В. А. Сухомлинский был убежден, что, если чтение не насущная потребность, то немыслимо развитие души ребенка. Книга, ее слово - родничок духа.
Сухомлинский категоричен, если речь идет о музыке, о красоте природы. Педагог считал, что человек со скрипкой в руках, никогда не поступит плохо. А мало ли шатающихся хулиганов с гитарой? А фашисты, знающие толк в истинном исполнении?
И все же - «скрипка в руках» - важный духовный контекст.
Павлышевский директор сначала вел малышей в школу радости: голубое небо, луг в цветах, родник в лесу.
Ребенок живет в мире радости. И когда появляется в этом мире вопрошающий «Сделал - не сделал урока», это является самым вредным. Именно эти воспитатели прививают ребенку отвращение к книге, культуре, к науке. Культура - не мешок, где чем больше сложил вещей, тем лучше. Зубрежка, томительное сиденье над учебниками заковывает живую душу в темницу.
Януш Корчак говорил о невозможности определить, когда школьник получает больше эмоций при взгляде на доску или в окно.
Однако не будем сомневаться. Не оставим попыток учить ребенка сосредоточенности на предмете, умению слушать и видеть. Важно, чтобы столь же трепетно относились к его духовному миру.
Когда Сухомлинский ведет детей в луга, это начало постижения слова, ритма музыки и стиха.
Он прав, потому что не каждый педагог соединит радость труда с творчеством. Если воспитанник увидит серебрящуюся паутинку в поле, то он поймет поэта, и его охватит радость от понятого.
Если воспитатель хочет зажечь в ребенке малую искру, ему надо, по словам Сухомлинского, вобрать в свою душу мгновение света. Мы хотим учить ребенка. Нам предстоит для этого много и трудно учиться.
Феномен «зеркала»: удвоение ребенка -
http://style-pro.livejournal.com/684075.htmlОт любви одни неприятности -
http://style-pro.livejournal.com/678293.htmlЖизненные жернова. Профессия - Мама. -
http://anonimusi.livejournal.com/97128.html