Акустика, освещение и еще более двадцати направлений - архитекторы, без сомнения, нуждаются в поддержке инженеров. Ведь, по сути, архитектор, проектируя сооружения, воздвигает себе рукотворный памятник и хочет, чтобы тот простоял годы.
И для этого учитывать приходится не только свои интересы. В дело вступают законы физики и экономики. И те, и другие, уверен Петр Тарчиньский, основаны на здравом смысле и практичности. Третьей составляющей выступает ответственность профессионала перед обществом. Важную роль здесь играет объяснение технический принципов заказчику.
За 14 лет работы в Buro Happold Тарчиньский убедился: работе над ошибками есть место всегда, даже в очень крупных и затратных проектах. "Думайте над возможными альтернативами, ищите варианты, и только тогда решайте", - советует инженер.
Петр Тарчиньский не советует гнаться за архитектурной модой. Лучше обращать больше внимания на прочность и функциональность объекта, считает он. Только из таких сооружений получаются признанные шедевры. Впоследствии именно они становятся классикой.
В качестве ярких примеров для иллюстрации своего выступления старший технический консультант выбрал пешеходные мосты - как он сам добавил, для того, чтобы посмотреть, куда шагают современные архитекторы, проектировщики и дизайнеры. Тарчиньский оценил сооружения с точки зрения соблюдения инженерных тонкостей и экономической эффективности.
Кембридж
Деревянный мост (неофициальное название - Математический) в английском городке Кембридже был спроектирован Уильямом Этриджем еще в середине XVIII века. С инженерной точки зрения, сооружение сочетает в себе логику и красоту. Это отличный пример грамотного и эффективного использования материалов. Состоящий из деревянных балок и болтов, этот пешеходный мост соединяет старую и новую части Куинс колледжа в Кембридже.
Париж
Мост искусств в Париже, построенный между 1801 и 1804 годами, обладает отличными техническими и эстетическими характеристиками. Кроме того, он мультифункционален: эта легкая конструкция соединяет Институт Франции и двор Луврского дворца, имеет декоративную функцию благодаря семи арочным пролетам, а также является одним из символов французской столицы.
Венеция
Архитектор Сантьяго Калатрава "наградил" Венецию проектом моста Конституции через Гранд-канал в 1996 году. Через десятилетие строительство все еще не было завершено, несмотря на многочисленные изменения в структуре. Из-за неустойчивости конструкции и ее огромного веса возникла необходимость дополнительно укрепить опоры. В итоге на проекте сменились около десяти консультантов, а бюджет вырос в три раза по сравнению с запланированным.
Венеция-2
Открытие состоялось без торжеств в 2008 году. По мнению жителей Венеции, сооружение в стиле модернизма плохо вписалось в архитектурный ансамбль города. Мост Конституции сразу раскритиковали и за его непрактичный дизайн. Множество ступенек и крутой подъем усложняют движение пожилым. А по причине отсутствия пандусов им не могут пользоваться люди, передвигающиеся в инвалидных креслах.
Гейтсхед
По оценке Тарчиньского, мост Миллениум в Гейтсхеде (Северная Англия) - один из лучших пешеходных мостов за последние 25 лет. Это уникальная, глубоко продуманная конструкция. Ее основа из двух стальных арок может наклоняться, когда необходимо пропустить высокое судно. Авторы проекта - архитекторы Уилкинсон и Эйр - добились того, что, поворачиваясь вокруг общей оси, обе арки возвышаются над поверхностью воды на 25 метров. Этот первый в мире наклоняемый мост за свою маневренность получил прозвище "Подмигивающий глаз". Итоговые затраты на 20 процентов превысили первоначальный бюджет строительства, однако оказались вполне оправданными.
Португалия
Урбанистический дизайн моста в португальском городе Ribeira da Carpinteira продиктован ландшафтом. Ему подчиняется не только это сооружение, но и весь город. Местность на трех холмах разделена двумя глубокими долинами. Это определяет весь образ жизни людей, а заодно и архитектуру моста.
Португалия-2
Форма 220-метрового сооружения скрашивает путь пешеходам. Кроме ландшафта прогуливающиеся по мосту видят и изгибы самого моста. Его пропорции определяются инженером Тарчиньским как "превосходные". Высокие парапеты создают ощущение безопасности. Все это сочетание формы, практичности и технического совершенства имеет довольно простое воплощение.
Сандерленд
В случае с мостом River Wear архитекторам, участвовавшим в конкурсе проектов, заказали "иконическое" сооружение, мост-символ. В 2005 году конкурс выиграл Stephen Spence. Власти города Сандерленд на Севере Англии дали разрешение на строительство. Завершить его обещают к 2014 году. Потраченные на реализацию средства уже превысили запланированные в три раза и составили 133 миллиона фунтов.
Витая конструкция состоит из двух ассиметричных 180-метровых башен-"рогов" и изгибающейся "основы". В итоге город получит даже больше того, что хотел: скорее скульптуру, чем пешеходный мост. Этот пример иллюстрирует степень экстрима, до которой можно дойти, не имея четкого представления о желаемом результате.
Краков
Воплощение законов физики - вот каким, по заявлению архитектурного бюро Studio Bednarski, задумывался этот мост в Кракове. Проект Ludwinow bridge обернулся для студии, по мнению Петра Тарчиньского, полной катастрофой. К расчетам едва ли привлекали инженеров; большинство идей не выполнимы на практике и к тому же попросту опасны. Вместо реализованного проекта город получил скандал и критику от инженеров.
Источник:
http://www.radidomapro.ru/