Зеркало (1974)

Aug 31, 2012 10:20

image Click to view





Посмотрел. Мозг не сломал)

В сущности, самая обыкновенная история только лишь с очень специфической обработке Тарковского, в его видении.
Весь сюжет пересказывать просто смысла нет - он слишком..... кусочками, отрывистый. Посему только краткая фабула и впечатления.

[Действительно, краткий пересказ фильма, как я его увидел]
Мать одиночка, от которой муж ушёл в 1935, живёт в одиноком домике достаточно далеко от остальных людей. Проходит война. Муж приходит и.... не то чтобы пытается наладить отношения, но для блага ребенка (Игната), предлагает, чтобы тот пожил с ним, с отцом. Хотя бы для того, чтобы облегчить труды матери. Не выходит, Игнат остаётся с матерью. В том же разговоре жена упрекает мужа, что он сейчас уйдет, а ей что одной делать?
- Выйди замуж?
- За кого?
- Ну это уже не знаю.

С одной стороны - наплевательское отношение, с другой - если уж разошлись, почему бы он должен удерживать её от других отношений?

И другой мужчина появляется, рождается и другой ребёнок, вроде бы - девочка. Бабушка уводит детей через поле, мать смотрит им вслед и на лице одновременно и улыбка, и слёзы тоски. Бабушка уводит детей дальше, за лес. Мальчик кричит что-то вроде "Эге-гей!".
Дети ушли из родительского дома в большую жизнь.

В той большой жизни сын живёт, судя по всему, один. Заканчивает свою жизнь в тоске и вине перед матерью. Один раз в разговоре с неё просит прощения, но она, помолчав, вешает трубку. Игнат умирает, резко и внезапно, говоря тем, кто вокруг него, что всё так, как должно быть и матери от этого будет не хуже, а лучше.


Теперь впечатления.

[Spoiler (click to open)]
Прямо во время начальных титров - органная музыка. В "Соляриса" и, если не ошибаюсь, "Сталкере" - тоже самое. Что ж, значит, такое пристрастие у Тарковского. Не плохое совсем, но иной раз эта музыка делает атмосферу более тяжкой, чем хотелось бы, придаёт прямо таки космический мастшаб даже самым малым событиям. Пусть так, фильм всё же эмоциональный, а эмоции ведь и захлеёстывать могут, вот это Тарковский и пытается передать органноё музыкой - величину, силу чувств, эмоций, переживаний.

Зрительное начало очень оригинально. Игнат (хотя на тот момент имя еще не известно) включает телевизор, затем сцена, где женщина-гипнотизёр проводит с неким парнем сеанс, излечивая его от заикания.

- Теперь - громко и чётко - я могу говорить!
- Я м-могу (всё же чуть заикается) говорить!

Далее уже фильм. Согласитесь - здорово?)

От большинства фильмов "Зеркало" отличается тем самым обрывистым повествованием, чередованием фрагментов настоящего, прошлого и сюрреализма.

И в сценах настоящего, и прошлого достаточно чисто Тарковских моментов, когда царствует тихая, почти немая атмосфера. Во многих случаях во всём кадре двигается кто-то один, этакий кусочек движения в океане неподвижности. Помню немалое кол-во сцен с замедленными движениями. Нет, не тот slow-motion, который используется в action-фильмах для зрелища, тут другое.

Прошлое порой показано не постановочными кадрами, а реальной (по крайней мере, мне так кажется) хроникой. Скажем, переправа советских солдат через некую реку.

Из-за такой хроники, сцен сюрреализма, фильм порой смотрится, как.... Представьте себе книгу, где автор в предисловии говорит, что это есть его биография (а фильм и есть по многом автобиографический), Вы открываете книгу и ждёте, что там будет простое художественное повествование от первого или от третьего лица, но такой текст - лишь часть книги, остальное пространство занимают пожелтевшие, чуть рваные страницы старых документов, вложенные в книга старые фотографии и репродукции картин самого автора. Просто дело в том, что автор так ощущает свою жизнь, что не может рассказать её лишь в привычном виде, только с вышеупомянутыми вложениями.
Примерно так. Кому-то, возможно, это неприятно или, по меньшей мере, неправильно, для кого-то это наоборот - самое оно и иначе быть не должно и не может. Всё зависит от ощущения и угла зрения. В конце концов, фильм - не компьютерный процессор, где важен именно порядок и чёткость, фильм - художественное повестование от лица творческой личности с богатыми и тяжелыми воспоминаниями =\

Ну да ладно, продолжу. Про то, что сцены настоящего времени (естественно, имею в виду не 2012 год) выдержаны в пустоватых декорациях, тихом диалоге или монологе - я уже говорил, это стиль Тарковского. Дополню лишь, что нигде в фильме нет помещений.... как бы это выразиться? Светлых, чистых, более менее богатых. Возможно, в прошлом Тарковского таких и не было, возможно, это ещё один штрих его личного видения. Вспомним "Сталкера", везде запустение и разруха. Вот здесь очень похоже..

Сюрреализм. Да, символических сцен в фильме преддостаточно. Взять хотя бы начало с мальчиком и телевизором.
Некоторые из таких сцен практически тяготеют на мистические. Взять хотя бы сцену, где камера смотрит в зеркало и видит как к зеркало (с той стороны) подходит старушка, кладёт руку на поверхность и.... сцена кончается, взрослый Игнат узнаёт, что умерла материна знакомая. Т.е. сцена - фактически явление души перед окончательным уходом на тот свет =\

Еще один момент. Концетрация видения Тарковского идёт преимущественно на матери. Отец показывается, но не намного. Конечно, с одной стороны понятно - отца в жизни Игната и так было немного, но создаётся ощущение, что Тарковский укрывает от камеры всех, кроме матери.
Взрослый Игнат так и не показывается в кадре. Только лишь его кровать, где верхняя часть с лицом закрыта занавеской.
Нового мужа матери Игната показывают лишь вскользь. Становиться понятно, что для повествования Тарковского важна только мать и он сам, но лишь такой, каким был когда-то, а не сейчас. Всё остальное - мимолётно и имеет значение стремящееся к нулю.


В чём вина Игната т.е. Тарковского? Судя по всему, в том, что оставил мать, уйдя в большой мир, делать свою жизнь. Правда, так прям полностью он зря на себя валит. Всё же корень бед - ушедший отец. Не уйди отец, мать имела бы опору и без сына.

С матерью проблема. Не знаю, что переживала мать Тарковского, но Терехова так сыграла, что, даже будучи уже с другим мужчиной, её свет всё же не мил =\ Затяжная депрессия, проще говоря. Она продолжает жить, заботится о детях, выходит замуж за другого, но депрессия остаётся. Это ужас на самом деле! И, честно говоря, не буду судить ушедший ли отец Игната всему виной или же он только вбил последний гвоздь в раны какие-то раны прошлого. Это архи-сложная материя.

Почему фильм называется зеркало? Всё просто. Фильм автобиографический и сцена, где Игнат продолжительным взглядом смотрит на самого себя в зеркало, вполне понятно объясняет смысл названия - в фильме Тарковский смотрит на самого себя, как в зеркало, ну и попутно предлагает посмотреть в это зеркало зрителям у кого похожая судьба.

Последнее.
Кому и с каким настроем лучше смотреть этот фильм.
Любителям спокойного, задумчивого и философского кино. Садясь перед экраном, надо отбросить всякую мысль об экшне и т.п. Этого здесь нет, даже при том, что война вроде как есть.
В фильме не рассматриваются какие-то вселенские вопросы, фильм сугубо личный.
Надо настроиться, чтобы воспринимать фильм не как одну цепочку рассказа, а как две или более сплетенных между собой цепочки. Надо мысленно отделять их друг от друга - вот жизнь Игната, а вот хроника, вот хроника, а вот сюрреализм. Возможно, у кого-то получится воспринимать всё это, как единое целое, но.... Не знаю) Карты в руки тогда)

фильм, одинокие матери, драма, ретро, отечественное, биография, режиссер, размышления, психология

Previous post Next post
Up