Статус портового города Инстербург получил с 1926 года, пароходы плавали из инстербургского порта вниз по реке Прегель до Кенигсберга. И современная топонимика Черняховска говорит нам, что мы приближаемся к порту: ехали по улице Портовой, шли по улице Речной.
Я не нашла, для кого были построены добротные кирпичные дома: для служащих речного порта, для работающих на узкоколейной железной дороге или для работников мельницы. Это совершенно типичные строения начала 20 века, которые и сейчас очень прилично выглядят.
"Инстербургская узкоколейка общей протяженностью путей 220 километров 6ыла самым крупным предприятием подобного профиля во всей провинции Восточная Пруссия. IКВ (официально принятое сокращение немецкого Kleinbanhnen) должны были связывать между собой сельскохозяйственные районы вокруг Инстербурга в тех местах, где не проходила ширококолейная железная дорога. Помимо сельхозпредприятий, ее услугами для транспортировки своей продукции пользовались многочисленные молочные, кирпичные заводики, мельницы, лесопилки, а также прочие малые предприятия." (
Анграпа.ru) Вот такой смешной маленький тепловоз с именем Ольга-Бан возил курортников.
В 1926 году параллельно со строительством речного порта начинается строительство железнодорожных подводов к нему.
Оглядываемся назад, на улицу Речную. Видна башня
виллы Брандес.
К не действующему ныне порту мы не пошли, только издалека посмотрели на футуристическую башню из бетона (1925 г.), стоящую на четырех ногах-опорах. Впрочем, пространство между опорами заложено, как у нас это принято.
Побродили по территории мельницы и лесопилки Брауншвейга. Я нашла просто супер интересный переводной материал о них,
воспоминания фрау Эльзы Маршалл , в девичестве Брауншвейг, дочери владельца лесопилки Карла Брауншвейга. Мельница с инициалами владельца и датой постройки, лесопилка - приземистое здание с полукруглой крышей.
Вот так выглядела эта территория до войны. " С высоты птичьего полёта. Внизу снимка мы можем видеть часть бассейна гавани. В крайнем левом углу - угольный бункер и дом портовых служащих. Выше - сад Брауншвейга, конюшни и гаражи, а левее, около Ангерапп, жилой дом. Справа вверху - мельница и лесопилка, а справа железнодорожные пути."
Дом хозяев, очевидно, не сохранился, а тот, который перед ним, кажется, жив.
Вот тут была общая радость, тем более, что среди нас была Женя, и все дружно прочитали: "Всю зарплату ЖЕне!"
Мельница стоит на улице 22 января, в этот день в 1945 году Красной армией был взят Инстербург. По этой улице мы выходим на берег реки Анграпа. Время ловить корюшку:)
По бурьяну,запутавшемуся в кустарнике, видно как высоко поднималась вода.
Для того, чтобы порт функционировал, был прорыт канал протяженностью 3,8 км, который соединял бассейн порта и реку Прегель. Для запитки канала водой были сооружены запруда (водопад) на реке Ангерапп (Анграпа) и водопровод протяженностью 300 м.
Как известно, на огонь и на воду можно смотреть без конца:)
Для не-калининградцев: "шары" на деревьях - это омелы.
Ну и исторический снимок водопада: