Мой взгляд

Aug 13, 2011 21:24


                Лин Ульман "Благословенное дитя"

Конечно, самое выдающееся в этом произведении - сам стиль. Спокойный, отрывочный, я бы назвал его «тягучим», но в тоже время читается книга легко. Здесь много таких моментов, когда кажется, что повествование сбили, засунули совершенно ненужную деталь. Потом понимаешь, что, возможно, эта деталь и была самой важной. Или, наоборот, деталь и вправду глупая, но без неё никто бы не увидел главное. Никогда до этого не встречал такой формы письма. Это не обрывки, с одной стороны, но и не целостный текст, если смотреть с другой.

Сюжет, особенно в первой половине книге, здесь тоже размыт. Нет, если подумать, то выстроить хронологию и пересказать историю можно легко, никаких тайн и загадок. Но смысл этой книги не в этом. Смысл в пробелах. В пробелах между главами и абзацами. Между предложениями и буквами. В тоже время скучать за чтением этой книги не приходится. В ней есть внутренняя динамика. На каждой странице есть то, что ведет читателя к следующей, и отложить книгу, несмотря на её особую форму, не хочется.


Во второй половине книге сюжет обретает четкую линию. Никакой интриги, правда, так и не появляется. Всё понятно почти сразу. Но оторваться от романа невозможно. Ясное дело, что первая любовь главной героини Эрики, худощавый мальчишка по имени Рагнар, погибнет. История выдавливается словно паста тюбика из тюбика. В тоже время хочется, чтобы она тянулась, ведь если её ускорить - всё может оказаться банальным. Пропадут паузы. Сотрутся пробелы. А в них - смысл.

Любовь и детство. Жестокость и детство. Смерть и детство. Вам приходилось кого-нибудь убивать, когда были ребенком? Есть в вашей жизни вечные тайны, покрытые мраком смерти? Были ли вы жестоки к кому-то в детстве? Почему в обществе подростков такие жестокие правила? Что за неясные нормы морали там действуют? Почему нельзя быть собой?
На всём этом и замешана книга Линн Ульман. «Благословенное дитя» это, конечно, Рагнар. Странный, непонятый никем мальчик, который просто хотел любить. Он навсегда должен был остаться ребенком. В его судьбе просто не могло быть иного поворота. А вот Эрика - она выбрала жизнь. Она всегда выбирала жизнь - пускай и ценой предательства. Но её нельзя за это судить. В этом романе нет злодеев.

Это просто жизнь. Читаешь, правда, и думаешь - какой ужас. Как же с этим можно было дальше жить. А вот так и жить. Несмотря на всё, что творится вокруг, несмотря на все душевные раны - их в книге автор рисует множество - жить дальше. Потому что наш мир это беговая дорожка, которую нельзя остановить, и жизнь всё равно будет продолжаться. Мы можем всё, кроме одного - мы не можем не быть.

Линн Ульман не делает выводов. И никакого финала у книги, по сути, нет. Три сестры добрались до острова, с которым было прочно связано их детство, который навсегда остался какой-то особой магической страной. Но что с ними будет дальше? Зачем они сюда приехали?

Нет, смысл не в этом. И даже не в предыстории. Смысл, ещё раз скажу, в пробелах… Рекомендую.

детство, книги, любовь, ужас, общество, искусство, доброта

Previous post Next post
Up