Духовные скрепы - это не духовные склепы.

Apr 02, 2014 07:07

Авторитет Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в Украине растет. Многие верующие приходят в храм, и пока не убедятся, что он у нас Киевского Патриархата, не заходят и требы не заказывают. Верность Христу и честность перед народом Украины наша Церковь доказала словом, делом, кровью, кошельком и колокольным звоном. Дальнейшее развитие Церкви в Украине обязательно приведёт к серьёзным изменениям. Какие они будут сказать сложно пока, но они неизбежны. И вот одно из последних заявлений патриарха Филарета. "Я отказываюсь идти на покой не потому, что не могу пожертвовать должностью во имя единой Церкви. Я могу уйти на покой, но если найдется человек, который понесет этот груз. Не просто скажет: «Я могу», потому что много таких, которые скажут «Я могу», а не понесут. А такой, который действительно сможет. Тогда во имя единой Поместной церкви я мог бы отказаться от предстоятельства."
В среде околоцерковной бродит много мифов про УПЦ КП. Попробую немного показать как есть на самом деле.

Административное подчинение.
Духовные католики почему-то считают, что в православии все Поместные Церкви обязательно должны подчиняться единому центру. Это, по меньшей мере, искажённое видение экклезиологии. Структура Вселенской Православной Церкви такова, что существуют Поместные Автокефальные Церкви, административно самоуправляемые, и лишь ДУХОВНО подчинённые единому центру - Царствию Небесному во главе с Иисусом Христом. Чисто теоретически, "внешним" органом земного управления Вселенской Православной Церковью можно представить себе Вселенский Собор, но последнюю тысячу с лишним лет мы жили без этого "легитимного органа власти" и ничего, не умерли.
УПЦ КП - церковь самоуправляемая, образовавшаяся без нарушения церковных канонов - значит абсолютно каноническая, состоит из мирян (социологические службы называют цифру 15 млн.), духовенства и епископата. Киевский Патриархат, как Поместная Церковь, имеет своего патриарха, избираемого Поместным Собором. Одной из ошибок, старательно муссируемой в РПЦ и около, есть мнение, что УПЦ КП - это личный проект патриарха Филарета. Мол, не получилось стать патриархом Московским - решил создать "свою" церковь и стать патриархом Киевским. Это очень глубокое заблуждение. Филарет - уже третий патриарх УПЦ КП, так что Церковь наша не им создана, не с ним закончится.

Язык Богослужения.
Украинский язык Богослужения - необязательное условие службы в храмах Киевского Патриархата. Есть приходы, где служат на церковнославянском, встречаются в некоторых храмах элементы службы на молдавском и румынских языках. Устав УПЦ КП не предписывает обязательного языка Богослужения. Лет 15- 20 тому назад приходов, служивших на ЦСЯ было больше, чем сейчас, но это связано не с административным регулированием, а с естественным развитием Украинской Церкви. Церковь хочет разговаривать с народом на понятном ему языке. Переход на украинский язык - не прихоть священноначалия УПЦ КП, а требование собора верных. И этнофилетизмом тут совершенно не пахнет, ибо этнофилетизм - это когда общецерковные интересы приносятся в жертву национальным. Богослужение на украинском - это возможность донести Евангелие Царства донести "всем народам", а также исполнение заветов свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые "службу Божию совершати комуждо своим си языком завещавщии" (Акафист Кириллу и Мефодию икос 12). В последние годы и УПЦ МП начала заниматься переводом Евангелия и Богослужебных текстов на украинский язык, ибо это требование церковного Предания.

Раскол.
22 года - срок немалый. За это время, если действительно раскол был, он обязательно бы проявился. Напомню, по определению Василия Великого, "раскольники - те, кто иначе мыслит о некоторых церковных предметах и вопросах, кои, однако, "допускают уврачевание". Мы мыслим о Церкви одинаково. Ничего не поменяли ни в Богослужении, ни в экклезиологии, ни в административном устройстве, ни в каноническом праве. Даже все эти заморочки с одеваниями архиереев и системой "наград" священников остались прежними. Есть, правда, одно отличие нашего патриарха от патриарха Кирилла. Филарет без охраны ходит. Но это не нарушение канонических норм вроде.

Много-много лет уже, при встречах с представителями УПЦ МП, мы просим показать в чем мы не правы. Ответов два. "Филарет" и "Раскол". Первый аргумент пустой - мы не на Филарете строим Церковь, а второй бессмысленный, ибо под каноническое определение раскола УПЦ КП не подпадает. Что ещё? Не знаю. И оппоненты молчат. Духовные скрепы - это не духовные склепы. Не нужно самих себя загонять в угол и под землю. Церковь и Её Предание - Древо живое, растущее и приносящее плоды, а не бесплодная смоковница. Весна уже пришла - пора показать желание дать плоды.

Церковь в Украине

Previous post Next post
Up