Пушковоз из 60-сильного Бюссинга (кликабельно)
Первая мировая война, как известно, прославилась не только своими "позиционными кошмарами", появлением танков и самолетов - дело в том, что именно ПМВ стала первой "войной моторов". Именно тогда - не раньше и не позже, механические двигатели и повозки, приводимые ими в движение, - стали не просто редкой экзотикой, как паровые локомобили в предыдущие полвека, а превратились в силу определяющую исход войны. Но за могучими машинами успевали не все...
еще одно фото перевозки пушки (кликабельно)
В частности, велик был соблазн перевозить целиком огромные орудия, которые ранее таскали разобранными на части, ведь разборка орудия на части и его сборка на новой позиции иногда занимали до двух суток, без учета самой перевозки. Но неприспособленные к дальним перегонам лафеты и ходовые части пушек такого обращения не выдерживали, так что хотения оказалось недостаточно. Однако, где-то году к 1915-му немцы, в частности, проблему решили. Коль скоро пушки не выносят катания по дорогам - то пусть летят! И что бы вы думали? Пушки полетели над дорогой.
перевозка мортиры по улице с уклоном (кликабельно)
Правда, для этого потребовалось придумать для них хитрую сбрую, один конец которой опирался на тягач Бюссинг, а другой представлял из себя четырехколесную повозку с кабинкой, в которой сидел тормозистор оператор торможения, не позволявший тяжеленному автопоезду пойти в разнос или сложиться пополам. Возможно, конечно, что там имелось и средство подруливания, но я сильно в этом сомневаюсь, простовата повозка для этого.
еще одна 210-мм мортира на подвеске.
Подобным образом (на стосильном Бюссинге) перевозились даже 210-мм орудия, как вот эта вот мортира обр.1910/1916 годов, весом 15.5 тонн. Подобная мобильность была одним из секретов немецкой армии, они сравнительно легко, не вдаваясь в сомнительные авантюры с самоходными орудиями перемещали свой огромный парк тяжелых орудий (свыше 8000 в 1917 году), создавая мощные артиллерийские группировки за недостижимое для противника время.
Однако, Первая Мировая кончилась для Германии плачевно, и о таком методе перевозки тяжелых грузов надолго забыли, да и новые артиллерийские орудия уже просто проектировали исходя из требований нормальной буксировки на своих "ногах"...+
то ли погрузка, то ли разгрузка орудия.