Что такое питчинг, зачем он писателю и как все сделать правильно

May 24, 2015 12:40

Мы уже рассказывали в сообществе о приглашении от издательства Рипол на третий питчинг писателей в Петербурге. Вчера этот самый питчинг состоялся, и, как его участник, хочу поделиться новым опытом :) Вдруг вы тоже как-нибудь соберетесь питчить книгу?

«То, что для вас - творчество, для издательства - бизнес», - говорили нам члены жюри, стараясь убедить не только хорошо писать, но и уметь представлять себя и свою книгу издателю.
«Боритесь с застенчивостью», - говорили они. А единственный способ сделать это - постоянно вылезать из зоны комфорта. Например, прийти на питчинг.

Питчинг (от англ. «pitch» - выставлять на продажу, подавать мяч в игре) - понятие, заимствованное из киноиндустрии (а она, в свою очередь, позаимствовала его из продаж). Питч - краткая презентация проекта с целью уговорить инвесторов на сотрудничество. Особенность питча в краткости (от 30 секунд до 5 минут) и яркости (в идеале это должна быть история, включающая рассказ об авторе питча и проекте, эмоционально вовлекающая слушателя).

В третьем питчинге приняли участие двадцать разных начинающих публиковаться писателей: от фантастов до поэтов. Я носила свои истории про дождевого червя Ивана.
В жюри было шесть человек: представители издательств и литературной школы, литагент, писатель и еще директор Буквоеда, в котором все происходило. Если я ничего не напутала, то и некоторые участники питчинга, и некоторые члены жюри специально приехали из Москвы.

По быстрому фидбеку в конце стало понятно, что издатели искали: крупные романы (минимум 10 авторских листов), модные темы (рекламный копирайтинг, вампиры, любовные треугольники в исторической перспективе), желательно основанные на личном опыте (роман про больницу от врача, роман про рекламу от копирайтера) или основанный на реальных событиях (вокруг истории редкого драгоценного камня, основанный на переписке реальных жителей прошлого века).

Вот что я вынесла из подготовки к питчингу и участия в нем:

1. Раздатка подкупает
Листок или книжечка. Дополнительная информация. Вложенная в дело энергия. Продуманность.
Напечатанная брошюра с будущей книгой радует издателя, пока он вас слушает. Он уже практически видит, как все переделает и выпустит сам.

Всегда можно отредактировать плохую страницу, но нельзя отредактировать пустой лист.
(Джоди Пиколт)

2. Нужны заготовки речи
Рассказ надо тренировать, особенно если время ограничено. Я несколько дней готовила и рассказывала по таймеру свою историю. Хоть я и волновалась, но подбирать слова было просто: отрепетировала.

3. Начинайте с личной истории
Мы с astiya_td в этом сообществе и на семинарах по сторителлингу постоянно про это говорим. На писательском питчинге жюри высказалось в том же ключе: ваш проект - неотъемлемая ваша часть. Вы о ней говорите, значит, вас что-то связывает. Нужно, чтобы это что-то было понятным.

Лучше всего членам жюри запоминались рассказы, начавшиеся с личных историй.
Я работаю врачом, и мой роман о больнице (все кивают: понятно).
Я решила пожить в лесу дней девять, а потом написала про свой опыт (все улыбаются).

4. Для оценки книги на лету нужны четкие факты
  • объем в авторских листах
  • аудитория
  • зачем читателям нужна ваша история
  • зачем издателю эта книга в редакторском портфеле
  • на какие книги, серии, авторов похожа ваша проза

«То, что для вас - творчество, для издательства - бизнес».
P.S. И еще один материал о питчинге: из блога Balzac Klasses, соорганизатора встречи

писательский питчинг

Previous post Next post
Up