Начал послекарантинный обход запланированных выставок.
Итак, выставка Роберта Фалька в Новой Третьяковке.
![](https://c.radikal.ru/c42/2104/db/dad704dfca36.jpg)
При входе на выставку висит знаменитая "Голая Валька". Так гневливый руководитель страны обозвал эту картину на выставке в Манеже в 1962 году. Картину «Обнаженная в кресле» Роберт Фальк написал в 1922 году. Позировала ему известная натурщица того времени Станислава Осипович. С нее скульптор Сергей Конёнков ваял свою знаменитую «Русалочку», ее изображали на своих полотнах Валентин Серов, Константин Коровин, Александр Осмёркин, Петр Кончаловский. Так что изображена на картине была не Валька , а Станислава))
![](https://b.radikal.ru/b30/2104/30/835ade931ce6.jpg)
Обнаженная в кресле, 1922, ГТГ
Хрущев увидев её зашелся в гневе. Ему сказали это "Обнаженная, Фалька". Он не расслышал и заорал "Голая Валька". Дальше была почти нецензурщина. В журнале «Коммунист» картина была названа «циничным выпячиванием уродства». Там же сообщалось, что главная наша ценность - это высокая идейность.Так Хрущев в 1962 году стал по-сути рекламным агентом Фалька )) Правда Фальк к тому времени уже ушел из жизни (это случилось в 1958 году) и не услышал рекламу своему творчеству. При его послевоенной жизни в СССР власти - и государственная и художественная - не очень привечали Роберта Фалька. И вот пришла посмертная слава. Художественный критик Никита Хрущев и "искусствоведы в штатском" привлекли внимание к творчеству художника широкие массы любителей живописи. Легендарного опального Фалька до этого почитали в основном молодые художники, будущие нонконформисты.
Организаторы выставки, для прикола, прямо на стене напротив "Голой Вальки" установили экран на котором закольцевали фильм с кадрами ругани художественного критика Хрущева в адрес висящей напротив картины. Получилось прикольно.))
Выставка мощная. Впервые Фальк представлен во всей своей разнообразности. Ведь действительно, Роберт Фальк, как художник, менял свою стилистику как минимум 4 раза. По сути он - это 4 разных художника. Фальк как бы прожил 4 разных художественных жизни.
Представлено более 200 работ. Картины и графика собраны из 33 музеев и частных коллекций.
Вот этапы его художественных трансформаций:
1. Бубнововалетский стиль (1910-1922)
2. Назад к старым мастерам (1922-1927)
3. Парижский период ( 1928-1937)
4. Возвращение в СССР, которое состоит тоже как бы из 2-х периодов (1937-1943, 1944-1958)
Лично мне больше всего нравится его бубнововалетский период. Я вообще фанат этого объединения талантливых хдожников 10-х годов. Но и после 1916 года, когда объединение распалось, Фальк продолжал быть в живописи бубнововалетцем вплоть до 1922 года. Хотя читал мнения искусствоведов, что вершина его творчества - это послевоенный Фальк.
![](https://a.radikal.ru/a33/2104/0d/2803bb586d3a.jpg)
Фаббри на фоне гор, Собрание Валентина Шустера, 1911.
Морис Альбертович Фаббри (1885-после 1933), художник-график, книжный иллюстратор и плакатист. Входил в круг М.Ф.Ларионова
В 1922 году Фальк уходит от стилистики Бубнового валета и обращает свой взор к стилистике старых мастеров. Рембрандт, Тициан, Веласкес, Курбе, барбизонцы - вот новые учителя Роберта Рафаиловича. Отныне художник стремится создавать свои произведения такими, чтобы они были, как он считал, прочными и вечными, похожими на полотна в музеях. С 1925 года в творчестве Фалька наступает кризис. Видно, что он мечется между своим новым и старым стилями. Он погружается в преподавательство - становится профессором и деканом живописного факультета ВХУТЕМАСа. Фальк продолжает эксперименты. В это время в стране начинается государственная перестройка искусства. И Фальк отправляется в годичную командировку в Париж искать свой новый стиль. Уезжал Фальк вполне успешным советским художником, активистом многих начинаний,профессором ВХУТЕМАСа, постоянным экспонентом международных выставок, в том числе Венецианской биеннале.
Парижская жизнь Фалька складывалась относительно удачно . Правда, следуя вкусам тамошней публики, Фальк пишет картины в абсолютно импрессионистком стиле. На мой дилетантский вкус он стал по-сути эпигоном французского импрессионизма. Да - со своей палитрой, да - со своим видением, да - Фальк несомненно хорош. Если не знать его предыдущего периода. Поэтому парижский Фальк это всё же не тот Фальк, не вершина в русском искусстве, а один из большого числа крепких парижских художников. В общем Роберт Рафаилович не завоевал Париж, как некоторые его друзья, художник-эмигранты.
Возможно Фальк это и сам понимал. Поэтому в 1937 году он принял решение вернуться на Родину. Известно, что советские художники, приезжавшие в Париж на всемирную выставку, намекали Фальку, что не надо возвращаться. Но Фальк, оторванный почти 9 лет от советской действительности и плохо представлявший, что творилось в стране в борьбе за создание соцреализма, всё же решил вернуться.
Очень интресный вопрос - почему его не репрессировали? Ведь он нарушил обязательство быть за границей всего год (а пробыл самовольно 9 лет). Встречался там с эмигрантами. Да и его живопись совсем не вписывалась в каноны соцреализма. Есть версия, что спас Фалька от возможной кары его друг, известный летчик, герой Советского Союза Андрей Юмашев. Фальк познакомился с ним в Париже и они сдружидись. Сам Юмашев был тоже художником. Когда Фальк вернулся , то Юмашев его сразу утащил из столицы в турне по Средней Азии и Крыму, подальше от столицы. И пока вал репрессий в стране понемногу стихал, Фальк работал не в столице и не был на виду у властей. Вернувшись в 1939 году из "турне" Фальк, с помощью бывших соратников по Бубновому валету А.В.Куприна и В.В.Рождественского и при активнейшей помощи лётчика А.Б.Юмашева, получил мастерскую и квартиру в так называемом Доме Перцовой.
![](https://a.radikal.ru/a42/2104/72/5034ee451d01.jpg)
Во время войны Фальк с женой были в эвакуации в Самарканде. Там он читал лекции о французской школе живописи студентам художественного училища.
Послевоенные годы были неудачными для Фалька. На выставки не приглашали, картины не покупали. Но это его не останавливало. Во время проработочных кампаний 1940-х гг. он подвергался критике как «формалист». Фальк пережил разгром Государственного еврейского театра, в котором он много и успешно работал и до и после Парижа; пережил убийство Михоэлса, с которым дружил и чей портрет написал; пережил закрытие Государственного Музея нового западного искусства, последнего окна в Париж; пережил борьбу с космополитизмом, низкопоклонством и прочим формализмом и обвиненный в этих грехах в силу национального и социального происхождения. Но все же он уцелел. Правда не выставлялся, прорабатывался на собраниях и комиссиях, порицался и отрицался. Но имел возможность работать и работал - много, на износ, в стол. Многие искусствоведы считают, что этот период его творчества был вершиной.
Роберт Рафаилович дожил до начала оттепели. В 1954 году он пишет прошение о проведении выставки, но ему отказывают. Только в 1958 году прошла персональная выставка. В доме Перцова Фалька посетил Сартр, чью пьесу в Театре сатиры у Плучека оформлял Фальк, состоялась квартирная выставка - у Рихтера и Дорлиак. Но художник был уже неизлечимо болен. 1 октября 1958 года Фалька не стало.
![](https://d.radikal.ru/d35/2104/fd/05b6b9eb524e.jpg)
Осенний пейзаж, Частное собрание, 1910
![](https://d.radikal.ru/d23/2104/08/eef6dba0b274.jpg)
Женщины под зонтиками, ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1911
![](https://d.radikal.ru/d34/2104/b8/66637b5151de.jpg)
Сиена, Воспоминание об Италии, Ростовский обл. музей изобразит. искусств, 1911
![](https://a.radikal.ru/a22/2104/10/badad9add949.jpg)
Пристань. Серый день, ГТГ, 1911
![](https://b.radikal.ru/b29/2104/2e/a8f8b8444d17.jpg)
Баржа, Нижегородский государственный худож. музей, 1911
![](https://a.radikal.ru/a06/2104/97/e63b74da7ea5.jpg)
Портрет дамы в шляпе с зелёным эспри, Частное собрание, 1911
![](https://c.radikal.ru/c35/2104/be/23d301bed30b.jpg)
Портрет Виктора Шнеерсона, Собрание Валентина Шустера, 1911
![](https://a.radikal.ru/a34/2104/2b/3fa5fe1759be.jpg)
Пейзаж с парусником, Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, 1912
![](https://a.radikal.ru/a31/2104/07/9a8a8fb3a08d.jpg)
Пейзаж со свиньями, Смоленский музей, 1912
![](https://a.radikal.ru/a39/2104/8c/651b04d326cb.jpg)
Натюрморт с фикусом, Национальная галерея Армении, 1913
![](https://b.radikal.ru/b04/2104/95/21e32ee45cbe.jpg)
Старая Руза, ГРМ, 1913
![](https://a.radikal.ru/a13/2104/eb/7d5183c8d742.jpg)
Старая Руза. Соборная гора, Пермская художественная галерея, 1913
![](https://d.radikal.ru/d17/2104/fc/4d9aeb902f46.jpg)
Старик, ГРМ, 1913
![](https://b.radikal.ru/b09/2104/af/0bfdcf213c5d.jpg)
Натюрморт, Собрание Марины и Бориса Молчановых, 1914
![](https://c.radikal.ru/c41/2104/2c/276ba3e34e71.jpg)
Крым. Пирамидальный тополь, ГРМ, 1915
![](https://b.radikal.ru/b19/2104/78/a51d35886e05.jpg)
Крымская деревня, Частное собрание, 1915
![](https://d.radikal.ru/d40/2104/e0/5d5f7e8c8a01.jpg)
Портрет Мидхата Рифатова, ГТГ, 1915
Мидхат Рифатов (1893-1920), татарский литератор, переводчик, лингвист. Перевёл на турецкий язык "Войну и мир". Участник осободительного движения крымских татар. В 1920 году член Мусцльманского бюро при Крымском обкоме РКП(б). Расстрелян белогвардецами.
![](https://b.radikal.ru/b20/2104/e8/8cf71c3830d1.jpg)
Обнаженная, Крым, Собрание Юрия Носова, 1916
![](https://c.radikal.ru/c21/2104/b9/b291f7dd6c49.jpg)
Обнажённая. Крым, ГТГ, 1916.
Изображена Любовь Георгиевна Попеску, художница.
![](https://d.radikal.ru/d22/2104/c8/78162c6f26eb.jpg)
Автопортрет на фоне окна, Саратовский музей им. А.Н.Радищева, 1916
![](https://b.radikal.ru/b01/2104/6a/139e6a8705bb.jpg)
Натюрморт с зелёным кувшином и фруктами (набросок), ГРМ, 1916
![](https://a.radikal.ru/a23/2104/32/1e4f21061e69.jpg)
У пианино, Национальная галерея Армении,1917
Изображена Елизавета Сергеевна Потехина(1883-1963), первая жена Фалька ( 1909-1920), художница, мать его сына Валерика (1916-1943)
![](https://b.radikal.ru/b05/2104/1e/0f284cc96cfa.jpg)
Аллея, Приморская картинная галерея, 1917
![](https://d.radikal.ru/d18/2104/49/1adfb815ae0e.jpg)
Мулатка Амра, ГРМ, 1918.
Изображена Амра Томпсон, натурщица. После революции эмигрировала в Париж, где позировала П.Пикассо и А Матиссу
![](https://a.radikal.ru/a13/2104/17/b0c5cf1dc91e.jpg)
Портрет неизвестного, ГРМ, 1918
![](https://a.radikal.ru/a18/2104/30/38ef18969b66.jpg)
Дама в красном, ГТГ, 1918
Изображена Е.С.Потехина
![](https://b.radikal.ru/b40/2104/72/2b201b021caa.jpg)
Портрет К.К.Алексеевой, ГТГ, 1919
Кира Константиновна Алексеева (1891-1977), художница, вторая жена Фалька, дочь К.С.Станиславского и М.П.Лилиной
![](https://b.radikal.ru/b43/2104/52/2584c8c22bb6.jpg)
Красная мебель, ГТГ, 1920
![](https://a.radikal.ru/a07/2104/93/19ef10a9600a.jpg)
Автопортрет с завязанным ухом, ГТГ, 1921
![](https://a.radikal.ru/a21/2104/19/056c13662a75.jpg)
Красные дома, Музей Абрамцево, 1921
![](https://a.radikal.ru/a43/2104/cc/3d2aab4b259e.jpg)
Обнаженная, Собрание Sepherot Foundation, Лихтенштейн, 1922
![](https://a.radikal.ru/a23/2104/a2/94a07d12823c.jpg)
Женщина в белой повязке, ГТГ, 1923
Изображена Раиса Вениаминовна Идельсон (1894-1972), художница, третья жена Фалька (1921-1929)
![](https://c.radikal.ru/c08/2104/86/de8a6df4194f.jpg)
Автопортрет, ГТГ, 1923
![](https://d.radikal.ru/d24/2104/4a/109649770c44.jpg)
Портрет художника А.Д.Древина, Собрание Sepherot Foundation, Лихтенштейн, 1923
Александр Давидович Древин (1889-1938), художник, профессор ВХУТЕМАС, репрессирован. Реабилитирован в 1957 году
![](https://d.radikal.ru/d38/2104/89/0753b38f5990.jpg)
Автопортрет в жёлтом, ГРМ, 1924
![](https://c.radikal.ru/c13/2104/a5/578226221d3b.jpg)
Нищий, Собрание Валентина Шустера, 1924
![](https://b.radikal.ru/b14/2104/78/148ccb1e8d80.jpg)
Бухта в Балаклаве, ГТГ, 1927
![](https://d.radikal.ru/d32/2104/5a/86988319b271.jpg)
Пейзаж с деревом и пароходом, Собрание Е.А. и Г.С.Евтушенко, 1929
![](https://d.radikal.ru/d32/2104/8a/4006379ebe7a.jpg)
Утро в Париже, Собрание Эрика Булатова, 1929
![](https://a.radikal.ru/a07/2104/7f/e7f4057c7eed.jpg)
Лежащая на тахте под портретом Сезанна (Р.В.Идельсон), Частное собрание, 1929
![](https://c.radikal.ru/c35/2104/70/851522453fa1.jpg)
Воспоминания, ГТГ, 1929
Воображаемый групповой портрет. Слева-направо: Р.В.Идельсон(третья жена), К.К.Алексеева (вторая жена), Киляля (дочь Фалька и К.К. Алексеевой), М.П.Лилина (мать К.К.Алексеевой и бабушка Киляли), неопознанная старуха в платке.
![](https://a.radikal.ru/a24/2104/82/5cc744533d43.jpg)
Старуха. Франция, ГТГ, 1931
![](https://d.radikal.ru/d07/2104/09/774970f994e4.jpg)
Обнажённая. Габриэль, Собрание Владимира Некрасова, 1931
Габриэль Морье, медсестра, близкая подруга Фалька
![](https://d.radikal.ru/d22/2104/ac/2def837cb45e.jpg)
Портрет художника Арама Минчина, Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого, 1931
Абрам Минчин (1898-1931), живописец, друг Фалька
![](https://a.radikal.ru/a27/2104/a8/9feda8f11116.jpg)
Девушка в платье с кружевным воротником, ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1931
Считается, что моделью была Татьяна Алексеевна Яковлева (1906-1991), племянница художника А.Е.Яковлева, возлюбленная Маяковского
![](https://d.radikal.ru/d00/2104/34/960a70c10b27.jpg)
Красные перцы и пиала, ГМИИ им. А.С.Пушкина,1932
![](https://d.radikal.ru/d02/2104/83/4f45836e9b0e.jpg)
Старухи.Одиночество, Мордовский музей, 1933
![](https://a.radikal.ru/a27/2104/f1/e49c219678c4.jpg)
Мост в Сен-Клу,ГТГ, 1934
![](https://c.radikal.ru/c22/2104/44/b8853ed30a78.jpg)
Солнце в море. Бретань, Частное собрание, 1935
![](https://d.radikal.ru/d26/2104/03/ffe677fb6f46.jpg)
Мулат (Автопортрет), ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1935
![](https://a.radikal.ru/a33/2104/73/deafba98e4c4.jpg)
Валерик. Портрет сына, ГРМ, 1935
![](https://d.radikal.ru/d42/2104/75/437ea2633458.jpg)
Париж. Пасмурный день, ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1935
![](https://b.radikal.ru/b11/2104/ae/41baa62db4e9.jpg)
Прогулка верхом, Частное собрание, 1936
![](https://a.radikal.ru/a31/2104/90/440c36388d0e.jpg)
Три дерева. Набережная Сены, ГРМ, 1936
![](https://c.radikal.ru/c23/2104/0a/1dade3cddb24.jpg)
Автопортрет в красной феске и с жёлтым шарфом, Собрание Валентина Шустера, 1936
![](https://c.radikal.ru/c13/2104/f0/62704a9f578d.jpg)
У хауса. Самарканд, Музей Востока, 1943
![](https://d.radikal.ru/d24/2104/d5/c31f40c9e5ad.jpg)
Женщина в жёлтой блузе, ГТГ, 1944
Изображена А.В.Щекин-Кротова (1910-1992), переводчика, педагог, искусствовед, четвёртая и последняя жена Фалька (1939-1958)
![](https://b.radikal.ru/b04/2104/24/fc6f15cd0842.jpg)
В белой шали (А.В.Щекин-Кротова), ГРМ, 1947
![](https://c.radikal.ru/c31/2104/90/b68aa46da563.jpg)
Портрет дочери (Кирилла Фальк), Собрание Владимира Некрасова, 1946
Кирилла Робертовна Фальк ( в замужестве Барановская; 1920-2006), переводчица, педагог, внучка К.С.Станиславского
![](https://b.radikal.ru/b01/2104/13/7d821fd0285a.jpg)
Портрет В.Б.Шкловского, Государственный литературный музей, 1948
Виктор Борисович Шкловский (1893-1984), писатель
![](https://a.radikal.ru/a28/2104/8f/a04046094e0e.jpg)
Рябина осенью, Музей Абрамцево, 1947
![](https://c.radikal.ru/c31/2104/24/c88ba9030a7c.jpg)
Портрет С.М.Михоэлса, Собрание Валентина Шустера, 1947-1948
Соломон Михайлович Михоэлс (наст. фамилия Вовси; 1890-1948), актер и рководитель ГОСЕТ. Был связан с Фальком дружбой и совместной работой в театре. Портрет написан в 1948 году в кабинете Михоэлса накануне его поездки в Минск, где он был убит.
![](https://a.radikal.ru/a30/2104/92/5ed277e38589.jpg)
Голубка и роза (Реквием), Собрание Лидии Семёновой, 1948-1950
Картина посвящена памяти С.М.Михоэлса.
![](https://d.radikal.ru/d29/2104/27/4bd89989032a.jpg)
Портрет Ксении Некрасовой, ГРМ, 1950
Ксения Александровна Некрасова (1912-1958), поэт, дружила с Фальком и Щекин-Кротовой
![](https://a.radikal.ru/a29/2104/a9/6b757f6ef28d.jpg)
Портрет Майи Левидовой, Мордовский музей, 1952
Майя Михайловна Левидова (1921-2012), художник, ученица Фалька (1948-1957), дчь писателя М.Ю.Левидова
![](https://a.radikal.ru/a39/2104/d3/2fbe0a50462b.jpg)
7-е ноября. Вид из окна мастерской, ГРМ, 1950
Картина написана из окна мастерской в доме Перцовой
![](https://d.radikal.ru/d02/2104/15/46969e1c5f5c.jpg)
Портрет А.Г.Габричевского, ГТГ, 1953
Александр Георгиевич Габричевский (1891-1968), историк и теоретик искусства, философ, литературовед, друг Фалька
![](https://b.radikal.ru/b21/2104/a9/f380f795761d.jpg)
Загорск. Солнечный день, Собрание Владимира Некрасова, 1955
![](https://b.radikal.ru/b35/2104/7e/634e80d197d9.jpg)
Гречанка, Собрание Владимира Некрасова, 1955
Изображена Инна Георгиевна Костаки ( в замужестве Дымова; 1933), старшая дочь коллекционера Г.Д.Костаки
![](https://c.radikal.ru/c34/2104/62/5e15dabb96ac.jpg)
Натюрморт с красным горшочком, Саратовский музей им. А.Н.Радищева, 1956
![](https://d.radikal.ru/d05/2104/cb/5a2d75df3fc8.jpg)
Автопортрет в красной феске, ГТГ, 1957