![](http://s018.radikal.ru/i510/1310/66/54cc9e515aaet.jpg)
Танк-робот "Алиса" (кликабельно)
хорошо видны СТЗ
Идея безэкипажного танка владеет умами конструкторов и танкистов, наверное, с того момента, как сошла горячка Первой Мировой. Потому что и танк для обороняющихся цель приоритетная, и потому, что гореть больно. Очень. Первые робкие опыты по телеуправлению начались в конце 20-х, ко Второй Мировой телеуправляемые машины достигли уже порога применимости, - но из-за несовершенства средств связи - только в качестве камикадзе (телеторпеды различных типов) или, в лучшем случае, полукамикадзе, с отделяемыми боевыми частями.Но танкистам все равно приходилось идти в атаку живьем. Послевоенный прогресс электроники породил новые надежды на успех - и к середине 80-х более-менее роботизированные комплексы были созданы.
Но какие-то глуповатые...
![](http://s019.radikal.ru/i623/1310/5c/70cc0b5b7b15t.jpg)
"Алиса" с ранней СТЗ (кликабельно)
Банально: не прошло и десяти лет с тех пор, как роботы научились не просто двигаться по азимуту или сигналам GPS, опираясь на заранее введенную карту, а самостоятельно прокладывать маршрут сообразуясь, для начала с дорогой и дорожной обстановкой. Теперь, коль скоро компьютеры подросли интеллектом в тысячи раз, - их учат двигаться и по пересеченной местности и в боевых условиях, учитывая противодействие противника. Одной из таких наработок является робототехнический комплекс «Алиса» из МВТУ им. Баумана.
![](http://s020.radikal.ru/i714/1310/df/caf6e0fb57e4t.jpg)
машина управления (кликабельно)
Телеуправляемый танк (за основу взят Т-72) оснащен
несколькими системами технического зрения, обеспечивающими ориентацию машины на местности в любое время суток, самостоятельный поиск и селекцию целей (только бронетехники, полагаю, что по каналу тепловизора), автоматическое сопровождение (ну и поражение, раз уж на мушку взяли) выбранных оператором целей.
![](http://i019.radikal.ru/1310/03/90fd9e0663b1t.jpg)
примерно так это и выглядит. Только между СТЗ и очками - два километра (кликабельно)
Оператор же при этом в очках виртуальной реальности находится на безопасном (в настоящий момент это два километра) расстоянии, в машине управления, откуда и ставит роботу задачи, который по мере своего разумения пытается решить. Насколько процесс решения задач автоматизирован - ну, пока это вопрос к разработчикам, у них большие планы.
<шепотом:> если такая система выйдет недорогой и достаточно вменяемой - то из старых танков (с автоматами заряжания, конечно) можно будет понаделать "псов войны", которых и не очень жалко потерять при прокладывании дороги обитаемым машинам. Больше того, в голове вертится идея "стаи" внешне и по поведению неотличимых от "машины-хозяина" роботов, двигающихся вместе с обитаемой (рядом, впереди, сзади - как получится. Как юниты за лидером в компьютерной игрушке) машиной и пытающихся поразить ту же цель, что и она - если ничего сами не обнаружат. Смущает радиосвязь, такую "говорливую" в радиодиапазоне стайку очень захочется накрыть чем-нибудь кассетным.
![](http://s017.radikal.ru/i443/1310/84/54cd3922b5e8t.jpg)
посекторный поиск целей и планирование движения (кликабельно)
Вот, примерно это видит оператор (автоматика отсканировала окружающее пространство и нашла потенциальную цель) и так планирует действия робота в бою.
РТК “Алиса” предназначен для экспериментальной отработки технологий дистанционного и автономного управления объектами бронетехники. В частности, на этом комплексе успешно испытаны в натурных условиях подсистема нижнего уровня управления, СТЗ, система навигации, различные режимы дистанционного управления движением и оружием. В настоящее время РТК “Алиса” используют для экспериментальной отработки программно-аппаратных средств, обеспечивающих полностью автономный режим управления движением.Основные тактико-технические характеристики РТК “Алиса”
• Дальность дистанционного управления - До 2км (предполагаю, что для полигона с большими дальностями и не заморачиваются - Strnager_NN)
• Скорость движения в режиме автоматического управления:
- по шоссе - До 20 км/ч
- по пересеченной местности - До 10 км/ч
• Размеры сектора поиска и поражения целей:
- по азимуту и углу места, град - ±12, ±6
- по дальности, м - До 3000
• Тип обслуживаемых целей - Объекты бронетанковой военной техники
• Максимальное число обслуживаемых целей - 4-6
• Время обзора сектора - До 10 c
+
система технического зрения, подробно источник фотографий и ТТХ - Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011, В. С. Лапшов, В. П. Носков, И. В. Рубцов: «Опыт создания автономных мобильных робототехнических комплексов специального назначения»