Крис Андерсон. Что люди умеют лучше роботов?

Jul 23, 2016 11:01

Глава «Век знаний» из книги Криса Андерсона «TED Talks: The Official TED Guide to Public Speaking», перевод мой:

Мы не особенно изменили свое отношение к знаниям и обучению со момента индустриализации. Нам все еще кажется, что полезнее всего для компании или страны - наработать гигантскую экспертизу в производстве. Для этого мы строим систему получения специализированных знаний: геология нужна для определения месторождений угля и нефти, машиностроение помогает создавать механизмы для производственных мощностей, химия отвечает за соединение материалов и так далее.

Экономика знаний работает совсем иначе. Производство в этой сфере захватывают роботы и автоматические компьютерные алгоритмы. Нефть уже давно разыскивают не геологи вручную, а компьютерные программы - опираясь на громадные базы данных, исследуя совпадения и проверяя гипотезы. Инженерам и архитекторам больше не нужно чертить и рассчитывать вручную: компьютерное моделирование берет отрисовку и расчеты на себя. Мало профессий осталось нетронутыми этой информационной бурей.

Я видел, как работает компьютерная программа диагностики пациента в сравнении с живыми врачами: пока люди размышляли и предлагали сдать дополнительные анализы, компьютер за доли секунд проанализировал 4000 статей, применил вероятностные алгоритмы - и выдал 80% вероятности редкого заболевания. О такой болезни слышал лишь один из врачей-наблюдателей.

Когда я рассказываю эту историю, люди грустят. Они спрашивают: а какой тогда смысл в нас? Чем будем заниматься мы, когда роботы и компьютеры вытеснят нас с работы? Мы никогда не сможем обрабатывать запросы с такой скоростью.

Отличный вопрос.

Как вы думаете, что люди умеют лучше роботов?

У нас есть секретное оружие: человечность. Отдавая рутинные задачи технологиям, мы остаемся ещё более человечными, чем когда-либо ранее. Мы человечно работаем. Человечно учимся. И человечно делимся знаниями.

Наше будущее - в более широком видении мира. Мы можем больше, чем выполнять повторяющиеся задания. Нам нужно меньше узких специалистов (их работу смогут выполнять технологии) и больше тех, кто мыслит широко.

Всё, что можно автоматизировать, со временем будет автоматизировано. Можно бояться этого факта или выбрать те области мира, которые автоматизировать невозможно - и овладеть ими.

Какие это области? Достоверно пока неизвестно. Но я предположу, что к ним относятся следующие умения:

1. Системное стратегическое мышление.

Машины выполняют работу, но какую работу им поручить и как объединить их усилия в эффективную систему?

2. Способность придумывать новое.

Наш мир сжимается. Мы все связаны информационными потоками. Как можно извлечь выгоду из инноваций?

3. Творчество.

Роботы создают, освобождая нас от рутины. Мы можем придумывать, экспериментировать и воплощать идеи.

4. Ценность человеческих отношений.

В будущем наверняка продолжит процветать сфера услуг. Человеческое, душевное отношение ещё ценнее в мире, где всю сложную работу делают механизмы. Даже если мы изобретем робота-парикмахера, захотим ли мы видеть на входе в салон робота-администратора? Я искренне сомневаюсь. Врачи будущего наверняка будут заглядывать в диагностические компьютерные программы, но пациенты наверняка захотят общаться с человеком.

5. Приобретать знания нового вида.

Представьте себе мир, в котором любое экспертное знание может быть найдено за несколько секунд по запросу. Если у вас уже есть смартфон, вы почти что живете в таком мире. Ваши дети не будут помнить других миров. Чему они будут учиться в будущем?

Вместо громадных кип знаний, которые раньше стоило заучивать наизусть, им понадобятся:
- умение работать с контекстом,
- творческий подход,
- понимание устройства человеческого восприятия.

Умение работать с контекстом поднимает вас на уровень птичьего полета. Вы видите, как соединяются кусочки пазла.

Творческий подход тренируется в общении с широким кругом творческих людей.

Понимание устройства человеческого восприятия приходит не от общения с семьей или друзьями. И даже не от общения с психологами, исследователями, историками, биологами, антропологами или духовными учителями. Оно приходит от общения со всеми ними сразу. Это отдельный навык.

Пять умений, перечисленных выше, не изучают в университетах. Гарвардский профессор вовсе необязательно умеет это лучше вашей дочери. Этими подходами нельзя овладеть по учебнику. Они раскрываются благодаря огромному количеству общедоступных источников (одним из которых уже является TED).

На мой взгляд, короткие выступления экспертов перед аудиторией - отличный способ учиться друг у друга. Таким образом каждый из нас участвует в обучающем процессе нового поколения. Каждый, у кого найдется уникальная идея, может внести свой вклад. Да-да, и вы тоже.

Астрофизик или каменщик, вы можете меня чему-нибудь научить. Чему? Ну уж точно не всему, что вы знаете. Да и поможет ли в моей работе точная копия ваших знаний из другой отрасли? Вряд ли. Лучше расскажите мне, как ваша работа связана с остальным миром. Можете ли вы обьяснить то, чем занимаетесь, пятилетнему ребенку? Почему то, что вы делаете, имеет смысл? Что вы любите в своём деле?

Если вы справитесь с такой задачей, моя картина мира расширится. Вы заразите меня энтузиазмом и творческим настроем. Несмотря на различия между нашими профессиональными сферами, где-то глубоко они все взаимосвязаны - и мне интересно исследовать эту связь. То, что важно в наших отдельных сферах, часто рифмуется. Я могу найти новые подходы к своему делу, слушая об успехах в вашей сфере. Именно этим меня покорила конференция TED. Именно поэтому я стал её куратором и верю в то, что в наших руках - дорога к будущему. Идеи зажигают друг друга, искрятся от контакта.

В будущем нам всем понадобится новый взгляд на информацию. Мы будем готовы выйти из скорлупок узких специальностей. Мы разработаем систему информационного обмена, чтобы поддержать наши задачи и проекты. TED уже является частью такой системы.

истории об историях, ted

Previous post Next post
Up