Македонские всадники на погребальных стелах кон. IV - 1-й пол. III века до н.э. из Александрии

Dec 07, 2022 17:21

Статья Cole Sara E. Ptolemaic Cavalrymen on Painted Alexandrian Funerary Monuments // Arts 2019, 8(2), 58, включает каталог расписных 5 александрийских погребальных стел с изображением македонских всадников кон. IV - 1-й пол. III века до н.э.




1. Раскрашенная известняковая погребальная плита (39,4 см × 26,7 см × 7,3 см) с человеком, держащим под узцы вставшую на дыбы лошадь, 2-я половина 3-го века до нашей эры, Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

На розовом фоне молодой человек в коротком бледно-желтом хитоне пытается обуздать вставшего на дыбы гнедого коня. У мальчика рыжевато-каштановые волосы, поверх которых он носит коническую шляпу. Второй молодой человек, тоже в желтом хитоне, но с темно-каштановыми / черными волосами и без шапки, стоит с краю справа и смотрит на происходящее.

Найдена в 1884 году в гробнице близ Александрии. Плита была подарена музею Метрополитен в 1904 году Дариусом Огденом Миллсом вместе с пятью другими расписными стелами, которые, как говорят, были взяты из той же гробницы.

В 1885 году Огастес Мерриам сообщил об обнаружении годом ранее вырубленной в скале камерной гробницы размером примерно 12 × 14 квадратных футов недалеко от побережья, примерно в миле к востоку от Александрии (Merriam 1885, стр. 18). В гробнице находилось около 50 ваз, на некоторых были надписи, а также несколько раскрашенных “табличек” с плохо сохранившимися изображениями и, в некоторых случаях, греческими надписями. Элберт Э. Фарман, бывший генеральный консул США в Египте, привез несколько находок из гробницы в Соединенные Штаты (Cook 1966, стр. 16; Merriam 1887, стр. 262). Среди этих предметов были шесть раскрашенных “табличек”, которые Фарман передал Метрополитен-музею искусств. Очевидно, были найдены и другие расписные стелы, “расположенные у стены гробницы, но их состояние было настолько плохим, что было сочтено нецелесообразным переносить их сюда” (Merriam 1887, стр. 262). Все стелы, по-видимому, принадлежат наемникам и членам их семей. Дариус Огден Миллс купил плиты у Фармана и позже подарил их музею.
С. Райнах (1888) полагал, что шесть плит были взяты из так называемой Солдатской гробницы на кладбище Ибрагимия, расположенном недалеко от побережья к востоку от города. Эта гробница была найдена в 1885 году доктором Нерутсос-беем и содержала вазы и расписные плиты loculi (Néroustos-Bey 1887). Пагенштехер (1919, стр. 54) указал Хадру в качестве места находки для этой стелы - непонятно почему. Рихтер (1927, стр. 192); и снова (Richter 1953, стр. 132) записал, что шесть стел были найдены на кладбище Хадра в юго-восточной части города, что также повторили другие (Launey 1949-1950, стр. I, 513; Rostovtzeff 1941, стр. 288).

Надпись под архитравом: “Пелопид, фессалиец”. Надпись почти стерлась, но следы все еще видны невооруженным глазом. До публикации надписи предполагалось, что стела принадлежала галату (Richter 1953, p. 132; Launey 1949-1950, pp. I, 513; Swindler 1929, pp. 344-46; Richter 1927, p. 192; Reinach 1911, p. 56), и действительно, три из шести стел из этой группы подписаны галатами (Metropolitan Museum of Art 04.17.4 and 04.17.6: (Casagrande-Kim 2014, p. 104, cat. 121 and 122); Metropolitan Museum of Art 04.17.5: (Plantzos 2018, pp. 259-61, Figure 251).
Для этой и других пяти стел, с которыми она была найдена, использовалась одна и та же техника росписи. Поверхность камня была сглажена, а на область, подлежащую покраске, был нанесен слой свинцовых белил: “чтобы создать плоскую, однородную и блестящую белую поверхность. Техника подготовки, несомненно, была заимствована из современной росписи деревянных панелей. Контур композиции был вырезан в этом слое грунта, а затем очерчен в форме подготовительного рисунка с использованием угля. Роспись включала в себя создание тонких цветовых значений и тонов путем наложения друг на друга как чистых цветов, так и тонких смесей цветов для достижения максимального эффекта” (Abbe 2007).

Избранная библиография: (Plantzos 2018, pp. 259-61, Figure 253; Miller 2014, pp. 205-7, Figure 5.23; Picón 2007, pp. 186, 447, no. 213; Cook 1966, pp. 12, 16-18; Brown 1957, pp. 16, 20, pl. V; Richter 1953, pp. 132-33; Launey 1949-1950, pp. I, 513; Rostovtzeff 1941, pp. 288-9, pl. XXXVII.2; Swindler 1929, pp. 344-46, Figure 551; Richter 1927, p. 192; Pagenstecher 1919, p. 54, no. 54, 69; Reinach 1911, p. 57, no. 10 (under no. 2154), Figure 9; Merriam 1887, no. IV, p. 265; Merriam 1885, p. 18).





2. Погребальная стела (35 см × 25 см) с изображением всадника, Александрия, Греко-Римский музей, 22116, III век до н.э. Отдельно стоящая стела, верхняя часть отколота; у нее нет утопленной панели. На этой стеле нет сохранившейся надписи.

Обнаружено Эваристо Брекчиа в 1925-1926 годах на кладбище Хадра, Александрия, в поверхностном скоплении (Breccia 1930, стр. 106).
Всадник верхом на гнедом коне на розовом фоне. Лошадь встает на дыбы вправо, когда солдат поворачивается к молодому человеку слева, который носит бледно-желтый хитон с поясом и протягивает ему шлем. Солдат одет в бледно-желтую тунику с поясом, синюю кирасу и красноватую хламиду (плащ), в левой руке у него копье. Его шляпу несколько сложно определить, но она похожа на македонскую каузию.

Избранная библиография: (Brown 1957, стр. 24-25, № 16, стр. X; Breccia 1930, стр. 106, 116 pl. XII).



3. Погребальная стела (40 см × 37 см) с изображением всадника, Александрия, Греко-римский музей, 10228, конец IV-III век до н.э. Отдельно стоящая стела без утопленной панели.

Найдена в 1904 году в некрополе Шатби в поверхностном скоплении. Шатби - самое раннее известное кладбище в Александрии, раскопанное Эваристо Брекчиа (1912, 1905).



Надпись нанесена горизонтально под архитравом: “... ксенос, македонянин” (Луни 1949-1950, стр. II, 1186; Брекчия 1912, т. 1, с. 10-11, № 9, т. 2: pl. XXII-XXIII). Как и в случае со стелой из Метрополитен-музея (№ 1 выше), ранее считалось, что эта стела принадлежит галату (Reinach 1911, стр. 57-58, № 11, рис. 10).
На красно-розовом фоне солдат изображен на вздыбленной гнедой лошади, повернутой налево. Лошадь снабжена уздечкой, темно-фиолетовой попоной и седлом. Солдат носит зеленовато-желтый хитон и бледно-желтую кирасу с птеригами. Левой рукой он держит поводья коня, а правой длинное македонское копье (сариссу). На поясе виден меч, но он, очевидно, не носит шлема. Длинная шафраново-желтая хламида с пурпурной каймой развевается за ним. Брекчиа (1912, стр. 10) отметил сходство этого костюма с тем, который носил Александр Македонский на мозаике Александра. Молодой человек в бледно-желтом хитоне бежит позади лошади, держа правой рукой хвост животного.

Избранная библиография: (Plantzos 2018, pp. 259-60, Figure 252; Fischer-Bovet 2014, p. 130 Figure 4.4; Hassan 2002, pp. 136-37; Brown 1957, p. 26, no. 21 pl. XI; Rostovtzeff 1941, pp. 150-51, pl. XIX.1; Pagenstecher 1919, p. 54, no. 53; Breccia 1912, vol. 1, pp. 10-11, no. 9, vol. 2: pl. XXII-XXIII; Reinach 1911, pp. 57-58, no. 11, Figure 10; Breccia 1905, pp. 78-80).



4. Погребальная стела (44 см × 44 см) Никанора македонянина, Александрия, Греко-римский музей, III век до н.э. Надпись нанесена горизонтально под архитравом: “Никанор, македонянин” (Adriani 1952, стр. 27).

Найдена в 1940 году в некрополе Хадра, в районе кладбища аль-Манара (Adriani 1952, стр. 25-27, рисунок 18, стр. VIII, I).



Хотя часть стелы отсутствует, большая часть изображения видна, хотя и сильно пострадала от непогоды. По большей части, остается только коричневая подкраска. Солдат в коническом шлеме, подпоясанном хитоне и фиолетовой (?) хламиде верхом на лошади направо. За ним следует молодой человек в желтом подпоясанном хитоне, который держит конский хвост.

Избранная библиография: (Brown 1957, p. 28, no. 26, Pl. XIX, I, 2; Adriani 1952, pp. 25-27, Figure 18, Pl. VIII, I).



5. Расписной фриз (167 см × 60 см), Александрия, Гробница Мустафы Камеля I, середина III веак до н.э.

Этот расписной фриз сохранился на месте на южной стене внутреннего двора в гробнице Мустафы Камеля (ранее Мустафа-паши) I. Это кладбище расположено к востоку от города и было раскопано Ахиллом Адриани в 1930-х годах (Adriani 1936, стр. 15-44).

Фриз был изображен над центральным из трех дверных проемов на южной стене внутреннего дворика гробницы, который образовывал дорический перистиль. Этот дверной проем вел в камеру с ложами, где было положено тело умершего, так что сцена имеет прямое отношение к человеку, похороненному внутри. Большая часть пигмента выцвела, но оригинальная темно-коричневая подкраска заметна. В изображенной сцене трое мужчин в македонской военной одежде сидят верхом на вздыбленных лошадях. Центральный всадник окружен с боков двумя женщинами, повернутыми к нему лицами. Каждый всадник одет в хитон, кирасу и хламиду, и у каждого на поясе меч. На всаднике справа македонский шлем с нащечниками и гребнем, а на ногах у него либо сапоги (крепиды), либо сандалии с высокой шнуровкой. Центральный и левый всадники носят каусию. Каждая из двух женщин одета в длинный хитон с гиматием, подпоясанный на талии и накинутый на голову.



Слева от центра находится алтарь, и каждая из изображенных фигур держит фиалы для возлияний в правой руке. Сцена выполняет двойную функцию, обозначая военную профессию главного обитателя гробницы и отражая погребальные ритуалы, которые производились в гробнице. Алтарь в центре двора все еще сохранял пепел от погребальных обрядов. Открытый внутренний двор гробницы использовался неоднократно, когда проводились дополнительные похороны и члены семьи возвращались сюда, чтобы вновь совершить надлежащие. Расположение фриза во внутреннем дворе делало его видимым для тех, кто выполнял эти действия, и для тех, кто смотрел на пространство сверху.

Хотя в настоящее время большая часть пигмента утрачена, цвета фриза были более заметны во время раскопок и были отмечены Адриани (1936, стр. 110-11); см. также (Venit 2002, стр. 56). Роспись была выполнена в технике фрески, при которой на каменную поверхность наносился слой штукатурки, расписывавшийся по еще сырой поверхности. Фон был окрашен в синий цвет, лошади имели гнедую масть. Правый всадник был одет в пурпурный хитон и желтую хламиду. Центральный всадник носит желтую кирасу. Левый всадник носит желтую каузию, синюю кирасу и желтый хитон. Алтарь был выкрашен в красный цвет, а каждый фиал желтого цвета указывает на бронзу или золото. У женщин кожа была немного светлее, чем у мужчин, а женщина справа от центрального всадника носила красный хитон.

Ни одна из фигур не идентифицируется по надписи. То, что все мужчины были всадниками, могло свидетельствовать о том, что это была элитная семья с наследственной традицией службы в кавалерии.

Избранная библиография: (Cole 2019, стр. 85-89, рисунок 4.2; Планцос 2018, стр. 250-51, рисунки 238-40; Venit 2002, стр. 55-58, Рисунок 42; Миллер 2014, стр. 188, рисунок 5.10; Браун 1957, стр. 84, стр. XXIV.1; Adriani 1936).

Все пять сцен показывают одну и ту же относительно ограниченную цветовую палитру красного / розового, коричневого, желтого, фиолетового и иногда синего цветов с темно-коричневой основой. Одежда, которую носили всадники и их сопровождающие, соответствует македонской моде: каусия, хламиды и крепиды. На стеле “... ксеноса, македонянина” и на фризе Мустафы Камеля всадники носят желтые плащи, которые были частью типичного наряда гетайров Александра и птолемеевских кавалеристов (Фишер-Бове 2014, стр. 131). Другие носят пурпурные плащи, цвет, ассоциирующийся с царской властью в Македонии.

Египет, римская армия, археология

Previous post Next post
Up