Про работу с пятном и аппликацию. Чёрное, чёрно-серое и цветное.

Dec 17, 2014 17:17




Задание для группы по воскресениям.

Дано: Три задания с ножом и цветной бумагой.
Задачи: Научиться организовывать лист с помощью пятен тона и цвета.


Это задание стало логическим продолжением темы с рисованием пятнами туши. Но на этот раз материал был менее «изобразительный» - цветная бумага. На всех трёх занятиях я просил группу принести интересные предметы, из которых составлял трудные спонтанные натюрморты. Смысл такой постановки в том, что она редко получается красивой и законченной сама по себе, она требует от участника активного поиска гармонии, внимательного изучения и осмысленного отбора необходимого. Красивая постановка с направленным светом и богатым антуражем отлично подходит для тренировки технических навыков, нам же предстояло развивать мозги. Такая постановка задачи провоцирует проектирование листа, глубокое переживание всех его частей, а не просто точное срисовывание очевидного. Особенно ценно это потому, что задание является вводным для работы в печатной графике, там отбор - самое важное. Побочным же эффектом является то, что все работы с одной и той же постановки получаются совершенно разными, каждый видит своё.

На первом занятии работали только чёрной бумагой. И если тушью мы наносили пятна на белый лист, постепенно проявляя изображение, то здесь сначала определялся формат и размер чёрного листа, от которого потом отрезалось всё лишнее. То есть, по сути это гравюра, но без печати. Все действия необходимо было просчитывать в голове, а резать сразу начисто - никакой разметки на листе. Из выразительных средств авторам оставалось соотношение пятна чёрного к белому листу, разная активность белого внутри чёрного пятна (которая достигается окружением белого разным количеством чёрного), разная фактура границ пятен и детали разного масштаба.




Аня:




Ксения:










Лиза:




Марина:







Наташа:
















Оля:










Другая Оля:







Юля:







На втором занятии к чёрной бумаге добавился серый слой - для полутона. Теперь нужно было найти не только размер и форму чёрного и серого пятен, но и соотношение их друг с другом. Так как в столь ограниченной по средствам технике невозможно изобразить предметы во всём их многообразии, в задачу авторов входило также обобщение, включение предметов либо в состав одного из тонов, либо оставление его белой бумагой.




Аня:




Игорь:







Ксения:







Лиза:




Марина:







Наташа:




Оля:







На третьем занятии мы перешли к цвету. Помимо описанного выше тут нужно было соподчинить пятна цвета по количеству и насыщенности - какой отвечает за массу, какой за акцент, а какой их связывает. Важно было учитывать не только хроматические качества сочетаний, но и светлотные.




Аня:




Катя:




Лиза:










Марина:




Наташа:




Оля:




Другая Оля:




Я сам очень доволен результатами этого задания. А больше всего радует, что вся эта тяжеленная работа была не зря - любой из этих листов можно смело переводить в печатные техники, с минимальными изменениями.

обучение, методика, учебная группа Дмитрия Горелышева l, аппликация, композиция

Previous post Next post
Up