В конце апреля этого года я побывал в Аризоне. Провел четыре дня в городе Финикс - это столица штата и самый крупный город в нем. Он расположен на юго-западе США в пустыне Сонора. Кстати, пустыня не значит, что там пусто, а указывает лишь на то, что количество осадков там ниже определенного уровня. Я опасался, что будет очень жарко, но опасения не подтвердились: было жарко, но не ужасно, временами даже пасмурно.
Пейзаж, конечно, необычный. Хотя город стоит на ровном месте (кстати, оно называется Долина Солнца), на юге и на севере виднеются горы, есть и возвышенности в самом городе. Газонов почти нет, вместо них светлый или розоватый гравий, на котором посажены какие-то жаростойкие растения. Есть и кактусы, и пальмы.
Но главный объект моего внимания, конечно же, птицы. Первым местным видом, который я встретил, стали большехвостые граклы. Но не лайфером - я уже видел их во время
поездки в Сан-Антонио, Техас. Они занимают нишу ворон или голубей (хотя голуби тут тоже есть) - стайной городской птицы, но есть одно отличие, они очень шумные, громко и резко «каркают».
Кроме голубей и домовых воробьев в городе обычны плачущие и белокрылые горлицы. Также тут я впервые на американском континенте встретил кольчатую горлицу. А первый лайфер неожиданно был встречен прямо у стен моей гостиницы, на орошаемых кустах возле ресторана, а совсем не на кактусах, хоть и называется он кактусовый крапивник (Cactus Wren). Фото не очень удачное - было слишком близко.
Обыкновенный кактусовый крапивник (Campylorhynchus brunneicapillus)
Естественно, я заранее разузнал и спланировал, куда можно отправиться наблюдать птиц в первый же день. Недалеко от даунтауна находится Rio Salado Habitat Restoration Area. Как можно догадаться по названию, это зона, где происходит восстановление естественной прибрежной (riparian) растительности вдоль Rio Salado, она же Salt River, т.е. Соленая река. Река, если честно, не представляет цельного водоема, а выглядит по разному на разных участках - от почти высохшего русла до довольно обширных прудов. Растительность вокруг нее довольно буйная, и птицы есть.
Что тяжело в новых местах - обилие птиц скорее мешает и запутывает, когда то тут то там кто-то копошится, незнакомые голоса звучат со всех сторон, прямо не знаешь, куда смотреть. Но естественно, к некоторым самым обычным видам постепенно привыкаешь, даже если они и новые. Итак, из лайферов было немало черногорлых тауи (Abert’s Towhee), пятнистых кривоклювых пересмешников (Curve-billed Thrasher) и американских ремезов (Verdin). Тауи - это птица из отряда американских воробьев, но довольно крупная, с длинным хвостом. Thrasher’ов вообще много видов, два других я видел в Манитобе и в Техасе. Наконец американского ремеза я очень хотел увидеть, что-то есть в этом любопытное, единственный представитель ремезовых в Америке. Птица в целом непримечательная, но с ярко-желтой «мордой». Хотя сфотографировать у меня лучше получилось молодняк, без этого признака.
Verdin (juvenile) (Auriparus flaviceps)
Были и знакомые птицы: уже упомянутые горлицы, кряквы, большая белая цапля, пересмешники (Northern Mockingbird), мексиканские чечевицы (House Finch), а также ранее виденные в Канаде, но не в США: крикливый зуек (Killdeer), белолобая ласточка (Cliff Swallow), пампасная ласточка (Northern Rough-winged Swallow), малая вильсония (Wilson’s Warbler).
И это еще не всё, нового дятла встретил: кактусового меланерпеса (Gila Woodpecker), всего одного, но их будет больше в пустынном ландшафте. И конечно же, местного красавца - шлемоносного хохлатого перепела (Gambel’s Quail).
Шлемоносный хохлатый перепел (Callipepla gambelii)
В то же место, на берега Rio Salado, я вернулся через два дня. Это было утро, время наибольшей активности птиц, вдобавок, я гулял в другой стороне, более богатой водой, поэтому улов был гораздо обильнее. У воды я встретил бигуанского баклана (Neotropic Cormorant), голубую цаплю, белую цаплю, американскую зеленую квакву (Green Heron), американскую лысуху и новый вид: американскую камышницу (Common Gallinule).
Тут же у воды были, как они любят, Common Yellowthoats и Song Sparrows. Некоторые виды явно на пролете: Lark Sparrows, White-crowned Sparrows и новый для меня ворблер - кустарниковый масковый певун (MacGillivray’s Warbler).
Встретил еще несколько лайферов из местных обычных птиц: черный феб (Black Phoebe), сероголовый желтобрюхий тиранн (Ash-throated Flycatcher), чернохвостая комароловка (Black-tailed Gnatcatcher), зеленохвостый тауи (Green-tailed Towhee). Все эти виды родственны уже знакомым мне, обитающим на востоке США или в Манитобе, но немного отличны. Особенно забавны комароловки - мелкие, тонкие, порхающие группой по деревьям и кустам. К сожалению, снять их хорошо не получилось.
Ну и колибри, тут их больше видов, чем на востоке. Калипта Анны (Anna’s Hummingbird) лайфером не была, ее я встретил раньше, о чем расскажу во второй части. Зато новым видом стал черногорлый архилохус (Black-chinned Hummingbird).
Калипта Анны (Calypte anna)
Кстати, именно в этой прогулке мой лайфлист перевалил за 500 видов! Какой конкретно вид стал пятисотым восстановить можно, но сложно, особенно с учетом еще двух добавленных с тех пор armchair ticks.
Как вы могли понять, у этого поста будет продолжение. В нем я расскажу, как я побывал в двух местах характерного для пустыни Сонора биотопа. Одно - Пустынный ботанический сад (Desert Botanical Garden), а второе - настоящая пустыня!
Напоследок вот вам видео американского ремеза у гнезда. Аналог нашей рукавички!
Click to view
Кактусовый меланерпес (Melanerpes uropygialis)
Черногорлый тауи (Melozone aberti)
Большехвостый гракл (Quiscalus mexicanus)
Американский ремез (Auriparus flaviceps)
Черный феб (Sayornis nigricans)
Сероголовый желтобрюхий тиранн (Myiarchus cinerascens)