"Битва за эффективность" - книга по бизнесу c картинками. Часть 1.

May 14, 2013 11:00


Проект на сайте Дизайн-Бюро
«Битва за эффективность» - часть 2

Книги по бизнесу - тема, от которой сводит зубы. Даже умные и хорошо написанные издания объединяет одно: как правило, книги по бизнесу отвратительно сделаны. Однообразный плоховато сверстанный текст (зачастую это плохой перевод с американского), иллюстрации из сборника «Самые новые клипарты-98», печать на туалетной бумаге - наверное, все это видели.

Мы постарались сделать нечто достойнее всей этой макулатуры - книгу, в которой иллюстрации и верстка несут смысловую нагрузку, продолжают и развивают авторский текст.

Подробно о проекте читайте на нашем сайте, а сейчас я расскажу о том, как мы все это делали.



Проект начинается с тендера. Автор издания (будущий заказчик) справедливо считает, что лучше один раз увидеть, и предлагает сделать эскизный дизайн одного из разворотов книги.

Изучаю рукопись. Разворот можно визуально построить вокруг опроса-упражнения, предлагающего определить, от чего затонул Титаник. На широкие поля выносим термины и их определения, снабжаем их маленькими картинками для привлечения внимания.

Верстаем все это в альбомной ориентации и получаем вот что:



/ побольше /

Тендер мы с треском выигрываем, но Титаник - это простая задача. Впереди почти полторы сотни подобных разворотов, и добрую половину из них предстоит придумать с нуля.

Начинаем изобретать. Например, в рукописи встречается схема оценки решений руководства компании:



Предлагаю изобразить ее в виде градусника:



Автор считает, что градусник - неправильная метафора, так как «тепло/холодно» не значит «хорошо/плохо». Но тему с каким-нибудь прибором стоит развить.

А если барометр?



То что надо, начинаем рисовать.

Художница Настя Зотова (kreazot-13) не только волшебник, но еще и трудоголик. Она рисует книгу частями на бумаге и сканирует. Потом каждую картинку ретушируем, обтравливаем, раскрашиваем и собираем как бутерброд:



По некоторым иллюстрациям задача стоит несколько туманно:



На встрече с автором придумываем историю в стиле фильма «Назад в будущее». У нас будут два самолета в альтернативных реальностях. Когда перегрелся топливный насос, уцелел тот из них, в котором стоял дополнительный датчик температуры насоса.



Делаю эскиз из надерганных из инета картинок, сочиняю сопроводительный текст, утверждаю разворот с автором. Пишу художнице ценные указания:



/ побольше /

Рисуем, сканируем, ретушируем, собираем, раскрашиваем. Верстаем разворот с рисунками. Заодно убираем основной текст и отдаем трагедии летчика все место.





Перекрашиваем летчика из альтернативной реальности, чтобы было с первого раза понятно, что их двое. Добавляем ручной топливный насос. Уточняем формулировки в тексте, делаем еще дюжину мелких изменений.



/ побольше /

Ах да, книга поменяла формат. Альбомный вариант красив, но влезет не на всякую полку, поэтому меняем его на квадрат. Все решения такого рода принимаются до начала верстки - это как здание, которое после начала стройки уже не передвинуть.

Вслед за форматом определяемся с модульной сеткой. Тоже важная штука: читатель ее никогда не увидит, но все элементы на страницах располагаются строго по этой сетке.



Все элементы.



Абсолютно все.





Есть желание разбавить рисованные иллюстрации фотографиями. Одна из схем в рукописи напрашивается на то, чтобы стать фотоинфографикой. В канцелярском отделе покупаем кнопки и разноцветные стикеры, в магазине по рукоделию - холст и разноцветные нитки. Прикидываем, что получается:



Снимаем в студии:



Обтравливаем, ретушируем, двигаем в фоторедакторе листочки туда-сюда. Верстаем...



/ побольше /

...и в итоге отказываемся от этой идеи - получилось слишком запутанно, надуманно и вообще, выбивается из общего стиля. Делаем эту схему рисованной, как и все остальные.



Стикеры, впрочем, оставляем для особого типа инфографики - матриц эффективности. Они важны, и так их проще заметить в книге.



Вообще, схем в книге много, и главные из них - так называемые целевые воронки (ноу-хау авторов). Они помогают наглядно изобразить цель деятельности предприятия и определить простые шаги для ее достижения.

Думаем над дизайном воронок. Первый подход к снаряду.



/ побольше /

Не катит. Во-первых, похоже на сперматозоиды, во-вторых, плохо видно текст. А главное, эти воронки - такой рабочий инструмент для корпоративных стратегов, которые они черкают на салфетках и рисуют на доске. А такую штуку никто не нарисует.

Меняем подход. На первый план выдвигаем плашки с событиями, а стрелки переходов делаем явными и хорошо заметными.



Воронка выглядит на первый взгляд запутанно, но уже через пять минут становится понятной и родной, как букварь. Меняем квадраты на круги:



Другая история - упражнения. Всего их в книге пятнадцать, и каждое я хочу оформить по-своему. Например, опросник про писателя - на фоне берроузовской пишущей машинки:



Упражнения по эффективность работы отдела - символами-иконками:



Некоторые упражнения обрастают деталями и превращаются в монументальные полотна.

Делай раз. Придумываем с автором идею и способ подачи упражнения:



Делай два. Рисуем первый набросок, пишем текст и утверждаем с автором.



Делай три. Готовим бриф для художницы.



/ побольше /

Делай четыре, пять, шесть и семь. Рисуем эскизы, собираем их и согласуем черновик разворота с автором. Вносим правки, готовим еще один эскиз, утверждаем. Рисуем начисто.



/ побольше /

Возле каждого упражнения стоит куар-код, который ведет на отдельную страницу на сайте авторов. Там можно получить правильные ответы и сразу их обсудить.

Куар кодируем из ссылок с помощью специальной программы (нужно сделать его векторным, чего онлайновые сервисы не умеют), тестируем на контрастность на разных устройствах.



Приходит понимание, что воронки, схемы и графики нужно чем-то разбавить. Главу про разные виды показателей деятельности перечеркиваем по диагонали комиксом про ученика-оболтуса. Всю дорогу он получает трояки, поэтому можно предположить, что и в аттестате у него тоже будет трояк.



В этом комиксе прячем одно из четырех пасхальных яиц в книге.



Комикс всем нравится, поэтому запускаем персонажей-головастиков на другие страницы, тем самым теснее вплетая их в ткань книги. Заодно делаем зарисовки на полях - задумку со времен первого эскиза.









На исходе второй месяц проекта. Рука слегка дрожит.



Окончание  - во второй части.

Проект на сайте Дизайн-Бюро
«Битва за эффективность» - часть 2

Дизайн-Бюро в интернете:
Наш сайт |
наш фейсбук |
Наш вконтакт

Кухня, Дизайн-Бюро, Битва за эффективность, !

Previous post Next post
Up