Пятно
Интенсивные средовая и пятничная группы нового набора работали с темой пятна.
На первом занятии мы поговорили о том, что такое пятно, для чего оно служит и потренировались в создании изображений пятном. Мы рассмотрели две темы: пятно как знак, силуэт и пятно как средство передачи объема. Рисовали тушью, кистью. отбирая из хаотичной постановки пластический повод для изображения.В обоих случаях мы работали с темой объединения, обобщения (в том числе - слияния подобного).
Важные моменты:
- создавать пятно инструментом, сомасштабным листу - это совсем не то же самое, что раскрашивать контуры. Рисуя контуры, мы думаем и работаем линиями. Организовывать лист пятнами - не то же самое, что делать выкраски. Используйте плоскость, ширину вашего инструмента.
- задумывая пятновое решение итогового листа, эскизы тоже нужно рисовать пятнами.
- определите размер пятен (или пятна, если оно одно) в листе, соотношение размера пятна к размеру полей. Если одно и то же пятно поместить на белые листы разного размера, зритель по-разному воспримет изображение. Некоторые пятна требуют больших белых полей, некоторые - нет.
- в хорошем изображении есть что-то разное - по размеру, характеру. Например, большое, среднее и малое, или округлое и острое.
Кроме того, мы обращали внимание на размер и формат листа (были не только прямоугольные, но и изображения в квадрате и круге, если того требовал замысел автора).
На втором занятии мы говорили о соотношении черного и белого в листе. Два упражнения: на основе натурной постановки создать изображение с количественным преобладанием белого и с количественным преобладанием черного. Работали в технике аппликации. К важным моментам прошлого упражнения добавилась необходимость взвешивать массы черного и белого, следить за большим, средним и деталью и решать, какая роль будет у того или другого цвета (например, акцент, будучи чем-то малым, может играть главную роль и "держать", собирать изображение вокруг себя).
Пространство и планы
В продолжающей воскресной интенсивной и в обстоятельной группах мы работали с темой передачи пространства с помощью планов, в каждой группе - на своем уровне.
В воскресной группе мы работали с тональной разработкой планов, целостным ведением рисунка и "длинным" штрихом.
На занятии была одна изобразительная задача - передать глубину пространства с помощью планов и сделать один из планов главным. Исполнительских упражнений было два: сперва мы работали хаотичным штрихом, потом - штрихом в одном направлении.
При необходимости нарисовать фрагмент пространства - например, интерьера - с помощью тона, многие сталкиваются с трудностью "рисования воздуха". Для многих рисовальщиков привычно "раскрашивание" отдельных предметов, пририсовывание одного к другому. Такой подход не позволяет создать впечатление воздушной среды, работа получается дробной, предметы - пересчитанными. Чтобы избежать этого, мы работали "длинным" штрихом насквозь, не обращая внимания на контуры предметов, связывая штрихом предметы с поверхностями и друг с другом, рисуя пространство между предметами с тем же вниманием, что и объекты.
- работаем от общего к частному, от светлого к темному:сперва штрихуем лист из края в край слабым серым, обозначая общее пространство, затем постепенно уплотняем либо выбираем ластиком штрих в нужных местах.
- при таком подходе решающую роль играет плотность штриха. Чем плотнее штрих - тем материальнее объект.
- контраст на границе планов поможет отделить один план от другого.
- размашистый штрих требует другой механики работы тела, на больших форматах это работа не столько рукой, сколько корпусом.
В обстоятельной группе мы начали тему пространственного рисования с линейного рисунка. Две большие задачи занятия - создание иллюзии глубины пространства на плоском листе и управление вниманием зрителя. Мы изображали пространство, введя в изображение три плана. После этого нужно было выделить тот план, на котором происходит интересное вам событие, и привлечь к нему зрительское внимание. О законах линейной перспективы разговора не было.
Показать разноудаленность предметов от изобразительной плоскости (листа) можно с помощью простых приемов:
- предметы ближнего плана загораживают предметы дальнего плана
- если предметы стоят на одной плоскости, то основание ближних предметов будет нарисовано ближе к нижнему краю листа, чем основание дальних предметов.
Как привлечь внимание зрителя к тому плану, где происходит интересное вам?
- за счет обобщения неважного и перечисления важного, повышая концентрацию событий, деталей в нужном вам месте. Мы пропускаем менее важное (но обозначаем его) и насыщаем всем, чем можем и чем считаем нужным, важное.
- нужно сделать на важном плане что-то иначе, чем на неважных. Например, если оба неважных плана заполнены деталями, важное на нужном плане может быть выделено пустотой.
- на неважных планах можно объединять предметы в одну группу, только давать намек на то, что они есть.
- линиями другого характера, чем линии неглавных планов
- за счет яркости линии
- за счет толщины линии
Главным может быть любой план, не обязательно первый. Это зависит от авторского замысла.
На следующем занятии мы продолжили тему, но добавили тональную разработку рисунка. Задание было таким же, как у продолжающей группы.
Дневник групп 16 сентября - 2 октября Дневник групп 11 - 16 сентября О группах "Выразительные средства графики"