Значение ступы для духовной практики, ступа и путь к Просветлению.

Apr 21, 2011 00:48

В традиции Тхеравады (южный буддизм) под ступой понимают хранилище реликвий исторического Будды Шакьямуни. В школах Махаяны (Великий путь) в ступы добавляются изображения Будд или Бодхисаттв, и ступа символизирует зеркало для природы ума. Мастера Ваджраяны (Алмазный путь) кроме того подчеркивают значение отдельных элементов, пропорций и глубокую, разностороннюю символику ступ. Несмотря на то, что каждая буддийская традиция выдвигает на передний план разные методы, формы и объяснения, ступа для всех является действенным символом Просветления, который благодаря накоплению позитивных впечатлений становится причиной счастья и мира во всём мире.
В Махапаринирване описывается, как ученик Будды, Ананда, спросил, как они должны поступить с телом учителя после его ухода. Будда ответил, что с ним нужно поступить так же, как и с останками правителей того времени: поместить пепел сожжённого тела в ступу. Таким образом, Будда перенял обычный тогда ритуал захоронения, но придал добуддийской ступе базово новой значение: «основу для подношений». Так дословно переводится тибетское слово «чёртен».
Главное значение ступы - это символ Просветления, которому можно делать подношения и, таким образом, собирать так называемую «заслугу» - позитивные отпечатки в уме. Так тот, кто воспринимает ступу не просто как архитектурное сооружение, а выражение своего собственного ума - Будда-природу, создаёт основу для Освобождения и Просветления.
Почему же поднесение подарков Просветлению создаёт условия для счастья? Это соответствует закону взаимопричинного возникновения. Этот универсальный закон говорит о том, что во вселенной нет ничего существующего само по себе, по другому говоря - все вещи связаны между собой. Ведь делая подношения (это могут быть как традиционные подношения воды, огня, света, так и собственно медитационная практика), мы во-первых, признаём эту цель важной, а во-вторых - делаем сознательное усилие на пути к цели. Закон взаимопричинного возникновения так же по разному выражает вся форма ступы и её отдельные части.
Форму ступы можно представить в виде сидящего Будды.




Он сидит на цветке лотоса, лежащем на троне. Трону соответствует квадратное основание. Четыре ступени сверху трона представляют скрещенные ноги Будды в позе лотоса. Вазу можно рассматривать как тело Будды, ниша или окошко, в которое часто ставят статую Будды, находится на уровне сердца,




небольшая квадратная часть представляет собой лицо Будды, а точнее его всевидящие глаза, смотрящие в четыре стороны света. На непальских ступах часто в этой части с четырёх сторон действительно рисуют глаза Будды.




Коническая надстройка, состоящая из 13-ти колец представляет ушнишу Будды. Верхний зонт символизирует королевскую эмблему, а завершающие элементы: месяц, солнце и драгоценность - это знаки его Просветления.







Дерево жизни, центральная ось ступы, представляет внутренний центральный канал Будды.
Так же ступу можно рассматривать как взаимодействие 5-ти тибетских первоэлементов, из которых состоит всё вокруг и в том числе наше тело - это земля, вода, огонь, воздух и пространство. Квадратная часть - первоэлемент земли, круглая часть (ваза) - первоэлемент воды, треугольная часть (кольца) - первоэлемент огня, полумесяц наверху - первоэлемент воздуха, а солнце - первоэлемент пространства. Тот, кто распознаёт чистую форму этих элементов, реализует пять Будда-семейств, т.е. достигает Просветления. Это означает осознание пяти чистых аспектов тела и ума.

Символизм ступы удивительно ясно выражен в небольших мемориальных ступах на кладбище в Горинто (Япония). Эти небольшие ступы состоят из пяти частей.




Согласно классическим объяснениям, основой для отождествлениея с Будда-формой являются статуи и тханки, с речью Будды - тексты Учения, а с умом Будды - ступы. Ступа «содержит» ум Будды благодаря тому, что в ней заложены его реликвии или реликвии другого просветлённого учителя, представляющего собой Будду.
Так же ступа - символ Сангхи, и часто на алтаре, рядом со статуями и текстами ставят небольшую заполненную ступу.




При строительстве ступы становится очевидным, почему она является символом Сангхи, ведь без совместных усилий построить её невозможно. Чтобы реализовать такой проект, нужна сильная команда. В результате такой работы связи и дружба между пратикующими очень укрепляются.
Ступу можно рассматривать как мандалу (силовое поле) Будды - чистую материализацию совершенной вселенной. В переводе «мандала» означает «центр и окружение». Геометрическое изображение мандалы можно увидеть на тибетских тханках. Такая двухмерная буддийская мандала - это символ трёхмерной мандалы дворца Будды. Размещённые в определённом геометрическом порядке линии показывают модель, вид сверху дворца Будды, состоящего из энергии и света. Принцип просветлённой мандалы олицетворяется находящимся в середине Будда-аспектом, а Будда-аспекты, находящиеся вокруг него показывают многовариантность применения этого принципа. Структура ступы - тоже трёхмерная мандала. Центр ступы представляет собой деревянная ось, так называемое дерево жизни, которое устанавливается вертикально в середине ступы. Такое же дерево жизни можно найти в каждой заполненной и благословлённой буддийской статуе. На дереве жизни рисуются и прикрепляются мантры для тела, речи и ума, а в больших ступах так же статуи для качеств и активностей, и, таким образом, оно составляет центр силового поля. А подготовленное и заложенное согласно инструкциям Ламы наполнение - его окружение. Таким образом, ступа представляет собой совершенную вселенную.
Наполнение ступы - очень важная её составляющая. Оно состоит из многочисленных драгоценных предметов - статуй, мандал, мантр, буддийских текстов, цац (гипсовых фигурок Будда-аспектов и ступ),




реликвий реализованных учителей, и т.д. Они закладываются в сопровождении специальных ритуалов ламы. Когда всё готово, лама производит завершающий ритуал благословения - вместе со всеми участниками он ставит в ступу Будду. С этого момента ступа начинает работать как силовое поле Будды на благо всех существ.
Считается, что ступа отчищает пространство вокруг себя, и таким образом, близи неё могут переродится буддийские учителя и будет активно развиваться буддийское учение.

лама, духовная практика, архитектура, ца-ца, буддийская ступа, ступа, Дхарма, мантра, чортен, Просветление, Буддизм

Previous post Next post
Up