Оригинал взят у
seva_riga в
Формирование элиты - от необходимого к неизбежному В
инструкции по совершению революций, наспех перечислив формы и способы самоорганизации населения, я пообещал вернуться к этой теме при наличии интереса. Так как такой интерес detected, попробую продолжить эту актуальную для любого кризиса тему, а для текущего - системного и глобального - особенно.
Но для начала позволю себе немного теории - исключительно ради того, чтобы под одними и теми же словами и терминами не понимать разные смыслы:
1) Революция - это всегда смена отношений, причем циничная - не на более гуманные и справедливые, а на более технологичные и менее затратные.
2) Упомянутые отношения - это прежде всего отношения по распоряжению, владению и пользованию жизненно важными ресурсами, которые тянут за собой все остальные - отношения между гражданином и государством, отношения международные, семейне и прочие.
3) Изменение отношений в обществе - всегда шаг вынужденный. Человек по натуре своей ленив и консервативен и пойти на что-то принципиально новое (более технологичное и менее затратное) может только под угрозой потери конкурентоспособности с последующей потерей средств для выживания.
4) Близость революции диагностируется по нарастающему недовольству элитой, которая медленно, но верно в глазах управляемых превращается в псевдоэлиту, недоэлиту и прочие обидные прозвища. Авторитет элиты тает до состояния, когда её уже не воспринимают, как людей, имеющих право отдавать распоряжения. А дальше - парад неповиновений, хаос, дезинтеграция государственного аппарата.
То есть с недовольства элитой видимая часть революции начинается и сменой элит - заканчивается. И именно этой, надводной части "айсберга" мы уделим сегодня пять драгоценных минут вашего времени.
Что произошло во время акции "Бессмертный полк"? Кроме почитания памяти героев. Кроме демонстрации приверженности общества ценностям патернализма. Кроме демонстрации сплоченности перед "нашими западными партнерами"... Помимо всего этого, акция оказалась демонстрацией востребованного образа героя нашего времени, которого российское общество считает элитарным. Причём этот образ имеет понятное и востребованное главное конкурентное отличие, описанное в Евангелие от Иоанна в главе 15 :13. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя". То есть, по мнению очень широкого круга людей, гораздо большего, чем граждане РФ, жертвенность является (должна являться) первым и главным признаком тех, кого можно считать элитариями.
Этот признак и его носители отнюдь не являются чем-то принципиально новым, просто сейчас, во время системного кризиса, их востребованность выросла кратно, ибо коллективное бессознательное гражданского общества (пока еще на инстинктивном уровне) поняло - только с такой "фронтовой" элитой оно имеет шанс на выживание. А вот с тем явлением, которое сейчас дружно называют псевдоэлитой или уничижительно "илиткой" - прямой путь только на кладбище.
Кстати, проигрышность своих собственных "портретов" на фоне портретов фронтовиков нынешние "хозяева жизни" и "звёзды гламура" прекрасно понимают, поэтому так жидко и были представлены на марше "Бессмертного полка" нынешние оккупанты телеэкранов и глянцевых журналов. Соседство с образцами реальных элитариев для них непереносимо. Не дай Бог этот плебс увлечётся и начнет требовать такой же жертвенности от них самих, и оценивать успешность и элитарность не по количеству карат и тоннажу яхт, а по каплям реальной крови и литрам реального пота, пролитого не за себя любимого, а как раз за этот плебс. Это же будет катастрофа...
И катастрофа будет обязательно. Или для "элитки", или, если она удержится у бюджетной кормушки, у всей страны в целом. И вот с этого момента мы как раз и перейдем к теме прошлой главы о революции через создание обстоятельств, а не через борьбу с конкретными личностями, которые действуют под давлением этих обстоятельств.
У нас тут, внизу, вряд ли получится повлиять непосредственно на принимающих решения о назначении на руководящую должность. Но создать критерии и определить измеряемые показатели человека, достойного занимать эту должность, мы вполне в состоянии. Тем более, что процесс уже запущен и скорее всего - необратим. Теперь бы образ "Бессмертного полка" экстраполировать на день сегодняшний. Героев нашего времени тоже хватает. Совсем молодые мужики с орденами мужства и медалями "За Отвагу" - отнюдь не редкость, и боевые награды, как один из критериев принадлежности к элите, я считаю, вполне достойно могут соперничать с наличием анонимных счетов в швейцарском банке. Дело только за тем, готовы ли мы их признавать таковыми.
Что касается мирных профессий, то лично для меня признаком элитария является способность собственноручно пострить предприятие. Не приватизировать, не отжать, а именно построить там, где вчера был пустырь или развалины. Я даже считаю, что в настоящих, отнюдь не комфортных условиях такой подвиг вполне аналогичен тем, за что на войне дают орден мужества и звание Героя. Что тут со мной поделаешь?! Считаю я демидовых и третьяковых реальными героями и прямыми антиподами прохоровым и полонским, и всё тут.
Мешает формированию новой элиты сегодня всего только одно препятствие - категорическое нежелание существующей антиэлиты даже заикаться о существовании таких людей. Выйдешь на улицу, встретишься в кабинете - есть такие герои и их не мало. Включишь телевизор, развернешь газету - и их как бы и нет, а есть сплошные домдва и танцысозвездами. Традиционные медийные каналы молотят круглосуточно, пытаясь заместить настоящих героев фальшивками и суррогатами, дискредитируя себя и сваливаясь из статуса повелителей мозгов в статус "зомбоящиков" и "желтой прессы".
Но Слава Богу, современные средства коммуникации создали новые способы и формы обмена данными. В рамках этих новых форм, считаю, можно и нужно активно формировать, стандартизировать и публиковать критерии и измеряемые параметры адекватной вменяемой и, что самое главное, ответственой элиты. Не надо стесняться рассказывать о живых и здравствующих военных и гражданских героях, формируя еще один полк, следующий за бессмертным. Страна должна знать своих героев, а герои должны знать, что страна их знает, помнит и считает примером для подражания и доверяет им в управлении.
В данной заметке я воздержусь от описания каких-либо практических шагов, равно как и про уже существующую практику в этом направлении, но буду благодарен, если читатели расскажут о таковой, если слышали, видели или принимали участие.