В мае австралийская газета The Australian опубликовала секретные данные об экспериментах Facebook над пользователями. Оказалось, что социальная сеть тайно отслеживала
эмоциональное состояние пользователей и даже училась изменять его. Детище Марка Цукерберга сразу же поспешили обвинить в бесчеловечных опытах и, что хуже, в попытке продать полученные данные рекламодателям.
Журналисты выяснили, что австралийское подразделение Facebook кропотливо следило за школьниками, студентами и работающей молодежью. Пользователей, естественно, об этом не предупредили, зато на них собирали объемное досье, чтобы с его помощью выявить все слабости и страхи молодого поколения.
Секретная команда сотрудников не просто проанализировала лайки и шэры подростков: оценили все их публикации, комментарии и реакции по обширной шкале от «счастлив» до «близок к суициду».
В докладе, к примеру, значится, что в начале недели юные пользователи Facebook не слишком охотно делятся эмоциями: они чувствуют себя неуверенно и изо всех сил пытаются бороться со страхами.
Выходные же в основном тратят на то, чтобы похвастаться достижениями за неделю перед всей лентой друзей.
Судя по всему, австралийская команда составила подробный личный профайл на каждого подростка, за которым следила. Помимо поведенческих особенностей, в профайл вносились такие данные, как наличие романтических отношений, число друзей и частота использования соцсети.
В документах журналисты обнаружили точные данные, когда и в каком количестве подросток публикует посты и фотографии, а также как реагирует на публикации в лентах своих друзей.
После того как файлы оказались в руках журналистов и стали достоянием общественности, в Facebook объяснили, что все это лишь часть масштабного исследования для понимания поведения молодой аудитории.
Комментаторы отмечали, что для соцсети крайне полезно знать, когда юный пользователь чувствует себя уязвимым и неуверенным - реклама гораздо сильнее воздействует на тех, кто слаб и податлив. В Facebook, разумеется, заявили, что и не думали продавать столь ценные данные рекламодателям.
В общем история довольно запутанная и немного с душком, мне кажется. Топ-менеджеры Facebook наперебой утверждают, что опубликованная статья и выдержки из доклада вводят читателей в заблуждение, на самом деле ничего опасного с личными данными пользователей не происходит.
Но самого главного не отрицали - документы, как и исследование, действительно существуют, и Facebook в режиме реального времени круглосуточно мониторит эмоциональное состояние людей, проводящих практически все свободное время перед экраном смартфона или компьютера.
И это уже не в первый раз, за последние 5-7 лет Facebook не единожды оскандаливался со всякими сомнительными экспериментами, то изучали самочувствие пользователей с неясными целями, то одним поней и радугу постоянно показывали, а другим всякую кровь-кишки-расчлененку. Опять же с неясной целью. И всякий раз "забывали" уведомить или пояснить аудитории, что, собственно происходит.
Хотя нетрудно догадаться, что пользователи, которые изо дня в день видели всякую чернуху, сами начинали постить схожий контент. Ну и наоборот, те кто видел котиков и милых детишек, сами начинали постить милоту. Вот так Цукерберг управляет настроением своей паствы, ни больше, ни меньше.
В общем, в то время когда вы постите в мордокнигу картинку или, казалось бы, ничего не значащий пост - в это самое время, вас, возможно пристально разглядывают под лупой и анализируют всё, что вы делаете. На то и соцсеть мирового масштаба, чтобы проводить свои эксперименты на людях в любой точке земного шара, без ведома и согласия этих самых людей.