Отчёт о походе 3 к.с. по реке Пистайока 30.06.2007 - 09.07.2007

Jul 17, 2007 12:52

Команда у нас получилась сборная: двое москвичей (reist2000 и almor), собственно наша семья (с моей тёщей mila_spb), Антон (младший брат моего давнего соседа по общаге и нынешнего хорошего знакомого) и ещё одна семейная пара очень опытных и продвинутых туристов - Надя и Паша.

Расклад по экипажам был следующим:
1. Надя на каяке;
2. Адмирал Паша на байдарке типа "Вьюн" (один);
3. Юра и Саша на байдарке типа "Свирь" (Юрина, он же - капитан);
4. Антон с Милой на байдарке типа "Свирь" (взята у pleasekind, капитан - Антон);
5. Я с супругой на "Канарейке".

Наш лучший в мире адмирал Паша Таращук:

Альбом: 2007 - Пистайока

29 июня
Вечером узнаём, что в районе Писты снова введена погранзона. Блин. Пытаемся пробить разрешения, выясняем подробные данные москвичей. Результат на тот момент неизвестен.

30 июня
Рано утром москвичи прибыли на Ладожский вокзал из собственно Москвы. Вскоре туда же подтянулись и мы, и все вместе погрузились на мурманский поезд. В поезде заполняли маршрутную книжку (отмазка от ГИМСа, если прикопается: спортивные суда не подлежат регистрации в этой организации). Придумывали, кто из нас кто: фотограф, геолог, медик, начспас, завснаб, летописец и т.д.

31 июня 1 июля
В 4 утра прибыли в Лоухи. Выгрузились (бегом-бегом, зевая на ходу), сдали список группы местному (уже два раза знакомому) милиционеру и стали грузиться в машину специально обученного водителя. Тот по совместительству был тем самым добрым человеком, который делал нам пропуска, и мы были обрадованы известием, что их у нас не будет: списки он подал, но в комендатуре может до 15:00 никого не быть, а ждать мы, естественно, не станем.

Доехали часа за 3, к полвосьмого мы уже бодро таскали рюкзаки из машины на поляну через полуразрушенный мост у Кимасьярви. Вода в реке стояла сантиметров на 50 выше прошлогоднего уровня, что внушало определённый оптимизм, а совершенно невероятное количество комаров значительно ускоряло процесс сборки байдарок. Кстати, уже в этот момент проявился "феномен опытного туриста": сам неоднократно наблюдал, как комар, по красивой траектории облетев Пашу или Надю, с радостным писком впивался в Юру или в меня.

На фотографии: полуразрушенный мост у Кимасьярви:

К 11 утра с помощью молотков, пассатиж и некоторого количества идиоматических выражений байдарки были собраны. При этом выяснилось, что у "Канарейки" в процессе перевозки были отломаны крепления первого шпангоута (после этого Паша научил меня обращаться с заклёпками), а у москвичей не закрывается грузовой отсек (немного криво собрана байдарка + новая шкура + перегруз), что задержало нас где-то на час.

На фотографии: все без исключения мужчины похода принимают участие в закрывании фартука зелёной "Свири" методом грубой силы

12 утра. Отгребли от стапеля метров на 300, за поворотом слышен шум
порога "Сакал".
Все вылезли на просмотр.
Порог: мелкая и короткая входная шивера, потом практически чистая струя разгоняется вниз метров 20 по каньону и бьёт в скалу ПБ, от которой заворачивает под углом градусов 60 налево, сначала резко, потом по красивой дуге, и затем плавно переходит в выходную шиверу.
Во время просмотра я нашёл два белых гриба (пошли в суп днём), которые передал адмиралу. Объяснили новичкам, что делать. Объясняли недолго - комары жрали невыносимо. Я встал страховать с "морковкой" как раз на той скале ПБ, к которой был прижим, и благополучно снял проход Нади и Паши (они прошли, конечно, идеально). Потом прошли Мила с Антоном - хорошо прошли, ничего не скажешь. Следующими шли Юра с Шуриком. Заход у них получился хорошо, а дальше я увидел, как они на дикой скорости несутся прямо на меня, причём Рейст грёб одним правым веслом, а Шурик - одним левым, что выглядело довольно завораживающе. Сказался недостаток опыта: там действительно прижимало, и, чтобы вылезти из прижима, нужно было приложить немалые усилия. В итоге, ребятам удалось развернуть байдарку бортом к скале, но большего экипаж не успел: от удара многотонный камень подо мной, казалось, вздрогнул. "Всё" - подумал я, но творение конструкторов "Тритона" отлетело от скалы и, слегка завалившись на один борт, пошло дальше (много позже - к вечеру - мы увидели последствия этого удара: бортовой стрингер - алюминиевая трубка толщиной где-то 15 миллиметров - перестал быть трубкой и стал плоской металлической полоской, а шкура по борту выше ватерлинии оказалась рассечена разрезом примерно 20 - сантиметровой длины). Но этим дело не закончилось: получив от удара вращательный импульс, байдарка влетела бортом на отбойный вал, зарылась носом в струю и опрокинулась. Ребят и байдарку отловили в шивере ниже по течению - в принципе, судну даже не требовался немедленный ремонт, можно было сразу продолжать поход. Гораздо бОльшую настороженность вызвало заявление Юры, что он не смог вылезти из байдарки после киля: его ноги застряли между бортом и гермой (тут имела место некоторая тонкость: Юрины ноги заканчивались примерно там, где начинался матрос). Впоследствии мы перепаковали москвичей и обеспечили Юре бОльшую свободу внутри судна.
Наш экипаж прошёл без приключений.

Следующий порог -
порог "Захар".
Начинается через 500 метров после предыдущего порога (пути между порогами как раз хватило, чтобы обменяться впечатлениями по поводу речки и т.п.).
Вообще, приключения начались до порога: несмотря на кажущееся спокойствие, река в этом месте в принципе течёт довольно быстро. То ли москвичи не успели вовремя прочитать воду, то ли не так среагировали, но их байдарка на полном ходу (скорость байдарки плюс скорость течения) налетела на большой плоский обливняк, сделала "Медного всадника", завалилась на левый борт и опрокинулась. Фактически, киль на ровном месте (байдарку пришлось сливать на берегу). Мда... ничто не предвещало беды (с).
Сам порог хитрый: начало невнятное - перекатик, тихий плёс, снова перекатик, потом шум за поворотом... Просмотр по высокой воде неудобен: основная часть порога образуется кучей мелких островов посреди реки, густо заросших деревьями, и стоящих прямо в струе; к ним очень неудобно чалиться. Просмотр проходил так: причаливаем к островку, Юлька (мы шли первыми) выскакивает на остров, залезает обратно, говорит, что нас ждёт впереди, и мы идём до следующего острова. Раз на третий нам надоело, и мы решили идти дальше без просмотра - тем более, что, вроде, с прошлого года всё помним. Зря решили...
Как раз за следующим островом находился основной слив. В прошлом году это был обнос, в этом же струя делала два Г - образных зигзага между огромных камней и несколькими очень красивыми полуметровыми водопадами сливалась в шиверу. Проблема была в очень небольшой величине этих зигзагов и в сильной извилистости реки: разворот надо было начинать до того, как поворот показывался из-за острова, только тогда на гружёной "Канарейке" был шанс успеть. Мы не успели.
С первого слива мы съехали прямо, со второго - боком, перед третьим начали разворачиваться, попали на отбойный вал и с размаху заклинили байдарку всем днищем между тремя огромными камнями. Я почувствовал бёдрами, как что-то трещит и ломается в глубине корпуса, байдарка завалилась налево (к струе) и застыла. Картина: сидим прямо посреди реки, в трёх метрах впереди гремит слив, на байдарку напирает течение, поток переливается через меня и сочится сквозь юбочку. Юля кричит: "Вылезай !". Вылезать не хочется - байдарку сразу зальёт через моё место.
В это время из-за поворота показывается Надя на каяке. Движение веслом - и она, вопреки всякой логике, не врезается в нас. Фактически, нос каяка пронесло под кормой "Канарейки". Я удивлённо смотрю ей вслед, когда слышу сзади крик Антона: "Левым ! Левым !" - их байдарка несётся бортом прямо на нас на немаленькой скорости. Удар, треск - но мы невредимы: их байдарка врезалась в те самые камни, которые держат нас, и байдарку Антона отбивает и с разворотом сливает в шиверу.

На фотографии: экипажи Юры и Саши (в зелёной байдарке) и мой с Юлей (в жёлтой). Обычно нас легко узнать по красной и оранжевой каскам. В следующий момент Юля уйдёт в воду и поплывёт к острову поперёк струи.

Появляется Паша. Красивым разворотом он избегает столкновения и становится в улове чуть ниже и правее, готовясь проводить спасработы.
Юля вылезает из байдарки и прыгает в воду, после чего вплавь добирается до ближайшего островка. Я кидаю ей оба весла, нос судна приподнимается и байдарка разворачивается по струе, я вылезаю и спихиваю судно в сторону Пашки. Пока я, стоя на камне, держу байдарку, Паша на вёртком "Вьюне" доставляет с острова обратно моего матроса и оба весла. Вовремя: в наши камни влетают Юра с Сашей.

На фотографией: мы с Юлей пытаемся развернуть байдарку носом в нужную сторону. Действуем аккуратно: четвёртого шпангоута уже нет, корпус держится на честном слове.

Через пару минут мы все втроём крутимся в улове. Паша говорит: "Делай как я !" и с разворотом проходит слив. Дальше идут Юра с Шуриком и снова застревают поперёк основной струи. Мы терпеливо ждём, когда они освободят проход, и, не дождавшись, умудряемся пройти мимо. Дальше мы без приключений догоняем Антона с Милой и уходим за несколько поворотов сквозь выходные шиверы (тоже довольно непростые для прохождения) в озеро. Остальных не видно, мы двумя экипажами болтаемся посреди плёса, байдарки явно медленно набирают воду - и мы рвём когти в направлении островка с многообещающей стоянкой.
Дальнейшие события на пороге восстановлены по рассказам непосредственных участников.
Юра с Сашей снялись с камней и прошли ещё сколько-то метров, после чего очень качественно сели в следующем сливе. В итоге, Юра остался на берегу, а Саша в одиночку на месте матроса повёл судно.

На фотографии: Саша рулит, Юра вызывает огонь а себя :)

Юра был спасён Пашкой, который посадил его верхом на нос своего "Вьюна", а Саша снова налетел на камень, причём на этот раз особенно неудачно: байдарка села серединой и существенно прогнулась (Надя, увидев это, решила, что кильсоны придётся менять... ошиблась, к счастью). Дальше медленно тонущая "Свирь" Саши и Юры всеми правдами и неправдами додрейфовала до выхода из порога (Юра к тому времени уже был доставлен на стоянку на буксире Антоном, который слил воду из байдарки и вернулся к порогу), а Саша, сидя почти по очки в воде, под конвоем Паши и Нади добрался до стоянки самостоятельно.

Встали на острове где-то к 3 - 4 часам, остаток дня посвятили ремонту байдарок - Паша показал мастер-класс :)
Вечером играли на гитаре в палатке: на берегу комары ели немилосердно.

Итоги первого дня:
- На "Канарейке" свёрнут в "восьмёрку" четвёртый шпангоут - поперечина оторвана, половина заклёпок срезалась. Починили - обмотали проволокой и усилили деревянными жёрдочками. Несколько несущественных дыр были заклеены.
- На байдарке Антона и Милы повреждений меньше всего - царапины, нос разбит...
- У байдарки Рейста и Алмора расплющен стрингер, перекошен набор, погнуты два кильсона, разрезана шкура по правому борту на уровне шва и несколько дыр в днище. Байдарку полностью пересобрали, сломанные детали заменили самодельными.

На фотографии: осмотр байдарок на живописном острове

На фотографии: Юра, который, видимо, утверждается в мысли, что события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему

Настроение по итогам немного подавленное: "Захар" - далеко не самый сложный порог на реке. Рейст с Сашей наполовину в шутку, наполовину всерьёз обсуждают возможности досрочной выброски с маршрута.

2 июля
Отошли от стоянки. Погода чудесная, речка бурлит по камням шиверками - сказка :)

На небольшом, но живописном перекатике Паша заставил Юру и Сашу несколько раз пройти слив, корректируя их совместную работу. Думаю, это сыграло не последнюю роль в том, что эта байдарка больше ни разу за весь поход (!) не кильнулась.

Юра и Саша на перекате

Вид в профиль:

Порог "Змеиный"
По сути, длинная извилистая шивера, в конце разделяющаяся на несколько рукавов, из которых проходИм только самый левый (что, впрочем, достаточно ясно при заходе - именно туда идёт основная струя). Первыми идём мы. Проходим очень хорошо, в основном за счёт многолетней сгрёбанности экипажа :) и становимся в улове посреди небольшого озерца - у берега сильно едят комары.

На фотографии: наш заход в порог. Хорошо виден резкий поворот и отбойный вал справа по курсу. Заходить нужно направо и - сразу - резко налево, в противном случае этот вал затопит нос байдарки, поставит её на свечку и опрокинет.Всё это матросу приходится делать по шею в воде.

Здесь видно, что нам удалось развернуться. Дальше нужно ещё раз резко переложить курс направо, чтобы не влететь в большую неприятную бочку (её кусок видно справа). Она не настолько велика, чтобы в ней кильнуться, но байдарку будет бить бортом в камни прижима, а потом сольёт в мелкий неприятный слив, где она будет шкрябать днищем по камням.

Мы-то прошли, но неприятностей избежали не все.
На берегу показывается Мила (?!). Повернувшись к нам спиной, она усиленно машет веслом и руками...
Из-за поворота показывается жёлтая "Свирь". Почему-то она очень глубоко сидит в воде, а рядом с ней плывёт Антон...

(потом выяснится, что они стали сливаться по "неправильной" шивере, попытались вывернуть, влетели бортом в отбойный вал и опрокинулись через правый борт, слившись боком с того самого вала:

потом нам расскажут, как ребятам кинули морковку, как её поймал один Антон, а Милу мощная струя потащила дальше, ударяя о камни и переворачивая, и в конце концов "прибив" к берегу в каком-то мелком месте, поросшем кустами; как Антон перевернул судно и, не слив его, понёсся спасать своего матроса, как он пронёсся мимо цели и сел на камни в 30 - 40 метрах ниже по течению; как струя воды сорвала с его ног один из сандалий и унесла его в неизвестном направлении...)

Мы довольно долго гадали, нужна ли им помощь (около порога не слышно совершенно ничего), так как знаков они не подавали (потом я таки дошёл до них и помог Антону провести байдарку).
Спасработы в конце порога были в самом разгаре, когда показались москвичи.
Они успешно прошли первый отбойник:

Но не довернули во втором и вошли в мелкую выходную шиверу:

Они тоже выбрали один из мелких сливов, но, в отличие от Антона с Милой, презрев камни и мели, ломились напрямую к нам.

Р-р-раз ! - байдарка застопорилась. Капитан и матрос, переглянувшись, пытаются спихнуть байдарку, упираясь вёслами в дно. Разворот - и они идут боком... задом...
"Боцман, сколько сейчас до земли?" "Три метра!" "Куда?" "Вниз!"

снова боком (другим)... Получилось... но эта мель - явно не последняя...

И вот они встретились...

Весло Шурика, кстати, так и не оправилось от этого спуска, и до конца похода пребывало в слегка изогнутом состоянии:

Итог: киль в струе, промокшая байдарка, несколько дыр в днище, погнутое весло и куча синяков на Миле :(

Проходит Надя на каяке:

Дальше, на пути к следующему порогу, байдарка Антона и Милы набирает воду. Слили, пристав к стоянке каких-то рафтеров. Забавный момент: я завёл байдарку Антона носом на берег, говорю ему: "Вылезай в воду и помогай сливать!". Антон выпрыгивает из байдарки (метр от берега) - и уходит с головой. Следом за ним с головой ухожу я (я как раз делал шаг к нему с берега, чтобы взять байдарку с другой стороны).

Порог "Солёный"
Начинается практически сразу после "Змеиного". Для разнообразия, прямой, как стрела. Входная шивера, несколько сливов, косая бочка на выходе и снова шивера (довольно мелкая). Все прошли без особенных происшествий, зато вдоволь поснимали и покормили комаров. Надя и Паша покатались в бочке.

Вид на последнюю ступень порога:

Проход Милы с Антоном:

Видео прохода Саши и Юры:

Встали перед порогом "Падун" (слышен шум за поворотом). Стоянка - скальный лоб на ПБ, торчащий из болота. За болотом - убитый лес, о котором я уже писал год назад. На скале - дикое количество муравьёв. Стандартное развлечение при постановке палаток: "Забей колышек в гранитную плиту".

Ставим лагерь. Юленька весь поход ходила в белых носках :)

У Нади - День Рождения :) Именинница приготовила торт из варёной сгущёнки со взбитыми сливками, Юля достала припасённые свечки - идиллия, да и только, если бы ещё не комары... Подарили каякерскую куртку :)

Задувает свечки

Антон на фоне торта:

Снова играли на гитаре в палатке.

Тут хочется добавить: у нас было четыре палатки в походе. В первой - полуторке - жили Паша с Надей, во второй - двойке - я с женой, в третьей - полуторке же - Мила (одна), и в четвёртой - ветеране Эльбруса и проч. и проч. - суровая мужская компания: Юра, Саша и Антон. В первый день у них была небольшая разборка по поводу жизненного пространства, но в дальнейшем в плане диктатуры они переключились на гостей, тем более, что все посиделки происходили у них :)

3 июля
Позавтракав и кое-как покидав вещи в байдарки (всё равно, сейчас будем разгружать), переправились на 100 метров ниже по течению на ЛБ. Перетащили всё тяжёлое в конец шиверы, пошли осматривать
порог "Падун"
Считается одним из самых сложных и зрелищных порогов на реке (по общему мнению в конце похода - видимо, в низкую воду; в высокую в нижнем течении Писты есть места и покруче, а трёхступенчатая "Поалла" - просто американские горки). Однако, в любом случае это однозначно самый трудный порог на реке по технике прохождения.
Хитрость порога: сначала заход по мелкой и очень быстрой (хотя и короткой) шивере, затем струя с разгона бьёт в отвесный правый берег и (ширина струи здесь метра 4 - байдарке не развернуться, - соответственно, напор очень сильный), делая поворот налево на 90 градусов, срывается вниз ревущим полутораметровым косым водопадом. Водопад бьёт в отвесный левый берег (длина потока - метров 5), после чего снова поворачивает - на этот раз, на 90 градусов вправо, куда и несётся дальше, со временем забирая левее, образуя очень мощную выходную шиверу с косыми валами (в прошлом году там кильнунась Юлька, в одиночку проводя разгруженную "Канарейку"). То есть, порог идёт по схеме "прямо - налево - направо - налево", причём каждый поворот имеет угол 90 градусов, ширина струи везде около 4 метров, а короткие участки имеют в длину метров 5. Чтобы не убиться, поворачивать нужно ещё в сливе (то есть, "летя вниз", при этом, как правило, ничего не видно из-за летящей пены. Ошибка приводит к килю в косой бочке сразу за сливом: падающая с полутора метров вода просто топит байдарку, судно и гребцы всплывают только метрах в 4-х ниже по течению.

Первой пошла Надя. Тут даже комментировать нечего: всего она прошла порог раз 8 всякими разными способами на своём каяке.

Видео:

Потом пошёл Пашка. Его "Вьюн" умудрился сделать в струе разворот на 360 градусов, после чего Пашка сплавился ещё раз и отвёл байдарку к концу шиверы, после чего вернулся к нам страховать с ЛБ (Надя с каяком встала страховать на ПБ). К тому времени на пороге собралось уже достаточно много народа (группы потихоньку подъезжали), зрители с нетерпением ждали острых моментов.

Видео прохода Паши:

Следующими шли мы. Должен сказать, что у нас имела место некоторая халява: у всех матросы весили от 80 кг, а мой весил 43 кг, что значительно добавляло байдарке маневренности и давало капитану бОльшую свободу действий.
Прошли странно: сначала нас прижало к ПБ (мне пришлось толкаться от него руками) - несмотря на все усилия, лёгкую байдарку центробежной силой выносило из виража, - а потом мы очень легко как-то прыгнули со слива и спокойно прошли шиверу.

Видео первого прохода моего экипажа. Хорошо видно, как перед сливом нас прижало направо; тем не менее, разворот мы начали вовремя (фактически, когда нос байдарки завис над сливом):

Мила отказалась идти порог, так что следующими шли Пашка (капитаном) и Антон (матросом) на "Свири" Антона и Милы. Я стоял на страховке на ПБ. Первая попытка закончилась килем в струе в момент слива. Антона утопило практически целиком (были видны только руки),

байдарка вошла носом в бочку и всплыла уже перевёрнутой, после чего её прижало к ПБ, где их профессионально выловила Надя.
Надя на страховке:

Оверкиль:

Видео прохода (то ли первого, то ли второго).

Видно, как долго Антон не может выбраться из-под байдарки. Чтобы избежать киля, им надо было (ИМХО), видимо, в момент захода зацепить веслом за воду справа. Пример хорошо иллюстрирует правило, по которому сгрёбанность экипажей зачастую значит больше, нежели мастерство и физическая сила каждого члена экипажа по отдельности.

Весло уплыло (Надя потом сплавала за ним на Пашкином "Вьюне", пока ребята тащили байдарку вверх).
Спасение утопающих:

Вторая попытка тем же составом - и снова киль. На этот раз Антон долго (секунд 7) не показывался на поверхности воды. Как выяснилось позднее, он сначала не смог сдёрнуть юбочку одной рукой (второй он держал весло), а потом поймал подбородком камень на дне (видимо, когда Надя уже подтягивала через Пашу байдарку к берегу). Весло снова уплыло - на это раз, его выловил я уже на плёсе после порога.

Третья попытка (УРА !) увенчалась успехом. Несмотря на то, что байдарку положило практически на бок, экипаж сумел рывком поставить судно на киль. Им наградой были общие аплодисменты многочисленных зрителей :)

На видео - успешный проход. Видно, насколько близко мы были к провалу...

Дальше выяснилось, что Юрка с Шуриком идти порог тоже не хотят. Так как остальные явно накупались, мы с Юлей решили пройти по второму разу. С тем же самым результатом: несмотря на то, что на этот раз я знал о прижиме и выгребал влево, нас всё равно почти притёрло к стенке и мягко скинуло в струю. Прошли чисто (только в шивере поймали пару камней, но куда же без этого...)

Видео нашего второго прохода. Видно, как нас снова прижало, и как перед сливом я перекренил налево, что едва не закончилось печально. К счастью, Юля среагировала верно и скорректировала мою ошибку.

Ещё фотографии с прхождения.
Найдите матроса:

И ещё раз:

С другого ракурса:

Наш экипаж в том же месте: оцените разницу в осадке...

Собственно, поэтому нам прощалось даже такое:

... а остальным - нет:

Пока мы развлекались, дежурные Рейст и Саша приготовили вкусный горячий обед :) После был очень интересный маршрут: крупных порогов больше не было, зато на реке постоянно встречались шиверы и перекаты. Очень интересно идти: не просто гребёшь час за часом по плёсам, а в немного рваном ритме: плёс 10 - 15 минут - шивера от 100 до 1500 метров. Шиверы были на любой вкус: и коротенькие перекаты, и длинные извилистые каньоны - новички учились читать воду, а мы просто получали море удовольствия :)
Озеро Шуванда - длинное и узкое, шли по середине (прятались от комаров), пока ждали каяк - ели орехи с цукатами и изюмом, которые Юля возила с собой в специальной герметичной банке до конца похода, введя такие перекусы в традицию. Посередине озера - мост с перекатом, на котором мы качались, как на качелях. Я стянул с себя шлем, спасжилет и верхнюю часть гидры и загорал под жарким северным солнцем...
Озеро Мандуярви - большое, с высокими холмистыми суровыми берегами, спокойное тем вечером, как пруд...
Мы встали около порога "Межозёрный" на совершенно пустом мысу. Наша палатка стояла на гигантском камне, выдававшемся на северо-восток из береговой линии. Из палатки открывался чудесный вид: прямо у наших ног начиналось озеро, вдалеке виднелся противоположный берег, а утром Солнце выкатилось из воды прямо нам в "окно".
Вечером по стоянке бегали норка и мышь. Норка была явно привычна к людям, а мышь сначала пыталась стащить у нас кусок сыра, а потом явно не знала, куда от нас деться.

Так как обещанный второй пост я так и не дописал, пишу здесь.
Как уже было сказано выше, в верхнем течении Писты (до Пистаярви) пороги каменныеЮ ниже - водяные. Вверху важна техника, внизу - сила и упорство. В нашем случае - особенно, так как после Пистаярви зарядил карельский дождик на две недели, местами переходящий в ливень, а температура упала до 12 - 15 градусов. Так что, вторая часть похода была испытанием...

Несколько фотографий:

Баня на берегу Пистаярви в последний солнечный день:

А вот во что всё превратилось:

Кстати, о самом Пистаярви: когда мы пошли его пересекать, в спину задул резкий ветер. При этом, ясное дело, в начале волны было чуть, а ближе к концу через байдарку по всей длине перекатывалась каждая вторая - настоящий шторм.
Диалог:
- (Юра, в очередной раз скомпенсировавший попытку волны перевернуть судно) Паша, это нормально?
- (Я, прикидывающий, что даже после киля за часможно доплыть в спасе и гидре до берега без проблем) Совершенно нормально.

Постановка тента:

Порог "Петух":

Снова он же:

"Хирви" - оцените размер бочки:

А вот так мы из неё вылезали:

Это, мо-моему, порог с лосиным черепом:

Разрезая валы после разгона:

Антистапель под мостом (всё ещё идёт дождь и холодно настолько, что комары куда-то делись):

Ловим попутку на 300км через Калевалу:

Традиционное фото напоследок (москвичи уже уехали):