В 2011 г. Саймон Джеймс опубликовал статью, в которой предложил весьма убедительную интерпретацию событий, связанных с подкопом под башню 19 Дуры-Европоса и гибелью персидских и римских солдат, чьи тела были обнаружены во время знаменитых раскопок города в 1933 - 1934 гг. (S. James, Stratagems, Combat, and “Chemical Warfare” in the Siege Mines of Dura-Europos. / American Journal of Archaeology, 2011, Vol. 115, No.1, pp. 69-101). Статья имела серьезный международный резонанс, но внимание участников развернувшейся после ее выхода полемики было приковано к высказанной автором идее о газовой атаке, как о причине массовой гибели защитников города. Иран, как раз в это время находящийся под международным обвинениям в разработке оружия массового поражения, предъявил ему обвинение в злонамеренном предубеждении и нагнетании политических страстей вокруг вопроса, имеющего почти двухтысячелетнюю историю. Автору пришлось оправдываться, доказывая самоочевидные вещи, в последовавшем визге и гаме за бортом внимания оказались гораздо более интересные высказанные им в статье идеи, что показалось мне весьма досадным.
Ситуация, рассмотрением которой занялся автор, выглядит следующим образом. Во время раскопок Дуры-Европоса рабочие обнаружили множество драматических следов персидской осады, положившей конец существованию города около 256 г. Их описание и первоначальная интерпретация, принадлежавшие перу возглавлявшего в то время раскопки капитана французской армии и археолога самоучки Роберта де Месниля графа де Бюиссона, позволили пролить свет на события, о которых хранят полное молчание доступные нам античные нарративные источники. Одной из наиболее ярких находок стало обнаружение следов персидского подкопа, подведенного под башню № 19 городских укреплений. Подкоп соединялся под городскими стенами с контрминой, выкопанной защитниками города. Их цель состояла в том, чтобы ворваться в подкоп противника и помешать осадным работам персов. Увы, этот замысел не увенчался успехом, поскольку в этом месте башня и примыкавший к ней участок стены сильно просели вниз. Впрочем, усилия персов также пошли прахом, поскольку стена все же устояла и всю работу им пришлось начинать заново. Самые интересные находки ожидали археологов на дне подкопа. В их число входили многочисленные предметы военного снаряжения и человеческие останки, принадлежавшие нападающим и защитникам города. Один из скелетов лежал навзничь на спине, головой в персидскую сторону. Он был одет в кольчугу, рядом лежал железный шлем и меч. В нескольких метрах от него археологи нашли целую груду костей, принадлежавших примерно 20 телам.
Кто были все эти люди и что произошло между ними в тесном подземном коридоре высотой 1,7 м и шириной менее 1,5 м ?
Идентифицировать находки удалось по материальным останкам. В первом теле он признал персидского воина, на происхождение которого указывал рисунок на груди кольчуги в форме сокола и навершие меча из халцедона, добываемого на территории восточного Туркестана. Оружие, одежда и монеты из кошельков, найденных в груде тел, доказывали их принадлежность воинам римского гарнизона. В целом ряде статей де Месниль предложил свою версию случившегося. Когда персидский подкоп приблизился к стене, римлянам удалось определить его направление и провести к нему контрмину. К тому моменту персам удалось подкопать угол башни и часть стены, но закончить работы они не успели. Туннели под землей соединились, при скудном свете масляных ламп начался ужасный бой. Военная удача была на стороне персов, они отбросили нападавших назад и ворвались в их собственный туннель. Чтобы помешать римлянам предпринять новую контратаку, они подожгли поддерживавшие крышу галереи деревянные подпорки, и обрушили подкоп, в котором оказались погребены тела убитых и раненных в бою. После этого они подкопали основание стены, заменив фундамент деревянными подпорками, заполнили туннель горючим материалом и подожгли. Дерево сгорело, но вместо того, чтобы обрушиться, стена просто осела в подкоп (R. du Mesnil, Les ouvrages du siege a Doura-Europos. // Mémoires de la Société Nationale des Antiquaires de France, T. 8l, 1944, pp. 5-60).
П. Лериш, в последующем глава французской археологической миссии в Дуре-Европосе, в 1993 г. высказал несколько замечаний и поправок к этой картине, придавших событиям в туннеле под башней №19 дополнительный драматический накал. Он обратил внимание на компактность залегания останков римских воинов, которые все лежали тесной массой на ограниченном пространстве площадью лишь около 3 м2. Между этими останками и телом персидского воина находилась покрытая копотью область пожара, остатки деревянных перекрытий были обуглены, здесь же были найдены остатки импровизированных факелов из соломы и просмоленных пучков ткани. Сопоставив все факты, Лериш сделал вывод, согласно которому римские воины не просто погибли в схватке с противником, но задохнулись от дыма, когда персы зажгли сырую солому и устроили пожар в подземной галерее. Они не смогли выбраться наружу, поскольку выход в город был завален остававшимися наверху защитниками города. Возможно, они считали, что все, кто там находились в этот момент, уже погибли, а может быть, просто поддались панике и сделали это, чтобы помешать персам ворваться в город. Расположение тел показывает, что они упали все вместе, там, где стояли последние минуты жизни. Возможно, случайной жертвой пожара стал персидский воин, чья поза свидетельствует о попытках вытащить его тело. Кольчуга перса задрана на грудь, как если бы он пытался сорвать ее с себя, или, что кажется более вероятным, как если бы его тащили к своим, но потом бросили на полдороге по неизвестной нам причине (P. Leriche, Techniques de guerre sassanides et romaines à Doura-Europos. // L’armee romaine et les Barbares du IIIe au VIIe siecle, edited by F. Vallet and M. Kazanski, Rouen and Saint-Germain-en-Laye , 1993, p. 83-100)en-Laye , 1993, p. 83-100).
Джеймс в своей статье прибавляет к этой сложившейся картине новые улики. На рисунке, сделанном Меснилем во время раскопок, видно, что тела римлян лежат компактно, однако, совсем не так, как если бы они стояли вместе у запечатанного выхода из галереи, а затем упали бы вдруг всей массой вдоль прохода. На рисунках тела расположены большей частью поперек галереи, в два, три слоя друг над другом, уложенные в штабель. Их оружие, прежде всего щиты, все находятся в верхней части баррикады, как будто их бросили поверх наваленных кучей тел. Автор считает, что такое расположение тел является результатом сознательных усилий, они были целенаправленно сложены в подобие баррикады, чтобы образовать защитный барьер или временное препятствие на пути желающих проникнуть в подкоп. В подтверждение своего предположения он ссылается на находки двух наконечников стрел, засевших в крыше римской галереи у самого ее окончания. Наконечники свидетельствуют о том, что защитники города, будучи выбиты из галереи, начали стрелять в темноту из луков или легких метательных машин. Импровизированная баррикада из трупов понадобилась персам, чтобы под ее прикрытием приготовить костер, уничтоживший подпорки галереи и вызвавший ее обвал. Не довольствуясь этой мерой, далее по коридору галереи персы возвели еще одну баррикаду, используя для нее камни, вынутые из основания подкопанных стен. Обезопасив себя от возможности дальнейших контратак, персы закончили работы под стеной, которые, как мы это уже знаем, оказались для них безрезультатными.
Гипотеза об использовании персами химического оружия основывается на обнаруженных в туннеле частицах серы. Джеймс предполагает, что персы, подкапывая основание стены, не могли не слышать шум от предпринятых защитниками города работ. Готовясь встречать противника, они разожгли огонь и разложили на решетке комья серы. Персидский подкоп находился несколько ниже римского, поэтому, когда разделительная перегородка оказалась сломана, образовалась тяга и токсичные пары серы заполнили внутреннее пространство римского подкопа. В течение полминуты те, кто там находился, погибли, или надышавшись серы или в давке, когда все вместе устремились к выходу по узкому проходу. Наряду с солдатами здесь были землекопы, поскольку количество найденных тел превышает количество обнаруженных здесь же единиц оружия. Глядя на удушливый дым, идущий из подземной галереи, римляне долго не отваживались вновь войти в туннель и лишь стреляли туда из луков. Когда воздух очистился, персы сложили трупы в импровизированный барьер и разожгли огонь, уничтоживший ближайшую к выходу часть римской галереи
В 2007 г. на форуме Х legio у нас была небольшая дискуссия по поводу этих находок . Статья Джеймса дает ответ на большинство поставленных тогда вопросов. Единственный вопрос, оставшийся без ответа, относится к телу персидского воина в подкопе. Как погиб этот воин, пытались ли персы вытащить его тело и почему отказались от этих попыток. Автор предполагает, что найденные кости находятся на месте их обнаружения и заканчивает свою статью обоснованием необходимости их повторного изучения. В самом деле, генетическая экспертиза могла бы ответить на множество неясных вопросов о происхождении «перса», о римских воинах, были ли они местными уроженцами или прибыли из других регионов империи, каков возрастной состав погибших, возможные родственные связи. К сожалению, учитывая политическую ситуацию в нынешней Сирии, эта заманчивая перспектива едва ли реализуема в обозримом будущем.