В большом зале с высоким потолком за рядами с компьютерами сидят операторы в желтой униформе. Они следят за происходящими изменениями на большом экране, растянувшемся вдоль всей огромной стены перед ними. Контроль производится в режиме реального времени, 24 часа в сутки, 365 дней в году. В центральной части консоли расположена огромная интерактивная схема - мы находимся в главном "центре управления полетами" Гонконгского метрополитена, Hong Kong's MTR Super Operation Control Center (Super OCC). В течение дня на большом экране показывается движение поездов на каждой линии, а также ситуация на каждой платформе каждого пути.
По состоянию на начало 2015 года Гонконгское метро насчитывает 258,4 км путей и 172 станции, включая 68 станций скоростного трамвая. Ежедневный пассажиропоток составляет более 5 млн пассажиров в день. Метро работает 20 часов в сутки и осуществляет более 8000 рейсов в день - при этом, по данным компании, уровень пунктуальности составляет 99,9%. Чем же обеспечена такая пунктуальность? Чтобы это понять надо попасть в центр управления в полночь.
В это время последний поезд гонконгской подземки отправляется в депо, и в дело вступает десятитысячная армия ремонтных рабочих, чьи действия координирует искусственный интеллект (ИИ). Алгоритмическая система искусственного интеллекта следит за функционированием всего метрополитена, определяя наиболее важные задачи технического обслуживания и распределяя ремонтные бригады соответствующим образом. Например, поврежденный путь на севере Гонконга получит приоритет перед плановым выравниванием рельс в других районах города.
При этом, разумеется, если ИИ-система упустит ту или иную проблему, обслуживающий персонал сможет внести необходимые коррективы.
Компания MTR Corp., создавшая ИИ-систему для подземки в Гонконге, планирует внедрить ее в Пекине, Лондоне, Сиднее и ряде других городов во всем мире. Тем временем система, развернутая в Гонконге, демонстрирует связь людей, процессов, данных и физических предметов в действии. Датчики, установленные вдоль путей, на стрелках и семафорах, генерируют гигабайты данных, которые подвергаются анализу в реальном времени. Это позволяет делать практические выводы и принимать хорошо продуманные решения. После этого в дело вступают люди и процессы.
Небольшой пафосный ролик:
Click to view
Ремонтники знают наверняка, где и когда требуется их вмешательство, и при этом не тратят время на согласование графика работ или выбор приоритетных задач. Кроме того, ИИ-система следит за уровнем шума, автоматически обеспечивая соблюдение местных правил относительно тишины в ночное время.
В первой половине 2014 года, система работала 120 дней подряд без единого промедления (не более 8 минут). При этом, на решение ежедневных проблем в среднем в центре управления тратят от одной до двух минут.
Каждый год на техническое обслуживание, модернизацию и реконструкцию в систему инвестируется около 5 млрд гонконгских долларов ($ 645 млн) - это рекордное количество среди остальных городов во всем мире.
"Соединение всех линий в одном центре управления - очень важный момент", говорит операционный руководитель группы MTR, Jacob C. Kam. "Ведь если на одной линии сбой - на других линия мы должны компенсировать потерянное время"
Словом, гонконгский метрополитен -образцовый пример согласованной работы машин и людей.