Долгий путь

Apr 12, 2010 18:52





о произведении Эдуарда Веркина «Снежные псы»

«Для старшего школьного возраста». Такая надпись, на последних страницах книг Эдуарда Веркина, двум предыдущим романам из серии «Хроника страны Мечты», вполне соответствовала. Но в случае с новым романом «Снежные псы» это указание на читательскую аудиторию не совсем верно. Книга Эдуарда Веркина это не только веселая история для школьников, это и глубокое философское осмысление нашей реальности, великолепно подмеченный психологизм, хорошо закрученная фантастическая линия. И при всех этих достоинствах, «Снежные псы» остаются ещё и хорошей сказкой для детей, что тоже большой плюс, поскольку соединить столь серьёзные вещи и столь простую форму - подлинное искусство.

В центре повествования, как и раньше, фантастическая страны Мечты. Параллельный мир, где живут детские фантазии, и куда переносятся дети, когда устают от проблем реального мира. Надо просто верить в страну Мечты, очень хотеть туда попасть, и тогда однажды совершишь переход между мирами. Но не может быть всё столь замечательно. Злобный Ван Холл - мультимиллионер - прознал про загадочный параллельный мир и вознамерился его захватить, потому что мира реального, где он уже скупил всё из возможного, ему стало мало. Тут, правда, всплыла одна проблемка - в страну Мечты могут попасть только дети. Тогда Ван Холл построил специальную базу, где стал тренировать детей для своей идеи вторжения, и создал установку для быстрого перехода в страну Мечты.

Одним из прошедших через эту установку, с конкретной целью выполнить задание Ван Холла, стал главный герой нового романа «Снежные псы». Вся предыстория этой книги - в предыдущем издании хроники страны мечты «Пчелиный волк». У главного героя этих книг нет имени, и в романе читатель понимает, что подросток этот - всего лишь клон, был сделан как машина для выполнения задач Ван Холла. Но у этого героя обнаруживается душа, чувства, свои мысли, и мечты. И ему так хочется простой жизни, осуществления своих простых желаний, но, вместо этого, ему постоянно приходиться быть в напряжении, убегать, сражаться, выполнять команды, и ещё задумываться над тайной своего происхождения.

Однако отойдём от сюжетной линии этого романа. Она многогранна и весьма интересна. Но не менее интересным в романе является контекст. Изнанка художественного смысла, сквозь которую просматривается мировоззрение писателя, его ощущение нашего реального мира в попытке переложить это понимание на детское восприятие. В желании вычленить в окружающем мире хотя бы крупицу хорошего, определить такое отношение к реальности, чтобы она хотя бы не огорчала.

В «Пчелином волке» герой жил ненавистью к родителям, которые бросили его в детдоме и даже не дали имени, в «Снежных псах», когда стало понятно, что родителей просто не было, эта ненависть сменилась особой агрессией при исполнении своих обязанностей. Герой доводит своё мастерство до высшей точки, отмечает всё ироничное в окружающей среде, а ещё фотографирует удивившие пейзажи и мечтает начать рисовать. Внутри он - художник, с большой тягой к прекрасному, снаружи - злой и беспощадный воин. Постоянно сокрушается о невозможности вести нормальную жизнь, его усталость от бесконечных войн огромна, но изменить ход событий ему не под силу.

«Мечтаниями бесплодными я уже не маюсь. То есть маюсь, но в самой невеликой степени, для души, чтобы не окостеневала. А вообще, я не знаю, чего мне хочется теперь», - пишет герой в своём романе. И эта фраза кажется мне очень точно отражающей направления мысли многих людей сегодня. Мы утратили мечты. И куда и зачем двигаемся - не понятно.

В романе, правда, много и смешных моментов - временами улыбаешься про себя, а есть моменты, когда смеяться начинаешь прямо в голос, вообще книга очень задорная. Но чем ближе к концу, тем отчетливей прослеживается контекст, о котором я упомянул выше, а именно сожаление о несовершенстве современного мира, о том, что приходиться ненавидеть многое вокруг, постоянно сражаться, в то время как хочется жить легко и созерцать прекрасное.

На последних страницах романа главный герой, от лица которого ведется повествование, отмечает: «Некоторые вот говорят: нечего упрекать мир в своих неудачах, лупи себя, а других только слабаки лупят, переделай себя, не переделывай мир. Тупая философия. Я не хочу себя переделывать. Я ведь не дурак, понимаю, что я лучше, чем они. Пусть ненамного, но лучше. Перец опять прав, я сопляков к анакондам не кидал, я лучше. И я не собираюсь слушать то, что говорят другие. Не собираюсь слушать философов, они лгуны. Если бы они не были лгунами, мир давно бы изменился. А он все такой же.
Такой же. В нём продолжают делать вид, продолжают не замечать, продолжают отворачиваться.
Нет, не буду изменять себя. И не буду их жалеть. Я буду делать то, что хочу».

После таких строк складывается впечатление, что Эдуард Веркин, своими романами о стране Мечты, сам пытается спастись от обезумевшего мира. Это, конечно, вполне естественно - многие, если не все писатели пишут в попытке уйти от реальности, создать свою комфортную и удобную, но в романе Веркина это ощущается особенно остро, он буквально протестует против современных устоев. И в тоже время испытывает жгучую горесть от невозможности что-либо кардинально изменить.

Тут можно вспоминать другого детского писателя Владислава Крапивина и его цикл о «Безлюдных пространствах». Крапивин, до развала Советского союза, писал добрые и трогательные истории о счастливом детстве, а в конце восьмидесятых стал создавать романы, в которых изображал трудности мира реального и радости, которые герои находили в безлюдных пространствах, вне этого поля добра не существовало. И в каком-то смысле Эдуард Веркин и его страна Мечты это продолжение темы Крапивина. Правда, в современной оболочке, в необычной форме подачи. От книги Веркина невозможно оторваться. Её читаешь практически залпом.

Заканчивается роман весьма воодушевляющее. У главного героя - того самого клона - на ладони, где до этого не было никаких линий, появляется рисунок. Выступает линия жизни. «Длинная, глубокая и двойная». Что будет дальше? У героя теперь появилась судьба, наметился собственный путь, но каким он будет? Удастся ли воплотить мечты? Закончатся ли когда-нибудь его войны? И что ждет его дальше?

Но за этими вопросами легко можно углядеть вопрос более высокий. Что ждёт нас всех? Куда приведет путь дальнейшего развития? Понимание этих процессов Эдуардом Вериным - в следующей книге из серии «Хроники страны Мечты». Я очень жду продолжения…
 

книги, писатель, авторы

Previous post Next post
Up