Молодой строитель Магнитогорского меткомбината, 1931 год
В конце 20-х годов XX века почти три четверти производимого металла в СССР приходилось на т.н. Южный промышленный район - Донбасс и Украину. Дискуссия о необходимости иметь вторую металлургическую базу в лице Урало-Сибирского комбината в дополнение (а также, возможно, как и противовес Украине) привела к политическому решению о создании на Урале и в Сибири новых железорудных и металлургических производств, прежде всего, Кузнецкого и Магнитогорского меткомбинатов.
Экономические расчеты, проведенные Госпланом Украины в 1925-1927 годах, показали, что себестоимость восточного металла будет выше, чем южного. Однако большого значения эти данные не возымели и создание восточного промышленного района было одобрено окончательно в 1928 году. Впрочем в первом пятилетнем плане, утвержденном в апреле 1929 года в сторону Юга все же был сделан большой реверанс - большевики запланировали там реконструкцию существующих и строительство нескольких новых, мощных комбинатов - будущей Азовстали, Криворожстали, Запорожстали и расширение Днепровского металлургического завода. В результате, к второй половине 30-х годов Юг превратился в полноценный советский "Рур": недорогая и качественная руда Криворожского бассейна, дешевая электроэнергия ДнепроГЭСа, Зуевской, Дзержинской и Штеровской ГРЭС, а также великолепные коксующиеся угли Донбасса при постоянном росте производственных мощностей определили сохранение приоритета Южного промышленного района в металлургии.
В то же время развитие Урала и Сибири, как и Центрального промышленного района (там были построены Новолипецкий завод, ряд рудных предприятий, расширены Косогорский, Новотульский заводы и комбинат "Свободный Сокол", которые почти на 30% снабжались криворожской рудой) к концу 30-х годов замедлилось. Ряд производств - Бакальский, Новотагильский и Орско-Халиловский комбинаты оказались долгостроем. Расходы на перевозку руды с Урала в Кузбасс (для КМК) и угля оттуда на Урал (для Магнитки) постоянно росли. Мало того, темпы прироста добычи уральской железной руды, которые расценивались как ключевой фактор успеха Урала оказались не столь высоки, как ожидалось. Впоследствии объемы добычи стали даже падать. В Кузбассе и на Алтае крупных месторождений тогда еще открыто не было. Пиковым годовом стал 1932.
Тогда на Урале было добыто 12,8 млн. тонн железной руды, на Юге - только 8,4 млн. тонн, а еще около 0,5 млн. тонн пришлось на Центральный район. Однако в следующие пять лет добыча железной руды на Урале заметно снизилась. В 1937 году на Урале было добыто лишь 9,2 млн. тонн руды, тогда как Юг резко рванул в отрыв: там было добыто 17,2 млн. тонн! В почти три раза выросла и добыча в Центре - до 1,4 млн. тонн.
Л.Б. Кафенгауз. Эволюция промышленного производства России: последняя треть XIX века - 30-е годы XX века. М., 1994. С. 683
Не удивительно, что по итогам 1940 года производственные параметры трех основных промышленных районов по выпуску металла, а также одного вспомогательного - Северо-Западного (Ленинград), распределились следующим образом:
Производство чугуна:
Юг - 64,7% (9,6 млн. тонн)
Урал - 28,5% (4,25 млн. тонн)
Центр - 6,8% (около 1 млн тонн)
Северо-Запад - 0
Выплавка стали:
Юг - 60,8% (более 11 млн. тонн)
Урал - 28,2% (5,16 млн. тонн)
Центр - 8% (1,5 млн. тонн)
Северо-Запад - 3% (0,59 млн. тонн)
Производство проката:
Юг - 57% (7,45 млн. тонн)
Урал - 32% (4,2 млн. тонн)
Центр - 7% (0,94 млн. тонн)
Северо-Запад - 4% (0,51 млн. тонн)
(Промышленность СССР, М., 1957. С. 112-114).
Как видно, доля Урала в общем объеме производства серьезно уступала показателям советского Рура. Нельзя сказать, что финансирование было не в пользу восточной металлургии. По данным Наркомтяжпрома, в 1927-1932 годах из общей суммы капвложений в предприятия черной металлургии в "восточные" заводы было вложено 46% всех инвестиций, в южные - 45,6%, а остальные - в заводы Центра. Общая сумма инвестиций составила 2,46 млрд. рублей. По итогам второй пятилетки, в 1932-1937 годах, капитальные вложения распределились следующим образом:
Восток - 36,3% (снижение объясняется тем, что основные стройки на Урале были в это время законсервированы)
Юг - 56,4%
Центр - 10,5%
Общая сумма инвестиций составила около 6 млрд. рублей.
РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 28. Д. 71. Л. 11
С 1938 года удельная доля Урала и Сибири в государственных капвложениях начала снова расти и на 1940 год составила более 42%. Тем не менее, на момент начала войны Урал и Сибирь оставались в СССР все же второстепенным металлургическим центром, который к тому же проигрывал чисто экономическое и технологическое (на Урале почти не делали спецсталей) соревнование Югу.
Впрочем, смысл Урала был не в этом. Он создавался в первую очередь как резервная, автономная металлургическая база, до которой ни один противник не смог бы добраться. Именно этим объясняются гигантские инвестиции большевиков в этот регион, который пусть и с трудом, но все же сумел к началу войны занять 28-30% общеметаллургического производства страны.
В политическом плане большевики оказались провидцами и все их страхи оправдались: утеряв свой "Рур" к концу 1941 - середине 1942 годов, а также предприятия части Северо-Западного и Центрального районов, далее они воевали лишь за счет второстепенной, по советским довоенным меркам, уральской металлургии.