Часто случается, что наблюдения и находки, сделанные на пленэре с натуры, не получают развития и так и остаются "набросками идеи". Курс Натальи Барановой помогал решить эту проблему: участники не только собрали качественный натурный материал, но и создали на его основе серию завершенных графических листов. Кроме того, они обогатили свой инструментарий изобразительных техник и приемов. Во многом курс был о балансе непреднамеренного и запланированного: о том, как подмечать и выявлять случайное, впускать его в свою работу, позволять проявляться, и о том, как управлять им и прийти в итоге к законченному осмысленному результату. Такой подход нередко используется в современной графике, иллюстрации.
В первый день группа работала в мастерской. Цели занятия: исследовать неизвестные возможности знакомых материалов, понять, как получить тот или иной эффект и сделать листы-заготовки для предстоящей работы в городе. Участники выявляли свойства материалов через эксперименты: смотрели, как акварель и тушь ведут себя в специфических условиях, например, при смене основы и предварительной обработке, создавали фактуры с помощью масляных красок и гуаши, работали с монотипией. Акцент занятия ведущий сделал на свободном обращении с материалом.
Настя:
Женя:
Галина:
Аннет:
Саша:
На втором занятии группа попробовала сочетать запланированное и случайное, подчинять случайность замыслу. Перед участниками были поставлены две задачи - сначала поиск мотива и состояния в натурном рисовании, потом подбор подходящих средств из нового арсенала, чтобы передать пойманное ощущение. В дело пошли листы, сделанные накануне. Далее решали, как и чем дополнить то случайное, что получилось в заготовке, какие средства выбрать для переработки случайного эффекта в сознательное изображение. Начались эксперименты со смешиванием техник в полевых условиях и применительно к изобразительной задаче.
Галина:
Настя:
Женя:
На третьем занятии участники искали тему для итоговой работы: сюжет и мотив, ритм, ракурс. Нарабатывали натурный материал: искали связь между листами будущей серии, детализировали сюжет, определяли формат, искали разные проявления одной темы. Во время работы над эскизами у каждого появлялось личное отношение к месту работы. Это помогло участникам при создании финальной серии работ.
Настя:
Женя:
Галина:
Саша:
Задачей итогового дня было передать свое впечатление от города, отношение к нему в серии законченных работ из трех-пяти листов, используя находки и наработки прошлых занятий.
Подходы к ее решению были разными: кто-то хотел использовать определенную технику, прием, найденный в первый день, и подбирал всю серию к ней. Кто-то, напротив, шел от эскизов, сделанных в третий день, подбирая технику и средства выражения, которые позволят наиболее остро и внятно отразить их замысел.
Катя:
Галина:
Женя:
Аннет:
Настя:
Фоторепортаж: