Выкладываю свои вещи в соцсетях, и мне пишут комментарии друзья. Порой завязывается интересное общение, что меня всегда радует. Хочется поговорить с ними, но вечно не знаешь, что сказать, с чего начать, не хочется дёргать без повода или отвлекать во время работы. Напишешь какую ерунду, а собеседник долго не отвечает или не читает вообще, а ты всё ждёшь... и думаешь: лучше бы вообще не начинал, не пытался завязать беседу. Потому рисунки, картинки, фотографии и комментарии к ним - хороший повод, «буёк», от которого можно плыть, совершая фигуры водного балета)
Вот недавно по поводу моих
свежих рисунков состоялась беседа:
Коллет: «Очень... музыка слышится... Жаль, что я не могу выражать свои чувства от живописи(»
Шад: «Это и не нужно, меня такое всегда напрягало) Не умею сам и плохо рефлексирую, когда кто-то это делает. Но бывает, что и нравится (очень редко). Так же, как и стихи - они ведь тоже предназначены для выражения чувств, которые не можешь выразить простыми повседневными оборотами, вот и нужны образы. А живопись - это и есть образы, слов не нужно.
И тут я оговорюсь, что в абстрактной живописи нужно какое-то образное название и, возможно, поэтичная короткая форма текста, чтобы "задать ассоциативный вектор", натолкнуть на размышления при виде картины. Возможно, раскрыть путь размышления автора.»
Мишов: «Тут назвали эту графику живописью.. но это классная графика. Зависть, меня вот не хватает на такие тщательные проработки.»
Шад: «Снова вспомнил, как говорил один из преподов: "рисунок [надо] делать как живопись, а живопись как рисунок") Помогает, когда "увяз в тупике" и утратил вдохновение.
Как это происходит: живопись предполагает "лихость и смелость цвета", но наступает такой момент, когда от всей этой лихости начинает штормить)( Тогда спасаешься и спасаешь работу скрупулёзной штриховкой, даже монохромной, тонкой кистью кое-где...
В рисунке наоборот: когда заскучал от "выдрючивания", начинаешь хулиганить, лихачить, специально "портить", оживляешь.
И пошёл ночной флуд...))»
А здесь к
«Солнечным нитям»:
Мишов: «Да тут скорее по Маяк-ому: "ко мне раскинув луч-шаги шагает солнце в поле".
Касаемо сделать штонить.. ооо.. это проблема. Бывает целыми днями перебираешь: это? - не хватает того.. или это? .. или то?.. проблема выбора. В результате многие дни не делается ничего. Ну, кроме каждодневно бытового естессно.»
Шад: «Маяковский сила)
У меня периоды активной деятельности, когда я что-то планирую (и даже начинаю воплощать) сменяются периодами крайнего упадка, когда всё становится бессмысленным. Воодушевление поддерживается настолько иллюзорной мотивацией, что боишься на неё чихнуть)( Прежде она была как-то устойчивей, вообще откуда-то бралась... диву даюсь»
К ещё
одному рисунку:
Мишов: «Работа впечатляет, именно своей трудностью, столько линий провесть?!..»
Шад: «Вообще-то изначально это были "каляки" на листе, потом я их случайно увидел и довёл. Так что нет, работа - чистое баловство, просто долгое. "Чирикал", когда хотел срочно "структурироваться" душевно, не раскладывая инструмент, тем, что под рукой...
Мне это напомнило отзыв одной посетительницы выставки, художницы-преподавательницы, когда я чуть ли не разыгрывал театральное представление на тему своей графической серии)
"Какая удивительная память... выучить такой огромный текст!" - сказала она)) И добавила: "ваш талант очень бы пригодился в государственных органах"))
Минутка юмора)»
К слову, тогда я читал на память отрывок из книги Л.Дайнеки «Тропой чародея» («След ваўкалака» на белорусском) - по теме моей дипломной работы в худ. училище. По идее, это было лишним, но такие были времена... юношеская неуверенность, страх, что не заметят, не поймут, не воспримут. Хотелось «ввести зрителя в образ» героя графической серии, Всеслава Чародея (Полоцкого князя XIв.). И реакция Тёти Си (той дамы из комиссии) весьма характерна. В общей массе защищающихся к середине уже особо не обращают внимания на отдельных людей, их работы, только запоминают кого-то, кто хоть как-то «отличился». На самом деле сложно сейчас дать однозначную оценку тем давним событиям... Важно, что я потом смог поступить в Академию на графику.
Но теперь и это уже не имеет никакого значения. Только как счастливое время молодости с захватом ещё нескольких лет. Хорошая была у меня жизнь, что ни говори... незаслуженно, наверное.
Ну и опубликую пару своих вещей в качестве иллюстративного дополнения:
"Под луной", бумага, темпера, 68х50, 2020г.
"Водны шлях", литография, 70х50, 2008г.
Вторая входит в мою графическую серию, сделанную в Академии, «Малiтва Радзiме», один из печатных листов висит сейчас у меня дома, ещё несколько в других местах. С 2008г. я не занимался литографией, жизнь повернула в другую сторону. Преподавал в родном городе, потом оставил работу по болезни, сейчас свободный художник.