У лиственницы на склонах горы Сагархая
Продолжалось 20.06.2024. А мы продолжали движение по кольцу, и дорога постепенно загибалась к югу. Следующим пунктом у меня в списке был хребет Сагархая. К достопримечательностям Степного кольца он не относился, но в каталоге памятников природы геокарты N-46-XIX упоминался несколько раз. Поэтому я решил, что он заслуживает внимания.
Хребет Сагархая на карте Генштаба (1:100000)
Мы проехали через Чарков (перед селом асфальт заканчивался), и хребет сразу возник на горизонте. По внешнему виду он сильно отличался от остальных гор, и Светланино «зачем мы сюда вообще заехали» быстро сменилось на «интересная гора, давай подъедем ближе».
Хребет Сагархая издалека (на среднем плане - гора Карата)
На южной оконечности хребта нас встретила горка с собственным названием Карата (хотя, почему она «кара», было не совсем понятно - по цвету она была такая же зеленая, как и степь вокруг). Проселочная дорога вилась по пади Чазыпохаях, но приближаться к хребту категорически не желала. А мы хотели подъехать как можно ближе.
И тогда Светлана высказала предложение свернуть с вредной дороги и заехать на холмы у подножия, чтобы утром меньше топать пешком. Я искренне удивился, поскольку раньше за супругой никогда не наблюдалось энтузиазма в отношении заезда на какие-либо возвышенности. Но, видимо все меняется в этой жизни. И мы заехали на холмы западной стороны, выбрали место поровнее и встали на ночлег.
Ночлег на зеленых холмах (Орка - маленькое пятнышко в центре кадра)
21.06.2024. Пятница. Утром мы встали пораньше (часов в семь) и после завтрака проехали на Орке выше по холмам, выгадав еще метров 50 или даже больше по вертикали. Дальше дорогу преградил овраг (лог) и мы вынуждены были остановиться.
На краю лога
Некоторое время мы побродили по логу, разглядывая его вертикальные стенки (их породы легко растрескивались и выкрашивались, образуя многочисленные отверстия разных размеров). Затем двинулись вверх, на прогулку по хребту, планируя подняться на его высшую точку - гору с таким же названием Сагархая.
Стены лога
Одно из отверстий в стене лога
Вверх по склону
Насколько можно было судить по карте, геологическое строение горы было сложным. Там имелись породы венда (доломиты и известняки), нижнего девона (песчаники и алевролиты) и среднего девона (известняки, алевролиты и песчаники вперемешку). Куда запропастились остальные породы палеозоя, которым полагалось находиться между вышеупомянутыми вендом и девоном, история умалчивает. Плюс где-то на севере проходил надвиг одних пород на другие. Так что неспециалисту в эти дебри лезть не стоило.
Видны слои разных пород
Еще более наглядно
А здесь один слой выступает из-под другого
Поэтому мы поднимались не спеша, разглядывая окрестный пейзаж и камни под ногами. Вначале попадался только известняк, ближе к вершине горы стали появляться и другие породы.
Породы разных цветов
«Скелетный» камень: мягкая порода разрушилась, но осталась твердая, заполнявшая трещины
Следы былой активности (небольшие зеркала скольжения на нижнем блоке)
Многие камни были покрыты лишайником. Одни поверхности он покрывал сплошь, на других выводил узоры - оранжевого, белого и черного цветов.
Сплошной ковер из лишайников
Белые узоры
Все три цвета сразу
Наиболее интересные узоры создавал белый лишайник. Его завитки очень напоминали изображения облаков в тибетской живописи. Нам попадались даже целые плоские поверхности, которые выглядели, как стена, покрытая фресками.
Картинная галерея
«Облака, плывущие над горной долиной»
По мере подъема по склону внизу открывался вид на степные просторы и низкую часть хребта. На юге виднелась гора Карата, и теперь вопрос о названии отпал сам собой: с этого ракурса гора действительно была черной.
Вид со склона
Скальные поверхности внизу
Вид на юг: гора Карата стала черной
Из деревьев на склонах закрепились лиственницы. Но и им расти здесь явно было нелегко. Мы встретили несколько сухих закрученных стволов, что говорило о силе здешних ветров.
Лиственница на каменистом склоне
Закрученные стволы
А этот буквально в узел завязан!
И, конечно, склоны были богато усеяны цветами альпийских лугов: начиная от знаменитых, но невзрачных эдельвейсов и заканчивая яркими незабудками.
Почему бы цветам не расти и на голом камне?
А из фауны нашу прогулку скрашивали утки. Нет, там и другие птицы попадались, но утки играли первую скрипку. Они парами и группами совершали плавные круги над степью и склонами хребта, оглашая воздух криками. Мы бродили по горе несколько часов, и все это время утки продолжали свои полеты. У них явно сегодня был тренировочный день, и они старались вовсю. Поскольку собираться в теплые края им явно было еще рановато, мы предположили, что они ставят молодняк на крыло.
Словом, нашу прогулку вверх по склонам Сагархая, среди цветов, лишайников и птиц, без натяжки можно было назвать отдыхом и очень приятным времяпровождением.
Чем не пляжный отдых?
Вершину Сагархая венчала трига, да и на склонах попадались реперные метки. Видимо, гора была в свое время «популярным местом» у геодезистов.
Репер Главного управления геодезии и картографии
Трига
С вершины открывался вид на окружающие просторы. На северо-востоке лежали озеро Улугколь и Камызякская степь, а за ними - Долина Царей, где мы были вчера.
Наверху
Бросив прощальный взгляд на окружающие просторы, мы двинулись в обратный путь, к поджидающей нас Орке. Как раз наступило время обеда, поэтому рассказ будет продолжен уже в следующей части…
По пути вниз
Вернулись к скучающей Орке (снова маленькое пятнышко в центре, но уже с другого ракурса)
Переход к следующей записи