"Увлечения"

Jul 18, 2017 22:41

Так называется выставка из коллекции выдающегося музыкального деятеля, замечательного скрипача и дирижера Владимира Теодоровича Спивакова. Работает выставка в Музее русского импрессионизма. Представлено более 90 произведений мастеров разных течений.




Лично для меня особый интерес на этой выставке представляла редкая подборка работ мастеров т.н. подстекольной живописи, произведений народного искусства Западной Европы конца XIX - начала XX веков. Особенно любопытно было посмотреть эту подборку после недавней выставки в Пушкинском музее работ Кандинского "Багатели" (от французского bagatelle - «безделушка», «пустячок») на которой были представлены в том числе и работы мастера на стекле. Эту старинную технику - Hinterglasmalerei- Василий Кандинский изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии. И вот Спиваков рассказывает: «Однажды в одном из антикварных магазинов в Кольмаре, где ежегодно проходит международный музыкальный фестиваль под моим руководством, я увидел старинные яркие расписные стекла на религиозные темы. Зная что Василию Кандинскому нравилась народная живопись на стекле, я поинтересовался что это за работы. С тех пор решил каждый год отмечать кольмарский фестиваль покупкой очередной такой работы. Первое «стекло», что я купил, было сценой «Тайной вечери».»



«Тайная вечеря», Франция,Кольмар, конец XIX века, подстекольная живопись.

Всего в состав экспозиции включены более 20 "стекол" - образы святых и сюжетные композиции, которые описывают полный цикл земной жизни Христа.


1. Она появилась в XII-XIII веках, когда мастера стали создавать пластины с библейскими сюжетами и святыми, расписывая их «под стеклом». На эпохи Возрождения и маньеризма пришелся расцвет подстекольной живописи - в этот период времени были созданы самые известные произведения, выполненные в этой технике. А в конце XVIII века подстекольные иконы постепенно становятся массовым явлением и переходят в категорию народного искусства.
2. В Средние века «стекла» можно было увидеть в готических соборах - считалось, что присутствие стекла поддерживало в храмах атмосферу духовности. А светские подстекольные картины барокко и рококо, украшавшие залы в сочетании с зеркалами и тусклым светом от свечей, помогали в создании мистической игры света и тени и завораживающего иллюзорного зрелища.
3. Мастерам удавалось получать необычный для визуального восприятия эффект: плотный по цвету фон под толщей стекла, а на поверхности - мириады сияющих бликов, которые создают ощущение драгоценности материала. Благодаря этому подстекольная живопись стала востребованной техникой как для украшения роскошных предметов декоративно-прикладного искусства, так и для создания станковых произведений искусства, причем не только на религиозные, но и на светские темы.
4. Сложность работы в такой технике состоит в том, что художникам приходится иметь дело с перевертышем. То, что они видят на лицевой стороне, работая над изображением, должно в результате оказаться с обратной - «под стеклом». К тому же подстекольная живопись - это многослойная живопись. Первый шаг - прорисовка всех деталей, затем - заполнение цветом фона. Причем сначала накладывают самые яркие цвета и глубокие тени, потом средние тона.
5. Подстекольная живопись - «холодная»: стекло не обжигают для того, чтобы краска на нем закрепилась. Мастера используют непрозрачные красители, которым не требуется термическая обработка для проявления.
















































Также представлены работы русских советских мастеров живописи - воздушно-акварельного Фонвизина, яркого Тархова, декоративной Экстер, театрального Тышлера, сакральных Зверева и Неизвестного, авангардных Немухина, Жутовского и других художников разных течений.











Артур Фонвизин, Женский портрет



Артур Фонвизин,Наездница



Артур Фонвизин,Натюрморт с букетом



Николай Тархов, Маки



Сергей Судейкин, Натюрморт с фарфоровыми фигурками



Павел Челищев, Танцовщица с тамбурином для труппы Виктора Зимина и Бориса Князева, Константинополь , 1920



Павел Челищев, Эскиз сценического костюма для труппы Виктора Зимина и Бориса Князева, Константинополь , 1920



Давид Бурлюк, Портрет Марии Бурлюк, 1920-е годы



Борис Григорьев, Портрет мальчика, 1918



Елизавета Кругликова, Натюрморт с геранью, 1926



Александра Экстер, Страница рукописной книги "Сафо.Стихи", 1942



Петр Кончаловский, Бугры, после 1932 года



Ладо Гудиашвили, Женский портрет, 1971



Борис Шаляпин, Портрет Марии Шаляпиной-Карпиловской, 1935



Александр Тышлер, Поздравление, 1965



Наталья Нестерова, Карусель, 1970-е



Степан Дудник, Испанки, 1992



Николай Вечтомов, Вестники, 1978



Анатолий Зверев, Распятие, 1993



Эрнст Неизвестный, Сердце Христа, 1993



Эрнст Неизвестный,Из серии "Кентавры", 1977



Борис Жутовский, Танцует Майя Плисецкая, 1982



Борис Жутовский, Танцует Майя Плисецкая, 1982



Игорь Макаревич, Космический круг Буратино, 2003



Игорь Макаревич, Буратино в черном квадрате, 2003



Ирина Мудрова, Двое, 1974



Владимир Немухин, Дама, семерка, туз, 1990-е



Игорь Новиков, Музыка, 1991

Издан каталог-альбом выставки хорошего качества.
Стоит - 2200 рублей. Дороговато...)

музей русского импрессионизма, подстекольная живопись, живопись, Спиваков

Previous post Next post
Up