Совершенно невероятная история. Чтобы в наше время, в первой четверти XXI-го века, была обнаружена большая и цельная коллекция русского авангарда, которую 100 лет никто не видел, потому что она считалась потерянной в Вятской губернии в годы гражданской войны...
Скоро в Москве в Музее русского импрессионизма откроется выставка «Авангард: на телеге в XXI век». Эта выставка уже с успехом прошла в Екатеринбурге. Теперь ждём её в Москве.
Александра Экстер, Городской пейзаж
В Яранске (Кировская область) в местном краеведческом музее в запасниках обнаружили сохранившуюся выставку русского авангарда, про которую забыли на 100 лет. Я, например, не знал про город Яранск ничего. И даже где он находится вряд ли мог сказать. Россия огромная страна. Не все города на слуху. Но вот теперь, после этого эпохального события, город Яранск ждёт слава Васюков, причём не призрачная, а настоящая.
В 1921-м служащий Народного комиссариата просвещения РСФСР Евгений Медведев, работавший в Вятке, решил художественно образовывать глубинный русский народ. По-видимому у Медведева была склонность к просветительской деятельности - ещё до революции он учился архитектуре в Варшаве, а после революции приехал в Москву, поступил на службу в отдел изобразительных искусств Наркомпроса и оттуда был направлен в Вятку, на свою малую родину, для культуртрегерской деятельности.
У него была совершенно утопическая для тех лет идея - объяснять людям, живущим в провинции, что такое искусство, как его понимать, как на него смотреть, что такое живопись, что такое графика, чем они отличаются друг от друга. Очень актуально в условиях гражданской войны, разрухи, малограмотности населения )). Но вот Медведев был , наверное , подвижник и загорелся этой идеей.
Для начала в 1920-1921 годах в слободе Кукарка (теперь это город Советск в Кировской области) он организовал две выставки, которые состояли, в основном, из вятских художников-реалистов. После этого, в общем более-менее понятного малограмотному населению местного реалистического искусства, он решил показать народу авангард. Похоже сам он был поклонником этих новых форм в искусстве. Более того, он задумал провезти эту выставку по всей Вятской губернии. И это при отстуствии в глухой провинции нормальных дорог. Перевозить картины можно было только на телегах.
Василий Кандинский, Акварель № 5, 1919
Недюжинные организаторские способности Медведева и его связи в Москве позволили ему собрать 302 произведения для выставки. И все это были первоклассные авангардные художники того времени - Кандинский, Родченко, Степанова, Попова, Удальцова, Розанова, Экстер, Древин, Чекрыгин, Фешин, Машков и много других.
По сохранившимся в архивах документам выставка в Кукарке произвела ошеломляющий эффект на жителей. Почти всё население слободы (около 3 тыс. человек) посетило выставку. Многие не понимали и не принимали новое искусство. Оно и понятно. Даже сегодня далеко не все воспринимают авангард. А уж тогда, да малограмотное население...
Алексей Кравченко, Радуга, 1913.
Но всё же выставку решили везти и дальше по Вятской губернии.
Это была поздняя осень 1921 года. Начались дожди, распутица. Кое как на телегах привезли выставку в город Яранск примерно в 80 км. от Кукарки. Но из-за погодных условий и финансовых проблем выставка так и застряла в Яранске. Вдобавок советская власть потеряла интерес к пропаганде авангарда. Евгения Медведева отозвали работать в Ленинград,уехал а экспонаты забирать не стал. Там он занимался архитектурой, работал в Елагинском дворце, в Петергофе. Скончался в 1942 году во время блокады. Все бумаги Медведева пропали бесследно... Про выставку, оставшуюся в Яранске забыли напрочь.
Николай Фешин, Портрет М.Н. Евлапиевой, 1914.
Как рассказал один из участников эпохального открытия Андрей Сарабьянов: "Почему картин никто не хватился? Они не были собственностью музеев, художники передавали их под честное слово организаторам, да и бурные события 20-х годов не оставляли возможности для поиска и возврата утраченных работ".
Сарабьянов рассказывает как произошло открытие: "В 2017 году я оказался в Кирове. В Вятском художественном музее познакомился с искусствоведом Анной Шакиной, которая и является истинным первооткрывателем. В свое время она написала диссертацию на тему «Художественная культура Вятской области в первые послереволюционные годы» и как раз тогда обнаружила данные об этой пропавшей выставке. Однако у нее постоянно были какие-то другие дела и довести расследование до конца не получалось. Шакина решила поделиться информацией со мной. Она посоветовала:"Вам надо поехать в Яранск". Сотрудники Яранского краеведческого музея отвели меня в хранилище, полуподвал, где у музея был запасник, и показали то, о чем говорила Анна Шакина. В запаснике, совершенно не приспособленном для хранения произведений изобразительного искусства, я увидел живопись... Были там, например, пейзаж Николая Фешина, огромный масляный эскиз декорации 1915 года Федора Федоровского, работы нескольких других, менее известных художников. Не один авангард, но и другие художественные направления: модерн, символизм. Потом мне принесли папку с графикой. Я открыл и был ошеломлен: три акварели Василия Кандинского, гуашь Варвары Степановой, серия рисунков Николая Синезубова… Я был потрясен. Эти экспонаты, хотя и давно являются частью Музейного фонда РФ, никогда никого не интересовали. Целая коллекция из 35-40 работ начала ХХ века, из них 10 - живопись, включая неизвестного подписного Родченко 1915 года! Беспрецедентная история!"
Александр Якимченко, Пейзаж с козами, 1920
В краеведческом музее нашлась одна десятая часть той выставки. В начале 1960-х примерно 40 бывших выставочных работ забрали из Яранска в Вятский музей, в том числе 3 акварели Кандинского, 5 произведений Родченко. Куда делись остальные работы с передвижной выставки - неизвестно.
Так что друзья, впереди нас ждет необыкновенное событие - знакомство с оставшейся частью той, забытой на 100 лет, передвижной выставки 1921 года. Пройдёт она в Музее русского импрессионизма в период 3 февраля - 22 мая 2022 года.