Полеты во сне и на электросамолете

Nov 27, 2014 14:36

Электрокары пока не стали мейнстримом на автомобильном рынке, но постепенно отвоевывают себе на нем место. В любом случае тот факт, что некоторые машины перемещаются без помощи двигателя внутреннего сгорания удивления уже ни у кого не вызывает. При этом, электросамолеты, я имею в виду те, которые могут перевозить людей и грузы, а не модели, и не крохотные разведывательныебеспилотники, до сих поря считаются экзотикой. А между тем, история электроавиации насчитывает уже более сотни лет.



Дирижабль La France

Прямо скажем, вех в этой истории было не так чтобы очень много. Начались эксперименты в этой области ещё в XIXвеке. В 1883-м году французский воздухоплаватель Гастон Тиссандье совершил первый полёт на дирижабле LaFrance, оснащенном электродвигателем, получавшим питание от батареи весом 435 килограмм. После него электрические моторы обрели популярность при строительстве дирижаблей. Но с постепенным исчезновением последних, исчезли и электрические моторы в авиастроении.



Электродвигатели долгое время использовались только при изготовлении авиамоделей, да и то неохотно, так как электрические модели уступали в скорости моделям, летающим на жидком топливе и имели более высокую стоимость. Главным же их недостатком оставалось отсутствие достаточно ёмких аккумуляторов.

Инженеры и конструкторы начали всерьез задумываться об авиационных электродвигателях только во второй половине XXвека. Небольшая американская компания "Сверхлегкие летательные аппараты" Ларри Мауро в 1979-м году создала первый полноценный самолет на электрической тяге. Кстати, этот самолет получал энергию от установленных на крыльях солнечных батарей, потому машину и назвали SolarRiser. Что интересно, в полете SolarRiser подзаряжаться не мог: устройство предполагало либо расход энергии, либо пополнение запаса во время стоянки.



SolarRiser

29 апреля 1979-го года состоялся первый полет этого самолета. Длился он около пяти минут, за которые машина пролетела 800 метров на высоте 12 метров.

В этом же году спустя всего 2 месяца британцы пытались на аналогичном электрическом самолете перелететь через Ла-Манш. Solar-PoweredAircraftDevelopmentsSolarOne Дэвида Уильямса по плану разработчика должен был преодолеть пролив. Побить рекорд скорости и дальности американской машины за счет некоторых инноваций британцам удалось, а вот пролететь 32 километра - нет.

Ла-Манш был форсирован лишь в 1981-м году. Самолет конструктора Пола МакКридиSolarChallenger под управлением пилота Стива Птачека совершил перелёт через пролив 7 июля. Вообще, тогда он преодолел 302 км по маршруту Кормей-ан-Вексен (около Парижа, Франция) - аэродром Мэнстон (графство Кент, Великобритания).



SolarChallenger

В 1981 году электросамолет построили французы, а в 1983 году - немцы. У этих конструкций солнечные батареи покрывали всю поверхность крыльев и фюзеляжа. Аккумулятор мог подзаряжаться даже в полете. Оба самолета продержались в воздухе более пяти часов, что было очень неплохим результатом.

Среди проектов в области электроавиации 80-х - 90-х годов наибольший интерес представляет, пожалуй, американский самолет Sunseeker I, сконструированный Эриком Раймондом. В 1990 году сам изобретатель на построенном им самолёте пересёк США, потратив на это 21 полёт и 121 час в воздухе.



Sunseeker I

В конце 1990-х - начале 2000-х, интерес к электроавиации повысился. Причиной тому послужили несколько факторов. Во-первых, возросли требования к защите окружающей среды. Во-вторых, появились ёмкие аккумуляторы и лёгкие и прочные материалы. В-третьих, военные оценили потенциал электросамолетов. Электрические самолёты отличает низкий уровень шума, а это выгодно при выполнении разведывательных операций.

Наиболее любопытными проектами данного периода являются Long-ESA, SolarImpulse и, конечно,Airbus E-FAN.

20 июля 2012 года Long-ESA установил рекорд скорости для самолётов с электродвигателем, разогнавшись во время испытания до 326 км/ч.



Long-ESA

Швейцарский SolarImpulse - это первый в мире пилотируемый самолет, способный летать за счёт энергии солнца неограниченно долго, запасая энергию в аккумуляторных батареях и набирая высоту днем. В следующем году на этом самолёте планируется совершить кругосветное путешествие.



SolarImpulse

Airbus E-FAN проектировался как тренировочный самолёт, способный выполнять фигуры высшего пилотажа. В июле этого года он был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже. В планах компании Airbus серийный выпуск электросамолёта, который может начаться на заводе в Бордо в конце 2017 года.



Airbus E-FAN

В России электроавиация сейчас представлена проектом инновационного полностью электрического самолета (ПЭС). Правда, несмотря на название ПЭС, еще неясно будет ли его двигатель электрическим - пока речь идет только о замене бортовых систем, традиционно использующих пневматическую и гидравлическую энергию. На данный момент Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) госкорпорацииРостех завершил научно-исследовательские работы по созданию электроэнергетического комплекса для ПЭС.



По расчётам инженеров КРЭТ реализация концепции электроэнергетического комплекса позволит существенно уменьшить вес бортового оборудования (не менее чем на 3,5 тонны) и повысить топливную экономичность на 15-20%. Это приведет к повышению надежности и ресурса самолета, снижению стоимости эксплуатации, улучшению летно-технических и экологических характеристик.

Электросамолетыкак и электроавтомобили пусть очень медленно, но верно будут вытеснять классическую технику. Экологические ресурсы планеты не безграничны, сырьевые - тоже. В какой-то момент просто не останется выбора и придется пользоваться техникой на электрической тяге. Готовиться к этому лучше заранее. Бежать в автосалон за электромобилем пока, правда, не стоит. Лет через пятьдесят они изрядно подешевеют, да и зарядочные станции будут встречаться на дорогах чаще.

Previous post Next post
Up