В небо на поезде: змейковый поезд системы С.А. Ульянина.

Nov 06, 2020 00:01




змей Ульянина в полете (кликабельно)

В самом начале XX века один из пионеров российской авиации Сергей Алексеевич Ульянин (человек богатой судьбы, кроме шуток) изобрел змея. В смысле, змейковый поезд оригинальной системы - для замены аэростатов, для подъема наблюдателей. Зачем? Ну, во-первых - стоимость оборудования для запуска аэростата, его вес и сложность были на тот момент очень существенными. Даже не считая цены самого аэростата на импортном каучуке, который приходилось покупать аж в Бразилии. Конечно, реечно-тряпочная конструкция с веревками на фоне водородных аэростатов смотрится гораздо выгоднее в плане цены.



элемент змейкового поезда Ульянина (кликабельно)

"В отличие от существовавших в ту пору змеев (Харгава, Поморцева, Кузнецова) змеи Ульянина были весьма портативны. Двадцать штук свободно укладывались в одну двуколку. На сборку змея требовалось не более одной минуты, а на приведение в боевую готовность всей станции - не более 15 минут. Для подъема наблюдателя в зависимости от силы ветра требовалось от 7 до 11 змеев. Змеи обладали большой устойчивостью* в воздухе. Наблюдателям удавалось на них подниматься до высоты 200 м. При сильном ровном ветре на змеях Ульянина поднимали 4 пассажира, и при этом не было ни одного несчастного случая" (Н.Н. Данилевский, очерк "Русские Икары")



С.А. Ульянин в корзине змея собственной системы.

Что интересно: продумана была и система аварийного спасения в случае совсем уж сильного шквала: Часть змеев прикреплялась к основному канату, часть к добавочному. В случае внезапного сильного порыва ветра обрывался добавочный канат (так как он имел меньшее разрывное усилие, чем основной канат) и корзина с наблюдателем, поддерживаемая оставшимися змеями, плавно и спокойно опускалась на землю. Довольно красивое решение, по-моему.



какое-то модифицированный элемент змея Ульянина (кликабельно)

Опять же, чем змей лучше аэростата? Квалификация персонала нужна несравнимо меньше - даже призванные из деревень рекруты змеями-то баловались, а стало быть освоить оборудование могли без большого труда. Да, этой конструкции нужен ветер, при скорости ветра ниже какой-то никто уже никуда не летит. И, конечно, если штиль навалится в момент необходимости подъема наблюдателя, то получится так себе. Впрочем, если иметь змеев в качестве дополнения к аэростатам, то почему бы и нет?* - боковые треугольные плоскости при резких порывах ветра отклонялись вверх на резиновых амортизаторах, так что сцепка даже в этом случае плавно покачивалась, а не дергалась резко - в отличие от схем с жесткими змеями.

P.S. Как оказалось на будущей Первой Мировой, сбивать змеев тоже занятие неблагодарное.
This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/2120136.html. Please comment there using OpenID.

авиационная техника, 1900-е, россия

Previous post Next post
Up