Вдогонку моих предыдущих постов про реагенты -
Реагенты (фото) и
Москва! Подпишись за отказ от использования реагентов, мне тут подкинули крутой материал о борьбе с гололедом за рубежом. Я оттуда вычленил все самое интересное и собрал в пост. Вот:
СОЛЬ (NaCl)
Чаще всего используется в России
Плюсы: Дешевизна
Минусы: Соль - это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.
ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА
Используют: АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ
Плюсы: экологичность, возможность повторного использования
Минусы: задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.
После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок - тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка - экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.
Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко.
МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА
Используют: ШВЕЦИЯ
Плюсы: эффективность, экологичность, долговременный результат
Минусы: нужна специальная дорогостоящая техника
В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90-95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3-7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ
Используют: США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
Хлорид магния
Плюсы: высокая эффективность
минусы: дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов
Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.
Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция
Плюсы: экологичность
Минусы: высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре
Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.
Мочевина
Плюсы: полезна для окружающей среды
Минусы: в 7 раз дороже соли, малоэффективна
Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.
НИКАКИХ СРЕДСТВ
Используют: ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН
В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15-20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.