Страховки в походы, или: Помоги Себе Сам!

May 03, 2015 16:02

Как обещал в посте об осенней трагедии на перевале Торонг Ла в Непале, расскажу о нашем опыте задействования походной страховки. Так получилось, что мне пришлось "изнутри" глянуть на схему их работы.
В данном случае речь пойдёт о страховке "All in One" израильской фирмы "АрЭль" (הראל).
Делаю это, ни в коем случае, не ради рекламы или анти-рекламы, это будет чисто информативная статья. Уверен, что и другие фирмы (не только израильские) ведут дела в подобных ситуациях в Непале примерно аналогичным образом.

(Повествование буду разбавлять фотографиями путешествия во время которого и произошло всё описанное ниже. За исключением нескольких фотографий, остальные прямого отношения к рассказу не имеют, и я заранее прошу прощения у тех, кому это может мешать.)






События:

С 13-го на 14-ое октября по Непалу пронеслась сильнейшая буря унесшая жизни нескольких десятков людей (местных и туристов).
Накануне, по окончании похода к Эвересту, мы расстались с нашим попутчиком Эмилем: я с intracranialis улетели обратно в Катманду, а он решил пройтись по тропе ведущей в сторону одной из вершин горы Кусум Кангуру и опробовать новое снаряжение (лезть на вершину он не собирался).
Эмиль достаточно опытный альпинист, шёл наверх имея при себе всё нужное, до базового лагеря ему помогал портер.
В ночь бури Эмиль находился на высоте около 5000 м.










14-го октября, вечером, я получил от Эмиля смс в котором он рассказывал, что в результате бури всё настолько сильно занесло, что спускаться вниз в одиночку представляется слишком опасным, а потому просит задействовать нашу страховку включающую в себя спасательный вертолёт. С ним всё хорошо, бурю переждал в палатке...










Сделав важные звонки (посольство, страховая компания...), сразу стало ясно, что вертолёт нужно искать самому, иначе придётся ждать вылетающих через сутки спасателей из Израиля, которые на месте будут договариваться с местными вертолётными компаниями. То есть всё может занять 2-3 дня! Иными словами, у страховой компании не имеется в Непале постоянного договора с местной вертолётно-спасательной фирмой о срочном предоставлении вертолёта!
В этом деле нам очень помог Абхи, директор тур фирмы FlyEast в Катманду, и уже на следующее утро мы с ним ездили в вертолётную фирму, договариваться о спасательном полёте. На карте я указал точное местонахождение Эмиля (благо связь с ним всё ещё поддерживалась с помощью смс). Также я связался с послом Израиля в Непале, который заверил владельца фирмы об оплате страховой компанией всех расходов требуемых на спасательные полёты.
К тому моменту весть о трагедии на перевале Торонг-Ла и о застрявшем на горе альпинисте уже гремела по всем израильским СМИ. Именно поэтому у меня была прямая связь с послом и его поддержка.










В свою очередь, страховая фирма АрЭль в срочном порядке выслала двух спасателей. Одному из них было поручено собрать информацию о пропавших без вести на Аннапурне, а второй направлялся на поиски и спасение Эмиля. Параллельно, как я уже описывал, в сторону Кусум Кангуру отправился известный израильский альпинист, Надав Бен-Еуда, чтобы тоже помочь в поисках Эмиля. По пути его покинул шедший с ним местный гид, отказавшись помогать, а позже Надав попал в лавину и только чудом уцелел отделавшись сотрясением мозга... Ему пришлось прекратить поиски Эмиля и ночевать в базовом лагере Кусум Кангуру.
15-го октября, во второй половине дня, первый вертолёт вылетел к Эмилю.
Не смотря на то, что Эмиль вертолёт видел и сигнализировал ему оранжевой палаткой на снегу и красной курткой, обнаружен лётчиком он не был. Вертолёт сделал один круг и улетел. Эмилю пришлось оставаться на третью ночёвку.
Еды, газа и пр. у него пока было достаточно.
Как стало известно позже, вертолётная фирма использовала один вертолёт на все задания в районе Эвереста, и поиск Эмиля был лишь одним из многих дел лётчика. От того тот и не посвящал более полу-часа данной задаче.










16-го октября села батарейка в телефоне Эмиля. Вертолёт пролетал над ним ещё пару раз.
17-го числа в Катманду прибыли израильские спасатели фирмы АрЭль.
Йохай, так звали одного из них, прямо с самолёта пересел в вертолёт и мы вместе полетели в очередной раз искать Эмиля. По дороге я ему показал карту, объяснил ситуацию... До Эмиля мы так и не долетели, лётчик сообщил о срочных заданиях (доставка груза и т.п.) и что нам придётся пару часов подождать на аэродроме в Лукле.
Йохай попытался ругаться и требовать, но лётчик заявил, что командир летательного аппарата и всей операции - он, а по сему решает всё сам.




(лётчик на следующем фото отношения к рассказу не имеет)






Наш вертолёт несколько раз улетал и возвращался, привозил и увозил баулы с продуктами и одеждой, канистры с бензином... А мы всё ждали. Напоминаю, что это вертолёт который якобы был нанят специально на поиски Эмиля!
Пока ждали, Йохай рассказал о своих планах в случае не обнаружения Эмиля: идти к нему пешком, предварительно набрав команду из портеров. То есть такая экспедиция должна была занять ещё как минимум 3-4 дня!
В конце концов вертолёт забрал Йохая и они полетели в район горы Кусум Кангуру.









Предупреждая вопросы и осуждения, уточню:
Все эти дни Эмиль не сидел в палатке без дела. Он постоянно провешивал верёвки и спускался по ним в поисках подходящего пути, пытался прокладывать в свежем снегу тропу... постепенно перемещаясь как можно ниже и ближе к базовому лагерю. В результате сильно вывихнул себе ногу и еле передвигался неся всё снаряжение на себе.
Вот несколько фотографий сделанных им будучи на горе:




новое местонахождение палатки, более подходящее для посадки вертолёта



вид на ущелье по которому постоянно пролетал спасательный вертолёт



Ровно через 20 минут после вылета, вертолёт вернулся в Луклу, и из него выгрузились Йохай (израильский спасатель фирмы АрЭль), Надав Бен-Еуда (израильский альпинист вышедший на поиски Эмиля), и сам Эмиль.

из его рассказа:
16-го числа, как только села батарейка, и поняв что забирать его не особо собираются, Эмиль решил, во что бы то не стало, спуститься в базовый лагерь. Снег уже успел подтаять.
17-го октября, достигнув базового лагеря, Эмиль встретил Надава. А во второй половине дня прилетел вертолёт забравший их обоих.
В Лукле лётчик нам поведал, что в его обязанности входили только поисковые работы, а в случае потребности спасательных работ с зависанием в воздухе и т.п. он бы нам отказал. Вертолёт для этого не предназначен.

Кроме того, оказалось, что карты одного и того же района, напечатанные разными агентствами, сильно отличаются друг от друга. Таким образом на карте Эмиля просто отсутствовали половина троп указанных на моей карте горы Кусум Кангуру.
Всегда проверяйте несколько видов карт и сверяйте между собой!

Эмиль по возвращении, на взлётной полосе в Лукле (с удивлением изучает мою карту с обозначенными тропами):



Надав:



В Катманду нас ждали представители посольства и вертолётной фирмы, которые долго фотографировались с Эмилем и Надавом...

Вывод:

У страховых компаний обещающих в случае нужды спасательные действия (в Непале) не имеется постоянных договоров с местными фирмами о срочном предоставлении вертолётов\гидов\команд... Хотя в рекламах прямо говориться: "вертолёт страховой компании ИКС забрал пострадавшего...". Это не так.
Каждый раз затрачивается уйма времени на поиски и договорённости. Если бы Эмиль серьёзно пострадал и не мог передвигаться, то, в лучшем случае, помощь пришла бы к нему через неделю. В некоторых ситуациях это уже слишком поздно. Кроме того, найденная подобным образом вертолётная фирма в первую очередь занята зарабатыванием денег, а потому не выделяет вертолёт исключительно ради спасательных работ, и по пути исполняет дополнительные заказы (перевозка груза, людей...). При этом, оплата насчитывается в соответствии с лётными часами, что может подталкивать фирмы специально удлинять поисковые операции.
Фирма АрЭль, как и было обещано, в срочном порядке выслала высококвалифицированного спасателя (офицер спасательного спецназа израильских ВВС), и без проблем полностью оплатила все затраты на вертолёт и т.д. .
Считаю, что посольство должно иметь подписанные договоры с несколькими вертолётными фирмами в Непале, по которым фирмы обязуются в срочном порядке выделять технику и людей исключительно на спасательно-поисковые операции. А страховые компании уже будут оплачивать каждый подобный вылет.
В любом случае, следует полагаться только на себя самого и стараться не попадать в подобные ситуации.

Ну и Эмилю:
не фиг одному в горы ходить! :)

А теперь ещё немного фотографий из нашего путешествия (часть из них сделана intracranialis):
































































горы, трекинг, фотография, природа, история, перелёт, походы, активный отдых, Непал, туризм, треккинг, Гималаи

Previous post Next post
Up