В этом посте я бы хотел сравнить системы скоростного автобусного транспорта (BRT) и системы легкорельсового транспорта (LRT), перечислить их основные достоинства и недостатки.
Например, в системе LRT целесообразнее строить станции реже, но эти станции смогут стимулировать развитие территорий, экономики в большей степени, нежели более частые станции BRT.
Между тем, BRT может иметь больше направлений и маршрутов. При этом автобусы, как правило, имеют более низкие единица-километр затраты, а легкорельсовые системы - более низкие пассажиро-километровые затраты за счет более высоких коэффициентов нагрузки.
Более подробно рассмотрим все «за» и «против» по каждому пункту.
"Плюсы" BRT:
Гибкость
Автобусные маршруты могут легко изменяться, даже временно при необходимости, например, если дорога закрыта на ремонт или если изменился спрос по определенному направлению. При этом LRT не имеет такой гибкости и ориентированы на более постоянные и крупные пассажиропотоки.
Инфраструктура
Автобусы могут использовать существующие дороги и общие полосы движения могут быть преобразованы в выделенные полосы.
Совместимость
Несколько маршрутов могут сходиться на одной выделенной полосе. При этом возможна организация дополнительных полос для обгона, что дает возможность решить проблему очереди на всей выделенной полосе.
Низкие капитальные затраты на инфраструктуру
При этом преобразование существующей инфраструктуры (выделение полос движения на дорогах общего пользования) может быть в 3-4 раза дешевле строительства собственной инфраструктуры.
Низкие эксплуатационные расходы
Сравнительно с ЛРТ более низкие эксплуатационные расходы на пассажиро-милю на маршрутах с низким пассажиропотоком.
Маршрутная сеть
Возможность организации густой сети с большим количеством маршрутов "от места до места", тем самым исключая частые пересадки.
Частые остановки
BRT не теряет преимуществ при организации частых остановок, что обеспечивает шаговую доступность до остановочных пунктов по всей протяженности линий.
Быстрота строительства
Инфраструктура BRT гораздо проще, поэтому системы разворачиваются сравнительно быстро.
Система BRT в Гуанчжоу, Китай
"Плюсы" LRT:
Большой спрос
Системы ЛРТ способны перевозить в разы большие пассажиропотоки, иногда соизмеримые с системами метрополитена.
Комфорт
Подвижной состав в системах ЛРТ более просторный, с большим количеством сидячих мест. Разгон и торможение более плавные. Зачастую посадка производиться с платформ.
Привлекательность
Для пассажиров легкорельсовый транспорт предпочтительнее автобусного: вот например
результаты одного из опросов.
Низкие эксплуатационные расходы
Сравнительно с BRT более низкие эксплуатационные расходы на пассажиро-милю на маршрутах с высокими пассажиропотоками.
Экономический рост
Из-за больших пассажиропотоков вблизи станций наблюдается бурное развитие коммерческого сектора, что в свою очередь влияет на привлекательность района и рост стоимости жилья.
Бережное землепользование
Из-за сравнительно высокой стоимости строительства, повышения плотности коммерческих площадей, пространство используется более бережно. Кроме того, на конечных пунктах нет надобности выделять площади под разворотные кольца, так как подвижной состав используется зачастую "двухголовый".
Экология
Электрический рельсовый транспорт признан в мировом сообществе экологически чистым видом транспорта.
Скорость
ЛРТ имеет большую среднюю скорость по сравнению с автобусным транспортом.
Срок службы подвижного состава
Срок службы вагонов ЛРТ в разы больше срока службы автобусов.
Система LRT в Кальяри, Канада.
"Минусы" BRT:
Непостоянство
Обратная сторона гибкости системы. Систему чаще "перенастаривают": меняется расписание, маршруты, размер подвижного состава.
Провозная способность
Автобусы в разы менее вместительнее вагонов ЛРТ.
Высокие эксплуатационные расходы
При больших пассажиропотоках расходы на пассажиро-милю значительно выше.
Срок службы
Срок службы автобусов ниже.
Очередь из автобусов, Оттава, Канада.
"Минусы" LRT:
Капитальные затраты
Внушительные затраты на строительство инфраструктуры
Высокие эксплуатационные расходы
При малых пассажиропотоках расходы на пассажиро-милю значительно выше. В связи с этим строить системы ЛРТ для малых пассажиропотоках нецелесообразно.
Редкие остановки
При частых остановках преимущество ЛРТ теряется. В связи с этим пешеходная доступность до станций локальна.
Что-то забыл? Давайте обсудим!