Для того, чтобы дополнительно подтвердить принадлежность данного аккаунта мне (хотя модерацию его по причинам недостатка времени осуществлять не всегда смогу лично), напишу текст "мемуарного" характера специально сюда (а потом скопирую на свою страницу в ВК). Так как "на вскидку" ничего не придумывается, решил просто взять свой военный дневник (я их вел в Приднестровье, в Боснии и в "Первую Чеченскую" и просто тупо перепечатать то, что происходило со мной в октябре 1995 года - 21 год назад... Перепечатываю дословно, без прибавлений и комментариев. Расшифровку сокращений и т.д. даю в скобках)
8.10.95. Утром "КД" (командир дивизиона) затеял маленькое перемещение: 2 и 3 батареи перенесли огневые (позиции) в район ПХД (парково-хозяйственный дивизион), а палатки остались на месте. Вечером орудия должны вернуться обратно. Около 9 утра поехали (я, Кондаков и Жуков) с комбатом на блок. Рыли там щель (землянку) и наблюдали результаты нашего огня: подполковник Котлобаев - инспектор по артиллерийской части из 11-й армии - решил разбить-таки дом между Орехово и Старым Ачхоем. Дом остался невредим, хотя 3-4 снаряда из около 20 выпущенных разорвались недалеко. Остальные рвались где попало. В Орехово и Ачхой залетело немного - 5-6 всего. Ездили на ПРП (передвижной разведывательный пункт - машина для корректировки на базе БМП).
[Читать дальше]Вечером, около семи, появились 8 штук "СУ" и нанесли удар в 4-5 км от нас (и левее) у подножия гор. Били только ракетами с большой высоты. Во что-то попали - после одного из разрывов (каждый "СУ" сделал по два захода), последовал другой, можно сказать - "бензиновый". Кто знает, возможно попали в "Град". Весь дивизион влез на САУ, КШМ и просто ящики - смотреть. Ночью иду в патруль. После девяти часов - "к бою". Выпустили по 3 "ОФ" (осколочно-фугасный снаряд "ОФ-240") полным зарядом в район Орехово. Стрелял за наводчика на 1-м орудии. Позже сообщили подробности налета авиации на Рошни-Чу: ушло 12 машин с убитыми и ранеными (?). В основном - местные и беженцы (якобы). Ночь прошла в целом спокойно. Только 1 снаряд выпустила 1-я батарея.
9.10.95 После холодной лунной ночи - чудесное солнечное утро. Жарко - абсолютно чистое небо. После завтрака батарея стреляла под Орехово (Котлобаев снова уехал на блок). После одного пристрелочного (2-е орудие) дали три залпа. Наше (1-е) вышло из строя после первого выстрела - не вылетела гильза, а когда ее вытащили - выяснилось, что газы прорвались почти до половины гильзы (высокий износ канала казенной части). Дальше стрелять нельзя. Да и откат - 700 (выше нормы). Первая батарея тоже дала 1 пристрелочный и 1 залп. Днём пару раз "оживала" 1-я батарея. По словам "Пантелея" (из отделения арт.разведки), вернувшегося с блока, она попала-таки по новенькому дому - напрочь снесла у него крышу. Теперь охота идет за белыми "жигулями", которые нагло игнорируют обстрелы. По слухам, в результате налета, в Рошни-Чу 28 убитых.
10.10.95 С утра чуть-чуть постреляли - выпустили по 3 снаряда наша и 1-я батареи. Ночью был переполох - опять палили из автоматов по саду за арыком. Опять там утром - никого. Эта ночная стрельба на ПХД вызвана запугиванием нового НШ (начальника штаба) - мол, в Рошни-Чу арабские наемники. Но больше здесь, все-таки, желания солдат "просто пострелять".
11.10.95. Опять дождь. Котлобаев снова уехал на корректировку. Для него война - нечто вроде полигона, "игры в солдатики". Он стреляет не с целью уничтожения противника, а для повышения собственной и личного состава "квалификации". Говорят, вчера утром блок снова обстреляли из ПТУРов и минометов. С утра, как обычно, время от времени стреляет "Памир" (3-я батарея). Реже - наша. Выпустят по 3-4 снаряда и снова молчат. Новый "НШ" совершенно не умеет руководить огнем. Последняя фраза: "Батареи к бою! Приготовиться к боевой работе! Но батареи к бою пока не поднимать!" Ночь сегодня, кстати, опять была беспокойной - недалеко стреляли из пулеметов, всю ночь были слышны выстрелы из минометов и ЗСУ и разрывы. Вечером дивизион еще пострелял - где-то зашевелились "индейцы".
12.10.95 В ночь - тревога. Лагерь был обстрелян двумя автоматчиками (я засек вспышки в двух местах - вряд ли их было больше). Поднялась беспорядочная стрельба (особенно старался БТР внутренних войск), строчил из ПК "КД" (командир дивизиона). Наша батарея быстро заняла позиции по арыку(вернее - по яме) и молчала - между нами и садом стоят 1-я и 3-я батареи. Особенный пыл в стрельбе проявил ПХД - этим было наплевать ,что где-то есть еще кто-то, кроме них. Офицеры опять растерялись: от них не было ни одной команды. Несколкьо распоряжений отдали только я и Валера Кондаков, в то время как офицеры и прапорщики поспешно загнали патроны в стволы и затаились, как мыши.