Как вы думаете, что это? Ни за что не угадаете, - это электрический чайник на железнодорожном ходу! Дело в том, что в годы Второй Мировой по объективным причинам с углем в Швейцарии было очень не очень, что вызывало серьезные проблемы на железной дороге, маневровая тяга-то вся насквозь паровая. А вот с электроэнергией, которую вырабатывали гидроэлектростанции - проблем не было. Ну, и как сказано в хорошем советском фильме, "решили совместить".
Второй проблемой было то, что в силу той же войны - строить электровозы было и негде и не на что, да и заводы заняты...
Спрашивается, как решить проблему? Швейцарцы, как видите, оказались не только нейтральными, но и невероятно изобретательными.
Что они сделали? А они засунули в котел простейшие ТЭНы, и подвели электричество для кипячения воды от проводов. Получили, как я уже сказал выше, обычный электрический чайник в качестве паропроизводительной установки для обычной паровой машины. Правда, большой чайник, и про КПД к ночи лучше не вспоминать, - но зато объем переделок и денежных вложений оказался минимален.
Помимо этого, паровозы сохранили возможность питаться и угольком, форсировать электрический кипятильник сложновато, да и провода дело ненадежное. Так что, как видите по дыму из трубы, - оно прекрасно и на угольке могло рассекать.
Для питания локомотивов использовалось переменное напряжение в 15 киловольт с непривычной частотой в 16.6Hz, которое питало ТЭНы общей мощностью в 480kW (КПД паровой машины с теплообменником и конденсатором по технологиям тех лет, - ну, процентов 20-25, мощность на колесах можно прикинуть). Почему использовалась такая непонятная частота, влекущая за собой рост размеров всех трансформаторов втрое, по сравнению с 50Hz стандартом, - не знаю. Тут, по-моему, гордые горцы чего-то перемудрили. Впрочем, может быть, генераторы ГЭС, сравнительно малооборотные, больше частоты и не отдавали?
Ну а в целом, - машинка получилась вполне себе юзабельной, если не считать общий КПД системы, - ну так вода для ГЭС халявная, сойдет. Начали постройкой такие аппараты в 1942 году, а на железных дорогах они сохранились и работали вплоть до середины 50х годов, как минимум.+
вид сбоку, мелко.
+
ракурс 3/4, крупнее, но качество...