"Путь героя", пост №1: Герой

Mar 01, 2015 21:33




Итак, мы начинаем серию постов о “пути героя” в применении к посведневной жизни. В прошлом посте №0 мы поговорили о том, что такое “путь героя”, он же мономиф, и чем он может быть нам полезен.

Пост №0 - Подготовительный

Результатом нашей работы должен стать собственный путь героя, сформулированный для самих себя. Кое-какие ответы на кое-какие вопросы.

Прежде чем говорить о самом пути, его структуре и узловых точках-событиях, мы поговорим о персонажах, о людях и типажах, а вернее - о ролях. Сперва о том, кто делает, а лишь потом о том, что делает. И начнем мы, конечно, с главного героя.

Я хотела написать пост сразу о герое и тени, но материала оказалось так много, что пока мы ограничимся только героем. Чтож, это хорошая весть - значит, будет больше постов!


Миф о Герое

Слово “Герой” греческого происхождения, его корень в переводе означает “служить”, “защищать”. Уже одно это знание способно перевернуть наше представление о сути героя и о собственном героизме. Да, исторически герой - это не тот, чье имя вынесено на обложку. Герой - тот, кто служит людям, защищает их.

Воглер приводит в качестве идеального архетипического героя - персонажа легенды, хорошо известной и русскому, и западному человеку - святого Георгия Победоносца.




В чем суть мифа о Георгии? - Чудовища существуют, но герои могут победить их.

Зачем? Чтобы спасти кого-то.

Вот любопытная деталь - на канонических изображениях Георгия, кроме рыцаря и дракона всегда присутствует третий персонаж, “спасаемый” - женщина, ребенок или на худой конец город вдалеке (а то и все сразу).

И есть еще одна любопытная деталь. Какого пола герой на лошади? Средневековые маркетологи знали свое дело, неспроста они изображали героя андрогинным, одинаково похожим и на мужчину, и на женщину. Потому что пол героя не важен. Героем может быть любой человек, который встанет на защиту другого.



Скажу пару слов о поле героя, чтобы больше к этому не возвращаться. Не существует единого мнения о том, чей же мономиф - мужской или общий? И есть ли у женщин свой отдельный мономиф? Кто-то утверждает, что да, есть. Есть даже соответствующие публикации, например, “The Heroine’s Journey” Maureen Murdock. Воглер упоминает их в своей книге и пишет, что ему сложно судить - он все-таки мужчина.

Я - сторонник идеи, что мономиф един и универсален. Полно мифов и сказок с героинями-женщинами, и по мне так они мало чем отличаются от сказок про героев-мужчин. По Проппу везде одни и те же структурные элементы. К тому же, у меня, женщины, не возникает проблем с идентификацией с героем-мужчиной. Вы же, конечно, решайте для себя сами. Литературы про особый “женский” путь тоже достаточно )))

Герой - это я

Итак, возвращаясь к Герою (М и Ж), возвращаясь к нам.

Герой мифа проходит те же стадии взросления и становления, что и каждый человек в своей жизни. Это и делает героя таким универсальным. Мы сопереживаем героям, когда они похожи на нас. Мы проходим путь героя, даже не зная об этом, совершаем те же ошибки, которые совершали тысячи лет до нас. И первая из них - не воспринимать себя, как героя своей жизни, не воспринимать свой путь, как путь героя.

Типы Героев

Герои бывают добровольные и сопротивляющиеся.

Первые рвутся в бой, стремятся достигать цели, они сами отправляются в путешествие, и попробуй удержи! “Отказ от зова” - это не про них, у добровольных героев он принимает совершенно иные формы. Герои-добровольцы бывают излишне самонадеянны и неосторожны. Они попадают в передряги из-за своей нетерпеливости и неумения владеть собой.

Вторые наоборот упираются руками-ногами, и только сильный внешний пинок может заставить их вылезти из уютной скорлупы своего дома и отправиться в путь. Эти герои сомневаются в себе и своих силах, часто считают себя недостойными миссии.

Вопрос на засыпку - а какой герой Бильбо Бэггинс? ;) Он ноет, боится драконов, не считает себя взломщиком, но сам отправляется в путь, да еще бежит так, что только мохнатые пятки сверкают, он подписывает контракт добровольно. Так что, не все так просто, и я не удивлюсь, если вы отнесете себя сразу к обоим типам.

Одиночки и общественники

Еще один тип героев - это их отношение к группе, обществу. Есть герои-одиночки, оторванные от общества. И есть герои, которые изначально существуют как часть группы. В нашей повседневной жизни сложно быть отшельником, так что это скорее вопрос внутренней границы.

Эти типы героев различаются своими путями, своими самыми сложными испытаниями.

Герой-общественник в начале пути обычно должен покинуть свою общину. Он вынужден отправиться в путешествие в одиночку, пройти путь до конца, чтобы вернуться повзрослевшим и изменившимся и обязательно “принести элексир”, поделиться с общиной добытым знанием или ресурсами, сразиться за общину с ее врагом. Такой герой решает для себя - остаться ли ему в “волшебном мире”, где он многому научился, или вернуться домой, где он больше нужен. Бывает и так, и так.



Герой-одиночка наоборот в начале пути попадает в общину. Ему не страшно путешествовать одному по горам, лесам, долам, ему страшно застрять среди людей, попасть в паутину их коммуникаций. И все же герой выдерживает это испытание, учиться жить в общесте, быть его частью. В конце он тоже выбирает - остаться или идти дальше. Оба варианта валидны. Решать вам.

В нашей жизни мы снова можем оказаться в обеих ролях одновременно. Уезжая в другой город, например, или устраиваясь на новую работу - мы покидаем старый круг и уходим в неизведанное, и тут же в позиции аутсайдера мы приходим в новый круг и вынуждены приспосабливаться к нему. И все же, к кому типу вы бы себя отнесли?

Внешняя и внутренняя проблема героя

Понятно, что герой должен решить в пути множествено проблем. Чаще всего мы начинаем свой путь с решения проблемы внешней - недостачи чего-то в нашей жизни, устранения нависшей над нами угрозы, и т.п. Внешняя проблема - это сюжет, события, факты - то, что потом впишется в нашу биографию, то, о чем мы чаще всего говорим с друзьями.

Но есть еще внутренняя проблема. Она есть всегда. Что-то недает нам сразу, по щелчку пальцев, достигнуть желаемого, и это что-то находится внутри нас, а не вовне. Это может быть и нехватка знаний или умений, и какие-то недостатки - вспыльчивость или лень, гордыня или неуверенность в себе, закрытость или наивность… Решение внутренней проблемы ведет к решению проблемы внешней. И наоборот, пока герой не решил проблему внутри, все попытки решить внешнюю проблему ни к чему не приводят.

Это очень хорошая мысль для нас с вами. Как часто бывает, что давая себе зарок, мы не выполняем его, а потом оправдываемся внешними обстоятельствами вместо того, чтобы выяснить, почему у нас не хватило мотивации сделать то, что нужно. Как часто бывает, что мы бьемся над решением задачи, не имея на это решение ресурсов - знаний, опыта, компетенции, упорства.

Понимание того, что путь идет изнутри наружу, может сильно помочь нам в обычной жизни. Банальное правило “начинать надо с себя”, оказывается, передается из поколения в поколение в сказках и мифах, а вовсе не придумано современными психологами, чтобы загнать нас в депрессию. )))

Изменение героя

Путь героя - это изменение. Мы уже говорили об этом. Какие же изменения переживает герой? В сценарном ремесле изменение главного героя называется “арка персонажа”, “character’s arc”. Есть такое правило, что главным героем произведения является тот, кто больше всего меняется. Иногда это играет с рассказчиками интересную шутку.

Может быть вы смотрели мультфильм “Семейка Крудс”, про пещерных людей. Главным героем мультфильма изначально преподносится девочка Гип, которая как герой-доброволец, хочет выбраться из пещеры и повидать мир. Но когда семья-таки выбирается из пещеры и путешествует по необычным землям, больше всех меняется вовсе не Гип, а ее отец Груг, самый консервативный член племени. Ему приходится пересмотреть многие свои привычки и принципы, чтобы адаптироваться к новому миру и уберечь семью. И именно Груг становится главным героем истории. К концу мультфильма акцент окончательно съезжает на него.

Важный момент - герой не менятся за один день. Один раз сделав зарядку, здоровым не станешь. По сути “арка героя” - это и есть решение внутренней проблемы, но оно не происходит одномоментно. Наоборот, часто оно занимает всю историю.

Об этом нам надо помнить, прикладывая путь героя к себе. Не надейтесь остаться неизменными на пути. Изменить мир, но не изменить себя. И не надейтесь измениться в мгновение ока, “проснувшись другим человеком”. Путь - это и есть работа над собой. Приготовьтесь к долгой дороге.

Хорошая новость: игра стоит свеч. ;)

Герой-катализатор

Но - вопреки всему, что я сейчас сказала, есть очень интересный тип героя - герой-катализатор.

Он появляется в истории уже сформировавшейся личностью и занимается тем, что меняет мир. Ах, как бы хотелось оказаться таким героем, правда?



Главная героиня фильма "Шоколад" - герой-катализатор, да.

Такое возможно, но следует помнить, что прежде чем герой становится катализатором, он должен пройти тот первый путь героя, путь становления. Где-то купить темные очки, научиться метко стрелять и/или ходить от бедра на каблуках, водить красный кабриолет и/или черных Харлей Девидсон, держать королевскую осанку и быть твердо уверенным в своих силах.

Стоит задуматься, а не являемся ли мы такими героями в историях отношений с нашими детьми, учениками или сотрудниками? Мы для них менторы, но мы не перестаем быть героями своей истории.

Антигерой

Еще один тип героя, о котором нельзя не поговорить. Не следует путать Антигероя с оппонентом или антагонистом. Антигерой - это тоже Герой, но особый.

Антигерой может иметь явные отрицательные черты, не в рамках нормы или исправления в арке героя, а такие, которые “не лечатся”. У Героя помимо положительных черт, из-за которых мы ему (себе) симпатизируем, есть отрицательные черты, из-за которых мы ему (себе) сопереживаем. А у Антигероя помимо отрицательных черт, за которые мы его (себя) ругаем, есть и положительные, которые хоть немного да компенсируют его “Анти”. Лентяй, но добряк - Обломов. Убийца, но с совестью - Раскольников. Грубиян, но острый ум - доктор Хаус.




Антигерой может быть отвергнут обществом. Не сам ушел, как герой-одиночка, а изгнан. Как чувствует себя отчисленный студент или уволенный сотрудник, отвергнутый любовник? Наверное ближе к Антигерою, ведь его переполняют отнюдь не добрые чувства.

Признаем, что все мы бываем Антигероями своей истории иногда. Некоторым даже нравится. В определенном возрасте образ Антигероя привлекательней образа Героя. Вспомним героев Лермонтова, Байрона и других романтиков.

Но у Антигероя есть одна опасная черта. В отличие от Героя он обычно терпит поражение в своей истории. Как Майкл Карлеоне, как Бекки Шарп. Еще раз: Антигерой - это не злодей, который должен быть повержен. О злодеях мы поговорим чуть позже. Антигерой - это Герой, но проигравший. Отвергнутый. Не выполнивший своей миссии. Вернувшийся из пути ни с чем. Не сумевший себя изменить.

И вот здесь мы должны быть начеку. Как бы ни был привлекателен для вас по каким-то причинам образ Антигероя, помните об этой его опасной черте - проигрывать. Упустить свой шанс, попытаться изменить себя, но сдаться.

Если же Антигерой все же побеждает, он перестает быть Антигероем и становится Героем. Робин Гуд - благородный разбойник - заканчивает свою историю вовсе не разбоем, а восстановлением титула и честного имени. Он больше не вне закона, разбойничья жизнь остается в прошлом. В будущем много детишек вместе с уже не девицей Марианной и верная служба законному королю Ричарду Львиное Сердце.



И это снова хорошая новость для нас - сценарий Антигероя можно переломить. Даже если вы в какой-то ситуации узнаете в себе черты Антигероя, это не приговаривает вас к неминуемому поражению, к краху надежд и несбыче мечт. Все в ваших руках.

Как Антигерой становится Героем? Что нужно сделать для того, чтобы переломить сценарий Антигероя и преуспеть? Расскажу в следующем посте.

_________________________

А теперь - домашние задания и ответ на вопрос прошлого выпуска. Сперва ответ.

Моя сказка “Финист Ясный Сокол” - почему я выбрала именно ее? Возможно, мой пример поможет выполнить задание отставшим.


Из всех сказок именно эта нравится мне больше других. Героиня этой сказки знает, чего она хочет - перышко, которое призывает Финиста. Она просит перышко у отца. Вопрос - откуда героиня знает о перышке и его чудесных свойствах, почему именно на Финиста она сделала ставку, именно его выбрала в мужья? Героиня очевидно не так проста, и либо сведуща в магии (это вообще свойственно героям русских сказок, откуда Иван знает, как заклинать избушку Бабы-Яги, никогда не задумывались?), либо умеет добывать информацию. Хочу быть похожей на нее!



Далее, когда по трагической случайности героиня лишается Финиста, ничто не может остановить ее в попытках его вернуть. Собственно тут и начинается путь героя (героини). Она заказывает у кузнецов (снова активное поведение) и стаптывает в пути железные башмаки, изнашивает железные посохи, съедает железные хлеба. Она идет в темный лес и не стесняется попросить помощи у Баб-Яг (аж нескольких) - использует опыт старших, чтобы достичь цели. Она вступает в противостояние с царицей, у которой стартовые условия куда круче, и выигрывает его, действуя терпеливо и рассчетливо. Она верна любимому (своей цели) - чем и добивается его. Финист в конце сказки выступает перед народом с речью о том, кто его больше любит и ценит - жена, которая продала мужа за безделушки, или наша героиня, прошедшая весь этот путь и вынесшая все испытания. Народ, конечно, разрешает Финисту остаться с “любовницей”.

Качества, проявленные героиней, вызывают у меня восхищение, зависть и желание подражать. Все в этой сказке вторит моей судьбе - начиная от личной жизни, кончая работой - если Финиста воспринимать не только как мужчину, но и как вообще любую поставленную цель.

И я сейчас нахожусь в середине пути, который требует от меня той же выдержки и осмотрительности, опоры на опыт старший и целеустремленности, что и от героини сказки.

Есть и негативный эффект. Героиня во многом сама создала себе проблему и выбрала путь трудной борьбы с преодолениями. Никто, как говорится, не заставлял. Ценность Финиста и пренесенных ради него жертв относительна. Увы, пассионарность - штука о двух концах. Она дает силы преодолевать и она же постоянно находит себе на… хвост, что бы еще преодолеть, хотите вы того или нет.

Вот такие пироги. Полезно анализировать любимые сказки. Как сеанс к психоаналитику.

А теперь задание!

Задание №1

Ответьте для себя на вопросы, раскиданные тут и там по посту - какой вы герой? Чего в вас больше? Понимаю, что многие найдут в себе черты всех типов героев сразу, но тут как с интроверсией-экстраверсией - что-то да будет преобладать. Сравните получившийся список типов с героем любимой сказки, которую вы анализировали, и поделитесь, если у вас хватит пороху ;), в комментариях совпадениями и расхождениями.

__________

Мой вариант:


Я - добровольный герой-общественник. Внешняя моя проблема - задача сделать свою первую игру. Внутрянняя - нехватка даже не ресурсов, а опыта и знаний, а кроме того - терпения и самоконтроля, дисциплины. Моя арка изменений - это воспитание выдержки, контроля над эмоциями, управления временем - и за день это не отрастить. Я еще пока не катализатор, мне рано)) Я была Антигероем на своей предпоследней работе, откуда была вынуждена уйти - именно потому, что выдержки и контроля над эмоциями мне не хватило. И еще кое из-за чего, что может превратить Антигероя в Героя, и чего у меня тогда не было (об этом в следующий раз).

А теперь героиня сказки (не помню имени, да и не важно, пусть будет Машенька):

Она тоже добровольный герой. Идет сама, хотя отговаривают, даже экипируется сама. Она общественник по тому признаку, что уходит из семьи в одиночное путешествие, чтобы семью в нем получить. Одиночество - не ее выбор, а испытание перед наградой - возвращением в общину. Тут совпадения.

Внешняя проблема - пропажа Финиста. Внутренняя - черт его знает, Машенька из сказки по-моему совершенна. Возможно, это столетия сюжетной полировки сделали ее образцом, совершившим единственную ошибку - доверилась завистливым людям. Так что изменение Машеньки - это путь от одиночества к семье. Что тоже замечательно, хотя тут мы отличаемся. Семья для меня не была самоцелью. Также Машенька еще не катализатор. И от Антигероя в Машеньке ничего нет. Что поделать, выдуманные персонажи тяготеют к более чистым типажам.

Какой вывод можно сделать? Сказка про Финиста имеет много обстоятельств, сходных с моиим. Но у меня нет многих качеств, которые есть у Машеньки. Очевидно, что наработка этих качеств поможет мне добиться своей цели. Поэтому, думаю, мне стоит “довериться пути”, довериться истории и взять ее за ориентир.

А теперь ваша очередь!

инструменты сторителлинга, техники сторителлинга, storytelling, связь сторителлинга с жизнью, путь героя, сторителлинг

Previous post Next post
Up