Оглавление
Связь тамплиеров с масонством Версия о христианском происхождении масонства Версия об иудейском происхождении масонства Факты Происхождение степени Розенкрейцер в масонстве Происхождение дополнительных степеней масонства История извращения континентального масонства Связь тамплиеров с масонством
Эта речь Рамзи вызвала бурю споров среди масонов, потому что содержала решительный намек на связь между тамплиерами и масонством. Господин Такетт, автор книги "Происхождение дополнительных степеней", в упомянутой выше статье указывает, что здесь упоминаются только рыцари св. Иоанна Иерусалимского [367], но Рамзи отчетливо говорит о том, что "наш орден" заключил союз с рыцарями св. Иоанна Иерусалимского, и мы знаем, что тамплиеры в конечном итоге сформировали такой союз. Тот факт, что Рамзи не упоминает тамплиеров по имени, допускает очень правдоподобное объяснение. Следует помнить, что, как показал Гулд, что копия речи была приложена Рамзи в его письму к кардиналу Флери с просьбой распространить королевскую защиту на масонство; поэтому маловероятно, чтобы он раскрыл связь между Орденом [масонов], который стремился представить в наиболее благоприятном свете, и Орденом [тамплиеров], который ранее был подавлен королем Франции и папой. Более того, если верить Хартии Лармениуса, новоизбранным Великим магистром Храма был герцог де Бурбон, который уже навлек на себя неудовольствие кардинала Флери. Поэтому влияние тамплиеров держалось в тени. Это не означает недобросовестность со стороны Рамзи, который считал Орден тамплиеров достойным похвалы; но он не мог ожидать, что король или кардинал разделяют его точку зрения, и поэтому считал более благоразумным ссылаться на прародителей масонства под расплывчатым описанием организации крестоносцев. Однако благие намерения Рамзи не увенчались успехом. То ли из-за этой неудачной ссылки, с помощью которой кардинал, возможно, обнаружил влияние тамплиеров, то ли по какой-то другой причине, просьба о королевской защите была не только отклонена, но и новый Орден, в который до сих пор разрешалось вступать католикам, теперь был запрещен королевским указом. В следующем 1738 году Папа Климент XII издал буллу "In Eminenti", запрещающую масонство и отлучающую католиков, принимавших в нем участие.
Версия о христианском происхождении масонства
Но этот запрет, похоже, не имел никакого эффекта, поскольку масонство не только процветало, но вскоре начало создавать новые степени. И в масонской литературе последующих тридцати лет традиция тамплиеров становится еще более очевидной. Так, шевалье де Бераж в хорошо известной брошюре, первое издание которой, как говорят, вышло в 1747 году [368], дал следующий отчет о происхождении масонства:
"Этот Орден был учрежден Годфридом Бульонским в Палестине в 1330 году [369] после упадка христианских армий, и был передан французским масонам лишь некоторое время спустя и очень небольшому числу в качестве награды за услуги, оказанные нескольким нашим английским и шотландским рыцарям, у которых было заимствовано истинное масонство. Их столичная ложа расположена на горе Хередом, где была основана первая ложа в Европе и которая существует во всем своем великолепии. Генеральный совет все еще заседает там, и там же находится печать действующего Суверенного Великого магистра. Гора Хередом расположена между западом и севером Шотландии в шестидесяти милях от Эдинбурга."
Помимо исторической путаницы в первом предложении, этот отрывок представляет интерес как свидетельство того, что теория о связи между некоторыми рыцарями-тамплиерами и ложей Хередом Килвиннинг была актуальна еще в 1747 году. Барон Чоуди в своей "Пылающей Звезде" (1766), говорит, что происхождение масонства из крестовых походов официально преподается в масонских ложах, где кандидатам рассказывают, что несколько рыцарей, отправившихся спасать святые места Палестины от сарацин, "образовали союз под названием Вольные каменщики, указывая на то, что их главным желанием было восстановление Храма Соломона", кроме того, для защиты от сарацин они использовали определенные знаки, рукопожатия и пароли, и, что "наше Общество побраталось с рыцарями святого Иоанна Иерусалимского, из чего очевидно, что масоны заимствовали обычай считать святого Иоанна покровителем Ордена." [370] После крестовых походов "масоны сохранили свои обряды и методы и так увековечили королевское искусство, основав ложи сначала в Англии, затем в Шотландии". [371]
В этом описании масонство представлено как учреждение, созданное для защиты христианских доктрин. Де Бераж выражает ту же точку зрения и объясняет, что целью объединившихся крестоносцев была защита своей жизни от сарацин, окутав свои священные доктрины завесой тайны. Для этого они использовали еврейскую символику, которую наделили христианским смыслом. Храм Соломона использовался для обозначения Церкви Христа, ветвь акации означала крест, квадрат и циркуль - союз Ветхого и Нового Заветов и т.д. Таким образом, "тайны масонства в принципе были и остаются ничем иным, как христианской религией." [372]
Версия об иудейском происхождении масонства
Однако барон Чоуди заявляет, что все это не соответствует истине, что масонство возникло задолго до крестовых походов в Палестину, и что настоящие "предки и авторы масонов, это те выдающиеся люди, информацию о которых я не имею права сообщать", они были "дисциплинированным органом", который Чоуди называет "Рыцарями Авроры и Палестины". После "почти полного уничтожения еврейского народа" эти рыцари всегда надеялись вернуть себе владения своих отцов и восстановить Храм, и они тщательно сохраняли свои "правила и особую литургию" вместе с "возвышенным трактатом", который был объектом их постоянного изучения и их философских размышлений. Далее Чоуди сообщает, что они изучали "оккультные науки", частью которых была алхимия, и что они "отреклись от принципов иудейской религии, чтобы следовать свету христианской веры". Во время крестовых походов рыцари Палестины вышли из своего укрытия в пустыне Фиваид и присоединились к некоторым крестоносцам, остававшимся в Иерусалиме. Заявив, что они являются потомками каменщиков, работавших над храмом Соломона, они сообщили, что занимаются "умозрительной архитектурой", которая скрывает более славную точку зрения. С этого времени они приняли имя Вольных каменщиков, представились под этим титулом армиям крестоносцев и собрались под их знаменами. [373]
Конечно, было бы абсурдно рассматривать какие-либо из вышеизложенных рассказов как исторический факт. Важно то, что эти рассказы доказывают ошибочность предположения о том, что теория иоаннитов-тамплиеров возникла в возрожденном Ордене Храма (XIX в.), поскольку теория, столь близко соответствующая ей, была актуальна в середине предыдущего столетия. Верно, что в этих ранних рассказах не встречаются слова "иоаннит" и "тамплиер", но сразу бросается в глаза сходство между сектой евреев, исповедующей христианскую веру, но обладающей "особой литургией" и "возвышенным трактатом" (по-видимому, ранней формой каббалы, связанной с оккультной наукой) и мандеями или иоаннитами с их каббалистической "Книгой Адама", их Книгой Иоанна и их ритуалом. Кроме того, намеки на связь между рыцарями, прошедшими идеологическую обработку на Святой Земле, и шотландскими ложами в точности совпадают с традицией тамплиеров, опубликованной не только Орденом Храма, но и переданной Королевским Орденом Шотландии.
Факты
Из всего этого выделяются следующие факты:
1. В то время как ремесленное масонство Британии ведет свое происхождение от гильдий каменщиков, масоны Франции с 1737 года относят происхождение своего Ордена к рыцарству крестоносцев;
2. Именно среди этих масонов [Франции] возникли высшие степени, известные как Шотландский обряд;
3. Как мы сейчас увидим, эти степени явно были инспирированы тамплиерами.
Самая ранняя форма высших степеней, по-видимому, была дана де Беражем, а представляет следующие степени:
1. Идеальный избранный Каменщик.
2. Избранный из Периньяна.
3. Избранный из пятнадцати.
4. Маленький Архитектор.
5. Великий Архитектор.
6. Рыцарь меча и розенкрейцер.
7. Ноахит или прусский рыцарь.
Происхождение степени Розенкрейцер в масонстве
Считается, что первым из них появился тот, кто здесь занял шестое место. Эта степень, известная в современном масонстве как "Принц розенкрейцер де Хередом или рыцарь пеликана и орла", стала восемнадцатой и самой важной степенью в том, что позже было названо Шотландским уставом, или в настоящее время в Англии - Древним и принятым обрядом.
Почему этот обряд был назван шотландским? "Нельзя слишком сильно настаивать на том", - говорит Роберт Гулд, - "что все шотландское масонство не имеет ничего общего с Великой Ложей Шотландии, и, за одним возможным исключением - Королевским орденом Шотландии, - оно никогда не происходило из этой страны." [374] Но в случае со степенью "Розенкрейцер", несомненно, есть некоторое оправдание этому термину в легенде, если не в доказанном факте, поскольку, в соответствии с традицией Королевского ордена Шотландии, эта степень содержалась в нем с XIV века, когда степени H.R.M. (Хередом) и R.S.Y.C.S. (Розенкрейцер), как говорят, были учреждены Робертом Брюсом в соавторстве с тамплиерами после битвы при Бэннокберне. Доктор Макки, один из немногих масонов, признающих эту вероятную принадлежность, ссылаясь на традицию Королевского ордена Шотландии, отмечает: "Исходя из этого Ордена, нам ни в коем случае не кажется невероятным, что нынешняя степень Розенкрейцер де Хередом могла иметь свое происхождение." [375]
Но степень Розенкрейцер, как и традиция тамплиеров, от которой она, по-видимому, произошла, допускает двойную или, скорее, множественную интерпретацию, поскольку ни одна степень в масонстве не подвергалась такому количеству вариаций. То, что на континенте степень произошла от розенкрейцеров в алхимической форме, кажется более чем вероятным. Конечно, трудно поверить, что некая степень R.S.Y.C.S. была импортирована с Востока и включена в Королевский орден Шотландии в 1314 году; что по простому совпадению человек по имени Кристиан Розенкрейц - согласно легенде розенкрейцеров - родился в том же веке, получил на Востоке тайное учение, которое передал братьям розенкрейцерам XVII века; и, наконец, что степень Розенкрейцер была основана в 1741 г. без какой-либо связи между этими последующими движениями. Даже если мы отрицаем прямую принадлежность, мы обязательно должны признать общий источник вдохновения, порождающий, если не продолжение, по крайней мере, периодическое возрождение одних и тех же идей. Доктор Оливер признает связь между братством розенкрейцеров XVII века и степенью Розенкрейцер XVIII века, и, указав, что первое упоминание степени Розенкрейцер появляется в "Откровении Братства Ордена Розенкрейцеров" в 1613 году, продолжает:
"Она была известна гораздо раньше, хотя, вероятно, не как масонская степень, поскольку с древнейших времен существовала как каббалистическая наука в Египте, Греции и Риме, а также среди евреев и мавров в более поздние времена, а в Англии, в ее списке адептов, встречаются имена Бэкона, Фладда, Эшмола и многих других." [376]
Доктор Макки, цитируя этот отрывок, отмечает: "Оливер смешивает масонскую степень Розенкрейцер с алхимическими розенкрейцерами", и переходит к описанию степени Розенкрейцер, принятую в Англии и в Америке, которую он описывает как "в самом строгом смысле христианскую степень". [377] Но доктор Макки упускает из виду то, что это только одна версия степени, которая, как мы увидим позже, использовалась и до сих пор используется на континенте совершенно по-другому.
Однако несомненно, что версия степени Розенкрейцер, впервые принятая масонами Франции примерно в 1741 году, была своему характеру настолько христианской и католической, что породила подозрения, что была изобретена иезуитами для противодействия атакам на католицизм [378]. В статье о дополнительных степенях Дж. С. Такетт пишет:
Есть неоспоримые доказательства того, что ранние экоссайские или шотландские степени были католическими. У меня есть оригинальным ритуал на французском языке "Chev. de l'Aigle" или "S∴P∴D∴R∴C∴" (Суверенный принц Розенкрейцер), и в нем Новый закон объявляется как "Католическая вера", а барон Чоуди в его "Пылающей звезде" (1766) описывает ту же степень, как "поставленный в ранг католицизм" (том 1, стр. 114). Я предполагаю, что экоссайское или шотландское масонство было католической и стюартовской формой масонства, в которое допускались только те, кто посвятил себя обеим реставрациям (Стюартов). [379]
Но какое отношение это политическое намерение имеет к степени? Если верить традиции Королевского ордена Шотландии, идея степени Розенкрейцер была намного старше, чем реставрация Стюартов, и восходит к битве при Бэннокберн, когда была учреждена степень Хередом, чтобы "исправить ошибки и злоупотребления, укоренившиеся среди трех степеней масонства святого Иоанна", и чтобы предоставить "христианскую форму третьей степени", "очищенную от примесей язычества и иудаизма". [380] Независимо от того, можно ли доказать древность, приписываемую этим степеням, или нет, представляется вероятным, что легенда о Королевском ордене Шотландии на самом деле имела какое-то основание, и поэтому идеи, воплощенные в степени Розенкрейцер XVIII века, могли быть взяты из хранилища этого Ордена и привезены якобитами во Францию. В то же время нет никаких доказательств в поддержку утверждения некоторых континентальных авторов о том, что именно Рамзи учредил эту или какую-либо другую из высших степеней. Напротив, в своей речи он прямо заявляет, что масонство состоит только из ремесленных степеней:
"Среди нас есть братья трех типов: новички или подмастерья, товарищи или признанные братья, мастера или совершенные братья. Первым объясняются моральные добродетели; вторым - героические добродетели; последним - христианские добродетели"
Тогда можно было бы сказать, что степень Розенкрейцер здесь была предвосхищена степенью Мастера, поскольку последняя определенно прививала христианство. Это полностью соответствовало бы точке зрения Рамзи, изложенной рассказе о его обращении Фенелоном (архиепископом де Камбре). Когда он впервые встретился с архиепископом де Камбре в 1710 году, рассказывает Рамзи, он уже потерял веру во все христианские секты и решил "укрыться в мудром деизме, ограниченном уважением к Божеству и неизменных идеях чистой добродетели", но его разговор с Фенелоном привел его к принятию католической веры. И далее он показывает, что "господин де Камбре превращал атеистов в деистов, деистов в христиан, а христиан в католиков с помощью идей, полных просвещения и чувства". [381]
Разве не этот процесс Рамзи намеревался внедрить в масонство - процесс, который сегодня является частью масонской системы в Англии, в котором атеист должен стать, по крайней мере, деистом, чтобы быть допущенным к ремесленным степеням, в то время как степень Розенкрейцер предназначена исключительно для тех, кто исповедует христианство? Такова, несомненно, была идея людей, которые ввели во Францию степень Розенкрейцер; и Рагон, который дает отчет об этой "Древней французской [степени] Розенкрейцер", которая почти идентична степени принятой в Англии, но давно забыта во Франции, возражает против нее по причине ее христианского характера. [382]
В этом отношении степень Розенкрейцер стоит особняком среди всех высших степеней, введенных во Франции в середине XVIII века, и только ее одну с любой вероятностью можно отнести к шотландскому якобитскому вдохновению. О дополнительных степенях в масонстве впервые услышали только через три или четыре года после того, как лорд Дервентуотер или его таинственный преемник лорд Харнуестер [383] сложили с себя полномочия Великого магистра в пользу герцога д'Антена в 1738 году, и только через восемь лет после того, как дело Стюартов получило смертельный удар в сражении при Куллодене в 1754 году, "Обряд совершенства", в который были включены так называемые шотландские степени, был составлен в следующей форме:
Обряд совершенства
Основные степени:
1. Подмастерье
2. Товарищ по ремеслу
3. Мастер-масон
Дополнительные степени:
4. Тайный мастер
5. Идеальный мастер
6. Личный секретарь
7. Интендант зданий
8. Проректор и судья
9. Избранный из девяти
10. Избранный из пятнадцати
11. Вождь двенадцати племен
12. Великий магистр-архитектор
13. Рыцарь девятой арки
14. Древний великий избранник
15. Рыцарь меча
16. Князь иерусалимский
17. Рыцарь Востока и Запада
18. Рыцарь розенкрейцеров
19. Великий понтифик
20. Великий патриарх
21. Великий магистр ключа масонства
22. Принц Ливана или рыцарь королевского топора
23. Суверенный принц-адепт
24. Командор "черно-белого орла"
25. Командующий королевской тайной [384]
Происхождение дополнительных степеней масонства
Достаточно взглянуть на степени с 4-й по 25-ю, чтобы увидеть, что на основе оперативного масонства [каменщиков] была построена система, состоящая из двух элементов: рыцарства крестоносцев и иудейской традиции. Что это, как не тамплиерство? Даже мистер Гулд, обычно сдержанный в отношении влияния тамплиеров, признает это в этот период:
"Во Франции ... некоторые шотландские ложи, по-видимому, очень рано создали новые степени, которые связали этих выдающихся шотландских каменщиков с тамплиерами, и таким образом вызвали последующий приток тамплиеров. Предполагается, что первыми из них были масоны Лиона, которые в 1741 году изобрели степень Кадош, олицетворяющую месть тамплиеров. С тех пор новые обряды множились во Франции и Германии, при этом все обряды французского происхождения имеют рыцарские корни и почти все - тамплиерские степени. В каждом случае связующее звено состояло из одной или нескольких шотландских степеней. [385]
Упомянутое здесь имя Кадош - это еврейское слово, означающее "святой", которое в каббале встречается в сочетании с Тетраграмматоном (четырёхбуквенным именем Бога) [386]. Считается, что эта ступень произошла от Великого Избранника [387], одной из трех "степеней мести", прославляющей отмщение за убийство Хирама. Легенда о Хираме превратилась в историю тамплиеров с Жаком де Моле в качестве жертвы и приняла окончательную форму в степени Рыцарь Кадош, которая позже стала тридцатой степенью "Древнего и принятого шотландского обряда". [388] Таким образом, осуждение нападения на власть, которую представляет мастер-масон, стало одобрением нападения на власть, которую представляет король Франции.
История извращения континентального масонства
Таким образом, введение высших степеней с их политическими, а затем и антихристианскими тенденциями, ознаменовало полный отход от фундаментального принципа масонства, согласно которому "ничто, касающееся религии или правительства, никогда не должно обсуждаться в ложе". По этой причине на них [континентальных масонов] нападали не только антимасонские писатели, но и сами масоны [389]. Поэтому изображать аббата Барруэля и профессора Робисона врагами масонства совершенно неверно; ни один из них не осуждал Ремесленное масонство, практикуемое в Англии, а только надстройку, возведенную на континенте. Поэтому Баррюэль навлекает на себя упреки Мунье за его покровительство английским масонам:
"Он хвалит их за уважение к религиозным убеждениям и авторитету. Когда он говорит о масонах в целом, он называет их нечестивыми, мятежными преемниками тамплиеров и альбигойцев, при этом считает невиновными анлийских масонов. Более того, невиновными он считает подмастерьев, товарищей по ремеслу и мастеров-масонов во всех частях мира; виновными являются лишь высшие степени, число которых невелико." [390]
С этим мнением Барруэля согласны многие масонские писатели - Клавель, Рагон, Ребольд, Тори, Финдел и другие, которых слишком много, чтобы их упоминать; все они указывают на Ремесленное масонство как единственно верное масонство, в то время, как высшие степени представляют опасность для Ордена. Историк масонства Эммануэль Ребольд, который привёл список этих писателей, цитирует масонскую публикацию, санкционированную Великим Востоком и Верховным Советом Франции, в которой говорится, что "из всех этих обрядов проистекают самые глупые концепции, самые абсурдные легенды, самые экстравагантные системы, самые безнравственные принципы и те, которые наиболее опасны для мира и государств", и поэтому, кроме первых трех степеней масонства, которые являются древними и универсальными, все остальное - "химера, экстравагантность, тщетность и ложь". [391] Разве Барруэль и Робисон использовали столь жесткие выражения?
Было бы абсурдно приписывать извращение масонства влиянию якобитов. Разве можно предположить, что Рамзи или лорд Дервентуотер (умерший набожным католиком на эшафоте в 1746) могли быть заинтересованы в подрыве католической веры или монархии? Я предполагаю, что термин "шотландское масонство" было просто прикрытием для тамплиерства - более того, тамплиерства совсем иного рода, чем то, из которого родилась первоначальная степень Розенкрейцер. Именно это так называемое шотландское масонство после отставки лорда Деруэнтуотера "смело выступило вперед и заявило, что оно является не просто частью масонства, а настоящим масонством, обладающим высшими знаниями и имеющим право на большие привилегии и право властвовать над обычным, то есть Ремесленным масонством". [392] Однако Великая ложа Франции, похоже, осознала опасность подчинения господству тамплиеров, и после смерти герцога д'Антена и его замены графом де Клермоном в 1743 году обозначила свою приверженность английскому Ремесленному масонству, провозгласив себя Великой английской ложей Франции и переиздав "Конституции" Андерсона с предписанием, что шотландские мастера должны быть поставлены на один уровень с простыми подмастерьями и товарищами по ремеслу и не иметь знаков отличия. [393]
Великая ложа Англии, по-видимому, была успокоена этим заявлением о характере французского масонства, поскольку в 1743 году, наконец, выдала ордер Великой ложе Франции. Однако именно с этого момента французское масонство начало вырождаться быстрее всего. Вскоре в Орден проникли интриганы. Этому способствовала апатия графа де Клермона, назначенного Великим магистром в 1743 году, который мало интересовался Орденом и нанял себе замену в лице учителя танцев по имени Лакорн, человека низкого характера, под влиянием которого ложи впали в состояние анархии. Так масонство Франции разделилось на враждующие фракции: Лакорн с толпой его сторонников из низшего сословия основали собственную Великую ложу Лакорна, а в 1756 году первоначальные масоны вновь попытались сделать Ремесленное масонство национальным масонством Франции, удалив слово "английской" из названия Великой ложи и переименовав его в "Великую национальную ложу Франции". Но многие ложи по-прежнему продолжали работать над дополнительными степенями.
Соперничество между двумя группами стало настолько ожесточенным, что в 1767 году правительство вынуждено было вмешаться и закрыть Великую Ложу.
Группа тамплиеров, однако, образовала две отдельные ассоциации: "Рыцари Востока" (1756) и "Совет императоров Востока и Запада" (1758). В 1761 году "Совет императоров" послал в Америку еврея по имени Стивен Морен, вооруженного доверенностью герцога Клермонского и Великой ложи Парижа и носящего звучный титул "Великого, совершенного и возвышенного мастера", с приказом основать ложу в этой стране. В 1766 году Морен был обвинен Великой Ложей в "распространении странных и чудовищных доктрин", а его патент на Великого инспектора был отозван [394]. Однако Морену удалось основать Ритуал Совершенства. Было назначено шестнадцать инспекторов, почти все евреи. Среди них: Исаак Йонг, Исаак де Коста, Моисей Хейс, Б. Спицер, Моисей Коэн, Авраам Джейкобс и Хайман Лонг.
Между тем, закрытие Великой Ложи во Франции не помешало встречам группы Лакорна, которая после смерти герцога Клермона в 1772 году учредила "Великий Восток" с герцогом Шартрским - будущим "Филиппом Эгалите" - в качестве Великого магистра. Затем Великий Восток предложил Великой Ложе отменить декрет об изгнании и объединиться с ним, и когда это предложение было принято, революционная партия взяла инициативу в свои руки, и герцог Шартрский был объявлен Великим магистром всех советов, глав и шотландских лож Франции [395]. В 1782 году "Совет императоров" и "Рыцари Востока" объединились, образовав "Великий генеральный капитул Франции", который в 1786 году объединился с Великим Востоком. Таким образом революционная партия одержала полную победу.
Необходимо вникнуть во все эти утомительные подробности, чтобы понять природу фракций, сгруппированных в тот период под знаменем масонства. Мартинист Папюс приписывает революционное влияние, которое сегодня преобладает в континентальных ложах, вторжению в них тамплиеров, и объясняет, что это произошло из-за изменений в Ордене Храма. Когда пост Великого магистратра занимал регент и его преемник герцог де Бурбон, революционные элементы среди тамплиеров получили наибольшую силу, но с 1741 года Великими магистрами Ордена стали сторонники монархии. Когда произошла революция, герцог де Коссе-Бриссак, бывший Великим магистром с 1776 года, погиб среди защитников трона. Таким образом, к середине века Орден Храма перестал быть революционной силой, и проникшие в него недовольные элементы больше не могли найти в нем убежища, они бросились в масонство, где достигнув высоких степеней, использовали его своих подрывных целях. По словам Папюса, Лакорн был членом группы тамплиеров, и возникшие разногласия были в основном борьбой между бывшими тамплиерами и настоящими масонами, закончившейся триумфом первых:
"Победившие повстанцы [тамплиеры] основали Великий Восток Франции. Поэтому современный масон может написать: Не будет преувеличением сказать, что масонская революция 1773 года была прелюдией и предшественницей Великой Французской революции 1789 года. Если что и требует тщательного исследования, так это тайные действия братства тамплиеров. Именно они являются настоящими инициаторами революции, остальные - всего лишь послушные агенты." [396]
Но все эти свидетельства приписывают пагубное тамплиерское влияние только французским тамплиерам, но существование их организации не имеет достоверных доказательств. Что несомненно и не подлежит отрицанию со стороны любого историка, - так это открытие Ордена тамплиеров в Германии в тот самый момент, когда так называемые шотландские степени были введены во французское масонство. Теперь мы вернемся в 1738 год и проследим за событиями, происходившими в этот важный момент за Рейном.
Начало главы 6 Список литературы (1-436) Список литературы (437-872) К Содержанию