Роберт Фальк.

Apr 07, 2021 18:48

Начал послекарантинный обход запланированных выставок.
Итак, выставка Роберта Фалька в Новой Третьяковке.




При входе на выставку висит знаменитая "Голая Валька". Так гневливый руководитель страны обозвал эту картину на выставке в Манеже в 1962 году. Картину «Обнаженная в кресле» Роберт Фальк написал в 1922 году. Позировала ему известная натурщица того времени Станислава Осипович. С нее скульптор Сергей Конёнков ваял свою знаменитую «Русалочку», ее изображали на своих полотнах Валентин Серов, Константин Коровин, Александр Осмёркин, Петр Кончаловский. Так что изображена на картине была не Валька , а Станислава))



Обнаженная в кресле, 1922, ГТГ

Хрущев увидев её зашелся в гневе. Ему сказали это "Обнаженная, Фалька". Он не расслышал и заорал "Голая Валька". Дальше была почти нецензурщина. В журнале «Коммунист» картина была названа «циничным выпячиванием уродства». Там же сообщалось, что главная наша ценность - это высокая идейность.Так Хрущев в 1962 году стал по-сути рекламным агентом Фалька )) Правда Фальк к тому времени уже ушел из жизни (это случилось в 1958 году) и не услышал рекламу своему творчеству. При его послевоенной жизни в СССР власти - и государственная и художественная - не очень привечали Роберта Фалька. И вот пришла посмертная слава. Художественный критик Никита Хрущев и "искусствоведы в штатском" привлекли внимание к творчеству художника широкие массы любителей живописи. Легендарного опального Фалька до этого почитали в основном молодые художники, будущие нонконформисты.

Организаторы выставки, для прикола, прямо на стене напротив "Голой Вальки" установили экран на котором закольцевали фильм с кадрами ругани художественного критика Хрущева в адрес висящей напротив картины. Получилось прикольно.))
Выставка мощная. Впервые Фальк представлен во всей своей разнообразности. Ведь действительно, Роберт Фальк, как художник, менял свою стилистику как минимум 4 раза. По сути он - это 4 разных художника. Фальк как бы прожил 4 разных художественных жизни.
Представлено более 200 работ. Картины и графика собраны из 33 музеев и частных коллекций.

Вот этапы его художественных трансформаций:
1. Бубнововалетский стиль (1910-1922)
2. Назад к старым мастерам (1922-1927)
3. Парижский период ( 1928-1937)
4. Возвращение в СССР, которое состоит тоже как бы из 2-х периодов (1937-1943, 1944-1958)

Лично мне больше всего нравится его бубнововалетский период. Я вообще фанат этого объединения талантливых хдожников 10-х годов. Но и после 1916 года, когда объединение распалось, Фальк продолжал быть в живописи бубнововалетцем вплоть до 1922 года. Хотя читал мнения искусствоведов, что вершина его творчества - это послевоенный Фальк.



Фаббри на фоне гор, Собрание Валентина Шустера, 1911.
Морис Альбертович Фаббри (1885-после 1933), художник-график, книжный иллюстратор и плакатист. Входил в круг М.Ф.Ларионова

В 1922 году Фальк уходит от стилистики Бубнового валета и обращает свой взор к стилистике старых мастеров. Рембрандт, Тициан, Веласкес, Курбе, барбизонцы - вот новые учителя Роберта Рафаиловича. Отныне художник стремится создавать свои произведения такими, чтобы они были, как он считал, прочными и вечными, похожими на полотна в музеях. С 1925 года в творчестве Фалька наступает кризис. Видно, что он мечется между своим новым и старым стилями. Он погружается в преподавательство - становится профессором и деканом живописного факультета ВХУТЕМАСа. Фальк продолжает эксперименты. В это время в стране начинается государственная перестройка искусства. И Фальк отправляется в годичную командировку в Париж искать свой новый стиль. Уезжал Фальк вполне успешным советским художником, активистом многих начинаний,профессором ВХУТЕМАСа, постоянным экспонентом международных выставок, в том числе Венецианской биеннале.

Парижская жизнь Фалька складывалась относительно удачно . Правда, следуя вкусам тамошней публики, Фальк пишет картины в абсолютно импрессионистком стиле. На мой дилетантский вкус он стал по-сути эпигоном французского импрессионизма. Да - со своей палитрой, да - со своим видением, да - Фальк несомненно хорош. Если не знать его предыдущего периода. Поэтому парижский Фальк это всё же не тот Фальк, не вершина в русском искусстве, а один из большого числа крепких парижских художников. В общем Роберт Рафаилович не завоевал Париж, как некоторые его друзья, художник-эмигранты.

Возможно Фальк это и сам понимал. Поэтому в 1937 году он принял решение вернуться на Родину. Известно, что советские художники, приезжавшие в Париж на всемирную выставку, намекали Фальку, что не надо возвращаться. Но Фальк, оторванный почти 9 лет от советской действительности и плохо представлявший, что творилось в стране в борьбе за создание соцреализма, всё же решил вернуться.
Очень интресный вопрос - почему его не репрессировали? Ведь он нарушил обязательство быть за границей всего год (а пробыл самовольно 9 лет). Встречался там с эмигрантами. Да и его живопись совсем не вписывалась в каноны соцреализма. Есть версия, что спас Фалька от возможной кары его друг, известный летчик, герой Советского Союза Андрей Юмашев. Фальк познакомился с ним в Париже и они сдружидись. Сам Юмашев был тоже художником. Когда Фальк вернулся , то Юмашев его сразу утащил из столицы в турне по Средней Азии и Крыму, подальше от столицы. И пока вал репрессий в стране понемногу стихал, Фальк работал не в столице и не был на виду у властей. Вернувшись в 1939 году из "турне" Фальк, с помощью бывших соратников по Бубновому валету А.В.Куприна и В.В.Рождественского и при активнейшей помощи лётчика А.Б.Юмашева, получил мастерскую и квартиру в так называемом Доме Перцовой.




Во время войны Фальк с женой были в эвакуации в Самарканде. Там он читал лекции о французской школе живописи студентам художественного училища.
Послевоенные годы были неудачными для Фалька. На выставки не приглашали, картины не покупали. Но это его не останавливало. Во время проработочных кампаний 1940-х гг. он подвергался критике как «формалист». Фальк пережил разгром Государственного еврейского театра, в котором он много и успешно работал и до и после Парижа; пережил убийство Михоэлса, с которым дружил и чей портрет написал; пережил закрытие Государственного Музея нового западного искусства, последнего окна в Париж; пережил борьбу с космополитизмом, низкопоклонством и прочим формализмом и обвиненный в этих грехах в силу национального и социального происхождения. Но все же он уцелел. Правда не выставлялся, прорабатывался на собраниях и комиссиях, порицался и отрицался. Но имел возможность работать и работал - много, на износ, в стол. Многие искусствоведы считают, что этот период его творчества был вершиной.

Роберт Рафаилович дожил до начала оттепели. В 1954 году он пишет прошение о проведении выставки, но ему отказывают. Только в 1958 году прошла персональная выставка. В доме Перцова Фалька посетил Сартр, чью пьесу в Театре сатиры у Плучека оформлял Фальк, состоялась квартирная выставка - у Рихтера и Дорлиак. Но художник был уже неизлечимо болен. 1 октября 1958 года Фалька не стало.





Осенний пейзаж, Частное собрание, 1910



Женщины под зонтиками, ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1911



Сиена, Воспоминание об Италии, Ростовский обл. музей изобразит. искусств, 1911



Пристань. Серый день, ГТГ, 1911



Баржа, Нижегородский государственный худож. музей, 1911



Портрет дамы в шляпе с зелёным эспри, Частное собрание, 1911



Портрет Виктора Шнеерсона, Собрание Валентина Шустера, 1911



Пейзаж с парусником, Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, 1912



Пейзаж со свиньями, Смоленский музей, 1912



Натюрморт с фикусом, Национальная галерея Армении, 1913



Старая Руза, ГРМ, 1913



Старая Руза. Соборная гора, Пермская художественная галерея, 1913



Старик, ГРМ, 1913



Натюрморт, Собрание Марины и Бориса Молчановых, 1914



Крым. Пирамидальный тополь, ГРМ, 1915



Крымская деревня, Частное собрание, 1915



Портрет Мидхата Рифатова, ГТГ, 1915
Мидхат Рифатов (1893-1920), татарский литератор, переводчик, лингвист. Перевёл на турецкий язык "Войну и мир". Участник осободительного движения крымских татар. В 1920 году член Мусцльманского бюро при Крымском обкоме РКП(б). Расстрелян белогвардецами.



Обнаженная, Крым, Собрание Юрия Носова, 1916



Обнажённая. Крым, ГТГ, 1916.
Изображена Любовь Георгиевна Попеску, художница.



Автопортрет на фоне окна, Саратовский музей им. А.Н.Радищева, 1916



Натюрморт с зелёным кувшином и фруктами (набросок), ГРМ, 1916



У пианино, Национальная галерея Армении,1917
Изображена Елизавета Сергеевна Потехина(1883-1963), первая жена Фалька ( 1909-1920), художница, мать его сына Валерика (1916-1943)



Аллея, Приморская картинная галерея, 1917



Мулатка Амра, ГРМ, 1918.
Изображена Амра Томпсон, натурщица. После революции эмигрировала в Париж, где позировала П.Пикассо и А Матиссу



Портрет неизвестного, ГРМ, 1918



Дама в красном, ГТГ, 1918
Изображена Е.С.Потехина



Портрет К.К.Алексеевой, ГТГ, 1919
Кира Константиновна Алексеева (1891-1977), художница, вторая жена Фалька, дочь К.С.Станиславского и М.П.Лилиной



Красная мебель, ГТГ, 1920



Автопортрет с завязанным ухом, ГТГ, 1921



Красные дома, Музей Абрамцево, 1921





Обнаженная, Собрание Sepherot Foundation, Лихтенштейн, 1922



Женщина в белой повязке, ГТГ, 1923
Изображена Раиса Вениаминовна Идельсон (1894-1972), художница, третья жена Фалька (1921-1929)



Автопортрет, ГТГ, 1923



Портрет художника А.Д.Древина, Собрание Sepherot Foundation, Лихтенштейн, 1923
Александр Давидович Древин (1889-1938), художник, профессор ВХУТЕМАС, репрессирован. Реабилитирован в 1957 году



Автопортрет в жёлтом, ГРМ, 1924



Нищий, Собрание Валентина Шустера, 1924



Бухта в Балаклаве, ГТГ, 1927





Пейзаж с деревом и пароходом, Собрание Е.А. и Г.С.Евтушенко, 1929



Утро в Париже, Собрание Эрика Булатова, 1929



Лежащая на тахте под портретом Сезанна (Р.В.Идельсон), Частное собрание, 1929



Воспоминания, ГТГ, 1929
Воображаемый групповой портрет. Слева-направо: Р.В.Идельсон(третья жена), К.К.Алексеева (вторая жена), Киляля (дочь Фалька и К.К. Алексеевой), М.П.Лилина (мать К.К.Алексеевой и бабушка Киляли), неопознанная старуха в платке.



Старуха. Франция, ГТГ, 1931



Обнажённая. Габриэль, Собрание Владимира Некрасова, 1931
Габриэль Морье, медсестра, близкая подруга Фалька



Портрет художника Арама Минчина, Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого, 1931
Абрам Минчин (1898-1931), живописец, друг Фалька



Девушка в платье с кружевным воротником, ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1931
Считается, что моделью была Татьяна Алексеевна Яковлева (1906-1991), племянница художника А.Е.Яковлева, возлюбленная Маяковского



Красные перцы и пиала, ГМИИ им. А.С.Пушкина,1932



Старухи.Одиночество, Мордовский музей, 1933



Мост в Сен-Клу,ГТГ, 1934



Солнце в море. Бретань, Частное собрание, 1935



Мулат (Автопортрет), ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1935



Валерик. Портрет сына, ГРМ, 1935



Париж. Пасмурный день, ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1935



Прогулка верхом, Частное собрание, 1936



Три дерева. Набережная Сены, ГРМ, 1936



Автопортрет в красной феске и с жёлтым шарфом, Собрание Валентина Шустера, 1936





У хауса. Самарканд, Музей Востока, 1943



Женщина в жёлтой блузе, ГТГ, 1944
Изображена А.В.Щекин-Кротова (1910-1992), переводчика, педагог, искусствовед, четвёртая и последняя жена Фалька (1939-1958)



В белой шали (А.В.Щекин-Кротова), ГРМ, 1947



Портрет дочери (Кирилла Фальк), Собрание Владимира Некрасова, 1946
Кирилла Робертовна Фальк ( в замужестве Барановская; 1920-2006), переводчица, педагог, внучка К.С.Станиславского



Портрет В.Б.Шкловского, Государственный литературный музей, 1948
Виктор Борисович Шкловский (1893-1984), писатель



Рябина осенью, Музей Абрамцево, 1947



Портрет С.М.Михоэлса, Собрание Валентина Шустера, 1947-1948
Соломон Михайлович Михоэлс (наст. фамилия Вовси; 1890-1948), актер и рководитель ГОСЕТ. Был связан с Фальком дружбой и совместной работой в театре. Портрет написан в 1948 году в кабинете Михоэлса накануне его поездки в Минск, где он был убит.



Голубка и роза (Реквием), Собрание Лидии Семёновой, 1948-1950
Картина посвящена памяти С.М.Михоэлса.



Портрет Ксении Некрасовой, ГРМ, 1950
Ксения Александровна Некрасова (1912-1958), поэт, дружила с Фальком и Щекин-Кротовой



Портрет Майи Левидовой, Мордовский музей, 1952
Майя Михайловна Левидова (1921-2012), художник, ученица Фалька (1948-1957), дчь писателя М.Ю.Левидова



7-е ноября. Вид из окна мастерской, ГРМ, 1950
Картина написана из окна мастерской в доме Перцовой



Портрет А.Г.Габричевского, ГТГ, 1953
Александр Георгиевич Габричевский (1891-1968), историк и теоретик искусства, философ, литературовед, друг Фалька



Загорск. Солнечный день, Собрание Владимира Некрасова, 1955



Гречанка, Собрание Владимира Некрасова, 1955
Изображена Инна Георгиевна Костаки ( в замужестве Дымова; 1933), старшая дочь коллекционера Г.Д.Костаки



Натюрморт с красным горшочком, Саратовский музей им. А.Н.Радищева, 1956



Автопортрет в красной феске, ГТГ, 1957

Фальк, Третьяковская гелерея, выставка

Previous post Next post
Up