева, и, пристегнув к руке наручник, силой заставляли его «показывать» на этот дом. При этом Овсянникова фотографировали. Но на самом деле об убийстве Корнеевой он узнал по телевизору.
Следователь Банников сказал обвиняемому Овсянникову: «Это дело государственное, и не попасть в оборот можно, только полностью сотрудничая с нами».
Еще яснее выразилась прокурор Кира Гудим. Вера Васильева, автор книги «Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж», присутствовала на судебном процессе. Она пишет: «7 июня 2006 года, в перерыве между заседаниями, адвокат обратился к прокурору Гудим: «Кира Станиславна, давайте будем более точно цитировать материалы дела. Все-таки судьба человека решается». Прокурор ответила: «Уже решена».
Итак, в 2009 году, обращаясь к телезрителям, Путин сказал: «Те люди, которыми пользовались руководители службы безопасности для организации убийств, - семейная пара, начали шантажировать их, требуя себе долю в бизнесе, - убили». То есть Пичугин использовал Горина «для организации убийства» Корнеевой, тот потребовал за это «долю в бизнесе», ему ее не дали, и тогда Горин «начал шантажировать», пригрозил рассказать всю правду. Но какую правду? О том, что он, Горин, подослал к Корнеевой киллера с пистолетом? Пригрозил, значит, донести - на себя самого? Добровольно сунуть голову в петлю? Участие Пичугина и Невзлина в организации убийства Корнеевой следствию приходилось притягивать за уши, а вину Горина подтверждают железные факты, показания самого киллера. Горин - самоубийца?
Однако «государственное дело» в логике, как видно, не нуждается.
Среди убийств, которыми, по версии прокуратуры, Горин шантажировал Пичугина, было и убийство мэра города Нефтеюганска Владимира Петухова. Застрелили его 26 июня 1998 года. Следствие отрабатывало самые разные версии: исследовало так называемую семейную (после гибели мэра его супруга получила более полумиллиона долларов), рассматривало борьбу за оптово-вещевой рынок города, которую затеял Петухов, а вот связи между гибелью Петухова и ЮКОСом не находило. Пойманы были и убийцы - члены камышинской преступной группировки, некие Приходько и Попов. Их опознали свидетели преступления. Приходько во всем сознался. Вину Приходько Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа Югра сочла доказанной, но суд над обоими не состоялся: через некоторое время Попова и Приходько вдруг освободили и вскоре их убили неизвестные лица.
Адвокат Ксения Костромина: «Убийство Петухова было совершено 26 июня, и уже в июле и августе 1998 года непосредственные очевидцы убийства опознавали Попова и Приходько как лиц, которые были на месте преступления и убегали с места преступления».
А когда возникло обвинение, предъявленное Пичугину, и дело забрали в Москву, убийцами Петухова оказались уже совсем другие люди - Цигельник и Решетников. В отличие от Попова и Приходько, на месте преступления их никто не видел. Очевидцы заметили светлые волосы одного из киллеров, а Цигельник и Решетников - оба темноволосые. Но судья на эту нестыковку не обратил внимание. У новых обвиняемых было неоспоримое преимущество: они слышали от третьих лиц - от тех же Горина и Горитовского, - что убийство Петухова заказали Алексей Пичугин и Леонид Невзлин в интересах компании ЮКОС. Но Горин, как известно, таинственно исчез, а Горитовского убили, то есть допросить некого. Судью, однако, это не смутило: раз обвиняемые говорят, что слышали, - значит слышали.
Присутствующая в судебном зале автор книги «Как судили Алексея Пичугина…» Вера Васильева пишет, что в своем последнем слове Евгений Решетников и его подельник Геннадий Цигельник зачитали заранее подготовленный текст, где говорилось, что они совершали убийства по заказу Леонида Невзлина, Михаила Ходорковского и Алексея Пичугина. Впрочем, позже, в апреле 2008 года, на заочном процессе по обвинению Леонида Невзлина, Цигельник и Решетников от своих слов откажутся. Цигельник заявит: «Я оговорил Пичугина и Невзлина по просьбе следователей Генеральной прокуратуры Буртового, Банникова, Жебрякова и оперативного работника Смирнова. Я заключил с Буртовым сделку 4 мая 2005 года. Мне обещали защиту и минимальный срок, а дали максимальный». Цигельник расскажет также, что представители Генеральной прокуратуры всякий раз перед допросом в суде посещали его и давали руководящие указания. Об Алексее Пичугине и Леониде Невзлине он, Цигельник, впервые услышал только от следователя Буртового. На самом деле он никогда их не знал. Сходные признания сделает и Решетников. По его словам, следователь Буртовой рассказал, будто Леонид Невзлин и Алексей Пичугин - заказчики преступления, и посоветовал дать «правдивые показания».
Следствие и суд эти признания Цигельника и Решетникова проигнорируют.
Прокурор Камиль Кашаев потребовал приобщить к делу ксерокопию паспорта Ходорковского, объяснив, что Петухова убили 26 июня, как раз в день рождения Ходорковского. Предполагалось, что убийство мэра Нефтеюганска было Михаилу Борисовичу подарком.
Адвокат Георгий Каганер заметил: «Журналистка Анна Политковская была убита в день рождения Путина. Я далек от мысли, что он организовал это убийство. Так почему мы в одном случае называем такие выводы бредом, а в другом - нет?»
Однако судья ксерокопию паспорта Ходорковского к делу все-таки приобщил, и логика прокурора ему не показалась бредом. Оценили сообразительность прокурора и выше - вскоре Камиль Кашаев получил чин генерала.
В суде обнаружилось, как много недругов успел приобрести за время своего мэрства Петухов. Ему не могли простить бездумную растрату городских средств.
Наперекор городской думе он создал собственную авиакомпанию - один самолет купил, другой взял в аренду. Было ясно, что компания в создавшихся условиях не выживет, разорится, - так оно и произошло, компанию ликвидировали, но траты городская казна понесла огромные. Не согласовав проект с думой, Петухов затеял строительство нового рынка - снова потратил колоссальные средства, к тому же ущемил немалые интересы местной преступной группировки. В результате всех непродуманных действий мэра деньги в городском бюджете закончились, начались задержки с выплатой зарплат. Город заволновался. Надо было срочно найти виноватого. И Петухов во всем обвинил ЮКОС, градообразующее предприятие, потребовав, чтобы тот поскорее погасил долги прежнего собственника.
Прежнего, потому что в суде к делу были приобщены документы налоговой инспекции, свидетельствующие, что ЮКОС никакой текущей задолженности перед бюджетом не имел. Все налоги компания исправно заплатила. Но и чужие долги прежнего собственника - а им было государство - ЮКОС собирался вернуть, график их погашения как раз в это время согласовывался на переговорах.
В дело вмешался губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Югра Александр Филиппенко, который создал для разбирательства конфликта специальную комиссию. 25 июня 1998 года на встрече у губернатора, на которой присутствовали Петухов и представители ЮКОСа, все спорные вопросы были решены. Заместитель Петухова Ткачев позже скажет в суде, что мэр был очень доволен результатами переговоров, говорил: «Лед тронулся!»
А назавтра, 26 июня, Петухова застрелили. И вот что важно: согласованный график погашения старых долгов продолжал точно выполняться, смерть Петухова на этом никак не сказалась. От убийства Петухова ЮКОС ничего не выиграл, да и не мог выиграть.
Тем не менее Алексей Пичугин был признан виновным в организации убийства Владимира Петухова. Мосгорсуд приговорил его к 24 годам лишения свободы..."...
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4012/