Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась уже в августе 1932 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью.
До абзетцеров мы добирались почти час - дважды сворачивали не туда и ползли по ужасной грунтовке с торчащей арматурой.
Еще на подъезде размеры этих машин поражают:
С развитием химической промышленности спрос на фосфаты упал и добыча была прекращена. 4 года назад почти все абзетцеры были демонтированы и распилены на металлолом. Уцелевшие экскаваторы по сей день добывают формовочный песок, который используется для производства стекла. Сейчас работа временно не ведется - администрация не может получить землеотвод.
Многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710 имеет замкнутую, непрерывную схему хода ковшей, они расположены не по кругу, а на длинной, конвеерообразной стреле-основании.
Стрела поднимается и опускается при помощи сложной системы тросов:
Зачерпнутая ковшами порода, отправляется внутрь машины, где попадает на крутящийся диск, а потом на ленту:
... и отгружается в вагон. Состав 12 вагонов загружается за 12 минут:
Каждый этап работы контролирует отдельный человек.
Поднимемся в кабину оператора добычи. Экскаватор сделан в Германии, так что все по-немецки четко:
... и непонятно))))
Кабина оператора отгрузки расположена на краю второй стрелы:
Работа на такой машине связана с определенным риском, поэтому внутри висит предупреждающая табличка:
Таблица сигналов написана не без юмора (внимание на последнюю строчку):
Передвигается абзетцер на шести гусеницах. Вес каждой секции составляет 280 кг!
Они действительно очень большие:
Махина весом в 1800 тонн "съедала" бы очень много топлива, поэтому она работает на электричестве - ее обслуживают две подстанции и трансформатор на 6000 В. Потребляет 108 кВтч.
Для подключения над одной из гусениц висит барабан с кабелем:
На корпусе предусмотрен собственный подъемник на 5 тонн. Мелочь, а приятно))))
Рядом с Takraf Ers 710 соседствует шагающий экскаватор-драглайн "НКМЗ" ЭШ-11/70. НКМЗ (Новокраматорский Машиностроительный Завод) начал работу в Донецкой области в 1934 году и сейчас является крупнейшим изготовителем горнодобывающего оборудования в Украине. Название модели ЭШ-11/70, расшифровывается: ЭШ - электрический шагающий, 11 - обьем ковша (куб.м.), 70 - длина стрелы в метрах. Рабочий вес, около 700 тонн. Машина применяется для вскрышных работ, удаляя верхние слои почвы и освобождая тем самым, доступ к полезным ископаемым для многоковшового коллеги.
Интересен он оказался двумя вещами. Нереально огромным ковшом (в него поместится небольшой автомобиль):
И 70 метровой стрелой:
В узлах стрелы кто-то свил себе гнездо. Было бы логично, если бы это оказались многотонные птеродактили, но это всего лишь ласточки)))):
Сверху открывается прекрасный вид:
Карьер как на ладони:
Поскольку добыча идет довольно интенсивно, то эскаваторы постоянно передвигаются. Приходится передвигать и рельсы, по которым курсируют составы с завода и на завод. Для этого предусмотрен собственный путеукладчик:
На все наши вопросы отвечал механик Александр. Когда мы собрались уезжать, он попросил "гонорар за экскурсию" и звал в гости еще. На карьере он дежурит почти каждые выходные.
Камрад-Миша и механик-Александр:
[ОСТАЛЬНЫЕ МОИ ФОТОЗАПИСИ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ]