Индустриализация, принудительный труд и трудовой энтузиазм.

Jan 08, 2013 22:57

Оригинал - http://dmitrij-sergeev.livejournal.com/478371.html

Странным образом до сих пор широко популярен сталинский еще миф о «массовом трудовом энтузиазме 30-х годов». Дескать, советский народ с воодушевлением напрягал все силы, дабы добиться успехов в выполнении пятилеток.

Интересно, что о том, какого рода ожидались успехи, в советское время не говорилось. Ни в каких публикациях. Результаты пятилеток измерялись в нечеловеческих количествах тонн стали, чугуна, угля, нефти, киловатт электроэнергии и пр. непригодных для прямого употребления вещей. А о предполагаемом конечном продукте беззаветных усилий советского народа, нигде никогда не упоминалось.

Молчаливо предполагалось, что советский труженик был счастлив от одного перечисления несъедобных цифр.

Вообще-то, такое явление как «массовый трудовой энтузиазм народа» не существует вообще. Не может существовать ни при каких условиях.

Если труд свободный (как в России до революции или при НЭПе) люди работают - кто с удовольствием, кто без - ради того, чтобы относительно прилично жить. И все.
Если труд несвободный - как в СССР после 1929 г. - то тем более, какой энтузиазм!
С тем же успехом можно говорить о трудовом энтузиазме заключенных советских концлагерей.

Слава Богу, в российских научных публикация на эту тему уже пишут (иногда) без особых экивоков и смущения. Хотя и не часто.

Вот отличная цитата:

«Проблема эффективности принудительного труда в СССР в сталинскую эпоху чрезвычайно значима для определения характера сталинской политики в целом. Все историки сходятся на том, что принудительный труд стал значимой и неотъемлемой частью экономики страны. Однако исследования проблемы его эффективности либо грешат поверхностностью и упрощенчеством, либо носят постановочный характер.
Определимся с рабочей терминологией. Существуют десятки определений понятия «принудительный труд». Не претендуя на первородство и единственно верный подход к определению термина, обозначим то, с чем, по-видимому, согласится большинство исследователей. Принудительный труд - это такой труд, главным стимулом которого является насилие. Если говорить о том, кто принуждался к труду в СССР, в первую очередь приходят на ум заключенные, спецпоселенцы, трудармейцы, военнопленные, интернированные, узники проверочно-фильтрационных лагерей. То есть те, кого в документации НКВД-МВД относили к «спецконтингенту» - категории населения, подконтрольной НКВД, в большей или меньшей степени ограниченной в правах и, как правило, принуждаемой к труду. Однако, по большому счету, труд остальной части населения трудно назвать «вольнонаемным». Вряд ли повернется язык назвать вольным труд колхозника, почти ничего не получавшего за свои трудодни и не имевшего права покинуть колхоз, или труд заводского рабочего, фактически прикрепленного к предприятию Указом ПВС СССР от 26 июня 1940 г. По большому счету, вольного труда в СССР не существовало, имелись лишь разные градации труда принудительного. Поэтому, сравнивая принудительный труд с вольнонаемным в СССР, мы должны понимать, что сравниваем не с действительно вольным трудом (как в ряде стран того времени), а с трудом, в сущности, принудительным, но все же имеющим дополнительные степени свободы, по сравнению с подневольным трудом заключенных»
А.Б. Суслов. Принудительный труд на Урале (конец 1920-х - начало1950-х гг.): эффективность и производительность». В сборнике: «Гулаг. Экономика принудительного труда», М., Росспэн, 2008, с. 255
Previous post Next post
Up