Выбор врача и клиники. Три правила, четыре истории.

Dec 08, 2009 15:07


Данная статья не является рекламной, Вы не найдете в ней адресов и телефонов конкретных докторов и конкретных клиник. И спрашивать меня об этом также не нужно - подобные рекомендации в интернете я считаю неэтичными, о чем уже писал ранее.
Вместо этого мы поговорим с Вами о том, как выбрать клинику и врача, если вдруг назрела необходимость. Вы узнаете, на что нужно обратить внимание, если Вы оказались первый раз у незнакомого врача и в неизвестной клинике, каковы первые признаки того, что оттуда пора делать ноги. Вы поймете, что не нужно иметь медицинское образование, чтобы разбираться в компетенции медицинских специалистов - достаточно чуть-чуть внимательности и наблюдательности. Ну и, в конце концов, я поделюсь с Вами своим опытом - ведь я тоже иногда бываю пациентом.

Поводом для написания этой статьи стало множество вопросов с одной общей темой: "Посоветуйте мне врача!" или "Где лучше лечить...", а также вечный спор физиков и лириков "Почему люди не доверяют докторам и идут лечиться к шарлатанам". Я думаю, после сегодняшего поста Вы сами сможете ответить на этот вопрос.


История первая. Кавказско-стоматологическая.
У одной моей пациентки заболел зуб. Причем, он болел и раньше, но не так сильно. Промучившись три дня, она была вынуждена заехать в "стоматологический центр" (сомнительное название для полуподвального стоматологического кабинета), благо тот находился как раз по пути с работы домой. Присутствующий там врач кавказской национальности с жутким акцентом сказал: "Щас все сдэлаем дарагой, будиш как новый!" и принялся лечить зуб. Уже по окончании лечения сделал снимок: "Пасматри, красавыца, как харашо канал залечиль!" и отправил женщину домой, предварительно содрав с нее за лечение немаленькую сумму. При этом, никаких квитанций, чеков и договоров пациентке не выдавалось, карта не заводилась - ее просто записали в маленькую школьную тетрадочку - типа, была и все.
Через день состояние у женщины ухудшилось. Появился отек щеки, боли, воспалилась десна вокруг зуба. Она обратилась к своему знакомому доктору (тот лечит ее уже давно), он сделал прицельный снимок зуба и направил пациентку ко мне.
Вот этот снимок:


Вы видите результат "лечения". Очевидно, что дистальный корень (справа) уже давно существует сам по себе, пломба наложена негерметично, каналы запломбированы по старинке - пастой, к тому же, эта самая паста выведена за пределы верхушек зуба. И это было сделано в "стоматологическом центре", в Москве!
Первый вопрос - имело ли смысл лечить подобный зуб, ведь явно трещина между корнями появилась не во время лечения? Большинство хороших стоматологов скажет, что нет - и будут правы.
Второй вопрос - хотел ли доктор вылечить этот зуб? Ответ очевиден - нет. Он хотел заработать денег. И, как ни печально, ему это удалось.
Третий вопрос, который наверняка зададут уже мои коллеги - может, пациентка настояла на лечении зуба? Да, есть определенная категория пациентов, которая готова платить деньги за самую маленькую надежду на спасение зуба. Но, во-первых, надежда должна быть оправдана, в во-вторых - не стоит злоупотреблять доверием таких людей. В-третьих - подобный подход сродни эвтаназии - когда врач идет наповоду пациента, даже не пытаясь его убедить в обратном, в результате причиняет пациенту вред. А давайте вспомним клятву Гиппократа?
В результате зуб пришлось удалить. Его и раньше надо было удалять, однако здесь мы уже имели осложнение в виде гнойного периостита - помимо удаления, пациентке придется принимать лекарства, испытывать дискомфорт от отека щеки. Вот этот же зуб после удаления:



Ну что, стоило браться лечить этот зуб? Как и было очевидно, дистальный корень существует сам по себе, имеет место перфорация бифуркации и дистальной стенки коронки. К тому же, полость обработана не до конца - Вы видите темные кариозные пятна. Если честно, за такую работу я бы лишал "стоматологов" диплома и отрывал бы руки...

История вторая. Детективная.
А это уже произошло с моей очень хорошей знакомой, от того еще больше обидно, что так произошло. Заболел зуб, она обратилась в муниципальную поликлинику (частные презирала, считала, что там "разводят на деньги" - см. выше). В мунипальной поликлинике она решила не стоять в очереди, а заплатить деньги и поскорее вылечить зуб. Доктор, которая ее смотрела, начала лечение... без всякой анестезии. Вскрыла полость зуба ("было ужасно больно - чуть в обморок не упала"), поставила мышьяк.
Через три дня пыток - следующий этап лечения: здесь уже девушка за 500 рэ выпросила анестезию - лечение проходило безболезненно. Полость зуба раскрыта, тетя-стоматолог долго-долго в ней копошится. Пару раз посылает на снимок, потом заявляет: "Я что-то каналы у Вас не могу найти. Видимо, они уже заросли..."(девушке 24 года) и отправляет пациентку в ЦНИИС, типа, там лечат под микроскопом, все найдут. Естественно, деньги за лечение ей не вернули, Никаких договоров, чеков или квитанций не дали. Даже направление в ЦНИИС не дали - типа, найдешь сама.
И хотя зуб был под временной пломбой, болел жестоко. Тут девушка догадалась мне позвонить (вспомнила, наконец, о старом знакомом) - так она оказалась у меня в клинике. В первую очередь, сделали снимок - ничего необычного не нашли. Каналы как каналы, хорошие, ровные, странно, что их не смогли найти. А когда сняли пломбу - причины беспокойства стали понятны, как никогда. Вот фотография этого зуба после удаления:



У моего коллеги-стоматолога была слабая надежда, что зуб удастся спасти, поэтому его и закрыли временной пломбой))). Из фотографий видно, что тетя-стоматолог сильно увлеклась, обрабатывая зуб - в результате снесла и дно полости зуба, и боковую стенку. Возникают вопросы:
1. Почему доктор сразу умолчал об осложнении и скрыл информацию от пациентки?
2. Куда смотрел доктор, ведь чтобы сотворить подобное - надо очень-очень постараться?
3. Как теперь привлечь доктора к ответственности, если никаких документов о лечении на руках нет?

История третья. Имплантологическая.
Дело было чуть больше года назад. Молодой человек обратился к стоматологу с просьбой протезировать отсутствующе зубы. Доктор сказал: "Щас, сделаем" - и сотворил вот такую конструкцию:


которую, как Вы понимаете, пришлось через полгода удалить. Мне до сих пор непонятно, где врач нашел пластинчатые импланты, которые уже практически не выпускаются, поскольку признаны крайне ненадежными. Непонятно также, на каком основании доктор решил объединить коронки на импланте с коронкой на 37 зубе. Пациент хотел сэкономить - в результате, он обречен на еще большие расходы, поскольку теперь ему предстоит операция костной пластики - подвижный пластинчатый имплант привел к выраженной деструкции костной ткани.

История четвертая. Ортопедическая.
Примерно три месяца назад к нашим терапевтам-стоматологам обратился мужчина с просьбой вылечить зуб. Стоматолог его посмотрел и сказал, что просто запломбировать зуб не удастся, пломба долго не продержится, а зуб - расколется. Поэтому отправил пациента к ортопеду - решать вопрос со вкладкой и коронкой. Мужчина решил, что его разводят на бабки, и пошел в другую клинику к другим докторам. Те сказали: "Нах вкладка, нах коронка - щас сделаем!". И слепили пациенту пломбу.
И вот, совсем недавно, этот мужчина обратился ко мне с жалобами на то, что "зуб сломался". Причем, сломался очень глубоко, пришлось зуб удалить. Вот фотография удаленного уже зуба:


После обработки полости у зуба оставались очень тонкие боковые стенки - было ясно, что большой нагрузки они не выдержат. Именно поэтому были предложены вкладка и коронка, которые, несомненно, обладают большей прочностью, нежели аморфный пломбировочный материал. Однако, выбор был сделан в пользу упрощения и удешевления работы. Ну что - упростили и удешевили?

Я думаю, прочитав эти четыре истории, Вы сами без труда сможете сформулировать ряд правил, которых следует придерживаться, выбирая врача или клинику.
В идеале, конечно, обращаться к своему знакомому доктору, который давно лечит Вас или кого-нибудь из Ваших близких - чьему мнению можно доверять.
Но бывает такое, что острая боль или другая проблема застает нас врасплох - и мы, сломя голову, несемся в первую же попавшуюся стоматологическую клинику.

Итак, на что нужно обратить внимание:
1. Чем больше клиника - тем лучше. Значит, там работает много разных специалистов, их суммарный опыт и стаж явно больше. чем у одного врача. К тому же, размер - показатель надежности - крупные клиники на пустом месте не возникают.
2. Чистота и порядок. Если Вы заметите пыль, неубранный мусор и т. д, грязные следы в кабинете - лучше из такой клиники свалить. Чистота - залог здоровья.
3. Существуют определенные санитарно-гигиенические нормы, поэтому клиники, находящиеся в подвальных и полуподвальных помещениях, всерьез их нарушают. Если для Вас гигиена и санитария - не пустой звук, я бы предостерег Вас от лечения в подобных местах.
4. Вам никто не хамит и не грубит. Все, начиная от администратора и заканчивая уборщицей, вежливы и учтивы, отвечают на все Ваши вопросы.
5. На видном месте в клинике висит лицензия на оказание медицинских услуг. Причем, в ней перечислены все виды лечения, которые эта клиника имеет право оказывать. Бывает такое, что у ЛПУ есть лицензия на терапию, а на хирургию нет. Я бы не стал в такой клинике заниматься хирургическим лечением.
6. Вас не заставляют долго ждать. Или предупреждают о времени ожидания, или перезаписывают на другой день, или рекомендуют обратиться куда-либо еще.
7. Место ожидания приема находится в отдельном помещении, а не в кабинете врача.
8. В клинике есть кассовый аппарат, обязательно заключается договор на лечение, выдаются все квитанции, чеки, планы лечения и т. д. Причем, договор на лечение Вы заключаете с клиникой, а не с врачом. Если нет - поменять место лечения.
9. Если Вам предлагают заплатить "мимо кассы" и без договора - лучше из такой клиники сбежать.
10. У клиники есть прейскурант, оформленный по всем правилам. Перед лечением Вам составляется его план и рассчитывается стоимость. Смело спрашивайте: "Сколько это будет стоить?". Второй вопрос: "Почему?". На все вопросы вы должны получить конкретные ответы.
11. Если Вы хотя бы чуть-чуть заподозрили, что Вас обманывают - тут же уносите ноги. Хотя бы чуть-чуть не доверяете, сомневаетесь - уносите ноги из этой клиники. Доверие между врачом и пациентом - основа успешного лечения.
12. Если клиника дает несоразмерно много рекламы и при этом обещает низкие цены - значит, у них проблема с пациентами. Если пациенты не хотят лечиться в этой клинике - на то, стало быть, есть причины. Хорошие клиники в рекламе не нуждаются.
13. Задавайте как можно больше вопросов. На все вопросы вы должны получить адекватные ответы.

... А что же касается выбора врача....
1. Хороший врач опрятно выглядит, чист и умыт. Обратите внимание на руки - большинство стоматологов за руками следят.
2. Хороший врач не курит. Если табакокурение - это вид наркомании, то готовы ли Вы иметь дело с врачом-наркоманом? А, если серьезно - может ли человек, призванный дарить здоровье, это свое здоровье поганить?
3. Хороший врач вежлив, учтив и внимателен. Никакой фамильярности, грубости и хамства.
4. Вы получаете ответы на все вопросы, которые задаете. А лучше всего задавать их как можно больше - чтобы у Вас не осталось сомнений. Кого-то бесят дотошные пациенты. Но хорошим врачам они нравятся.
5. Хороший врач никогда не называет пациента "больным" и никогда не смеется над ними, не позволяет себе обсуждать их в присутствие посторонних.
6. Хороший врач честно работает и честно зарабатывает. Он никогда не подставит карман для взятки, тем более - не будет эту взятку вымогать.
7. Хороший врач думает о пациенте, а не о методе лечения. Иначе говоря, он имеет дело с Вами, а не с Вашей болезнью - и Вы это чувствуете.
8. Хороший врач всегда оставит Вам свой телефон для связи, подробно объяснит, что делать после лечения и чего делать нельзя. Он заинтересован в успешном результате лечения, поэтому пригласит Вас на повторный осмотр.
9. У хорошего врача всегда много пациентов и к нему трудно записаться на прием. Если Вы первый пациент в конце рабочего дня - я бы к такому доктору не пошел...
10. Хороший врач хорошо говорит на русском языке, без акцента.
11. Если Вы почувствовали, что Вас обманывают - уходите оттуда. Вряд ли это хороший врач.

... и общих этапов лечения...
1. Любой прием начинается с диагностики. В стоматологии увидеть и пощупать можно далеко не все, поэтому рентгенологическое обследование, снимки - обязательны. Без рентгенснимков лечение лучше не начинать вообще.
2. Обязательным в стоматологии является обезболивание. С него начинается любая стоматологическая манипуляция - от лечения кариеса, до удаления зуба. Не существует людей, на которых анестезия не действует. Существуют стоматологи, которые не умеют качественно делать анестезию. От таких лучше держаться подальше.
3. До лечения Вы ознакомлены с планом работы, ее стоимостью, возможными осложнениями, проблемами и путями их решения. Если нет - лучше найти другого врача.
4. Вам комфортно в кресле у стоматолога. Это очень важно. Если нет - лучше не терпеть.
5. Работа в четыре руки - золотой стандарт современной стоматологии. Хороший врач всегда работает с помошником или ассистентом.
6. После лечения Вам делают контрольные снимки - проверяют качество работы. Это обязательно. Если отказываются делать - скорее всего, в работе есть какой-то косяк.
7. Вам оформляется договор, квитанции, выдаются чеки. Заполняется амбулаторная карта в печатном или электронном виде. Если нет - потом не докажете, кто виноват.
8. На все работы есть гарантия. Если гарантии на работу нет, Вас об этом предупреждают, Вы делаете подпись в карте или договоре, что об отсутствии гарантии осведомлены и на лечение согласны.
9. Хорошая работа стоит хороших денег. Если Вы видите новый Мерседес (минимум $50 000), который предлагается Вам за 100 тыс рублей - то сразу чувствуете, что где-то подвох. То же самое и со стоматологией - импланты за 10 тыс. рублей, коронка за 1500 рублей - это подвох.
10. Если почувствуете, что Вас обманывают - уходите из клиники. И никому из знакомых ее не советуйте.

Вот, у меня получилось тридцать четыре правила, касающихся выбора врача и клиники. В целом, их можно свести к трем:
1. Заподозрили обман - уходите.
2. Будьте наблюдательны и внимательны.
3. Задавайте как можно больше вопросов.
Соблюдая их, шансы на то, что вам попадутся недобросовестные доктора, сведены к нулю.
А лучше всего просто избежать неприятностей и посещать стоматолога каждые полгода - тогда и не придется бегать по клиникам с острой болью и отдавать себя на растерзание первому же попавшемуся "специалисту".

Желаю удачи. Будут вопросы - пишите в комменты.
С уважением, Станислав Васильев.

медицина, ошибки и осложнения, выбор врача и клиники

Previous post Next post
Up