Захоронение Ельских. Дудичи (2012 год)

Feb 24, 2015 13:05

Будучи в гостях у родственников в д. Дудичи, которая стала знаменитой благодаря музею "Дудутки" мне показали один небольшой холм, находящийся посреди пашни около деревни.
- Там стоянка древнего человека и захоронение рода Ельских.





При подъеме на холм среди кустов валялись валуны, которые при ближайшем рассмотрении оказались надгробными камнями с почти полностью стершимися надписями.







На вершину холма пришлось протискиваться сквозь плотные кусты. Здесь мы обнаружили охранную табличку.



И многочисленные надгробья с более или менее читаемыми надписями.










Пожалуй самым примечательным среди них был вот этот камень с надписью: Александр Ельский 1834-1916




Немного покопавшись в сети можно раздобыть некую информацию:
Ельский, Александр Карлович



Александр Карлович Ельский (псевдоним Бацян з-над Пцiчы; 16 июня 1834, деревня Дудичи, Игуменский уезд (ныне Пуховичский район Минская область) - 10 сентября 1916, Замостье)
- белорусский и польский краевед, историк, литератор, этнограф, публицист, общественный деятель. Член Академии наук в Кракове (1892).

В 1852 году окончил Минскую гимназию. Исследовал белорусскую историю, этнографию, фольклор, язык и литературу. В «Географическом словаре Царства Польского и других славянских стран» описал местности почти всех белорусских уездов, где называл местные городища, курганы, замчища, земляные валы.
В 1864 году в своём имении Замостье (Игуменский уезд) организовал частный краеведческий музей, в фондах которого было около 7 тыс. книг, 20 тыс. рукописей, более 2 тыс. гравюр и рисунков, коллекция живописных полотен, собрание монет, медалей, предметов археологических находок.
Большинство книг и предметов не уцелело, некоторые попали в музеи Вильнюса и Польши.

Автор работ: «О белорусском говоре» (1885), «Словечко о материалах для изучения белорусской речи, этнографии и литературе» (1886), «Словарь нищенского говора на Белой Руси» (1886), «Адам Мицкевич в Белоруссии» (1890) и других поэтических и прозаических произведений на белорусском языке. Перевёл на белорусский язык первую часть поэмы А. Мицкевича «Пан Тадеуш» (Львов, 1893). Выпустил «100 пословиц, загадок, придумок и гавенд для пользы белорусского (кривичского) народа» (Вильно, 1908).
взято из Википедии

Александр Ельский со своей дочерью Алесей.


Но это все мне стало известно гораздо позже, а тогда мы просто продолжили изучать заброшенное захоронение. Чуть поодаль, скрывались более старые камни, казавшиеся растущими из корней деревьев.







У многих камней в верхней части имелись выемки в которых когда-то были установлены деревянные кресты.



По рассказам имелся здесь и склеп, однако со временем его то-ли разрушили, то-ли он сам развалился. Камни брались жителями ближайшей деревни для хозяйственных нужд, и все что осталось сейчас свалено в одном овраге.



Столь значимое захоронение несомненно подчеркивало высокое положение рода Ельских, которые оставили свой след в истории.

[Род Ельских в истории ...]
Типичная шляхетская усадьба включала не только панский дом, но и целый комплекс хозяйственных построек: официна - дом для слуг, лазня - баня, стайня - конюшня, свиран, или лямус - своеобразный двухэтажный сарай, коптильня, сырница, бровар, где варили пиво, погреб, ледник, колодец.
К великому нашему сожалению, большинство шляхетских усадеб не сохранилось. Так только на Минщине было примерно 230 поместий, из них 103 оказались полностью утраченными, а остальные представлены иногда отдельными строениями - служебными или хозяйственными, каплицами, малыми архитектурными формами. Чаще - природными объектами - парками, садами и водными системами.

Фотография усадьбы Ельских. 1920 год


История рода начинается за пределами Беларуси в конце XV века и через Францию и Италию он приходит в Торунь (Польша). В XVI - XX веках Ельские проживали на территории Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерний и в Польше. Исследователи расходятся во мнении, кто был первым представителем этого рода. «Польская энциклопедия шляхетская» отмечает первое появление рода Ельских герба «Пелеш» («Гнездо») под 1480 годом, а происхождение фамилии от приобретенного ими города Ельск (упоминание 1580 года). Герб представлял собой два серебряных меча на красном фоне, сложенных накрест, концами вверх. Справочник геральдический говорит о том, что был он приобретен «за отважные дела предка этого дома в боях с неприятелем».

Герб рода Ельских


Первые официальные документы, подтверждающие, что предки Ельских владели землями, имениями и привилеями на чины и должности, относятся к 1570 году. Основателем рода считается Константин Ельский., родившийся около 1530 года. Род Ельских не прервался до нашего времени; потомки Ельских и сейчас живут в Польше, Франции и Украине.

Ельские владели Дудичами на протяжении 130 лет. В эти времена деревня процветала: в середине прошлого века здесь работали две мельницы, две корчмы, больница на 30 мест и школа на 50 учеников.

Род Ельских занимал высокие государственные должности, среди Ельских были депутаты сейма, высшие офицеры. Ельские принимали участие в войне 1812 года, восстании Костюшко, восстании 1831 года. В 1812 году, во время похода Наполеона на Москву, в Дудичах в доме Ельских останавливался на два дня проходивший тут со своим корпусом брат польского короля князь Юзеф Понятовский.

Станислав Ельский (дата рождения неизвестна, дата смерти - 1829 г.), полковник кавалерии, маршалок шляхты Игуменского повета (т.е. говоря терминалогией Российской империи - предводитель местного дворянства), поселившись в Дудичах, повел дела на новый лад: выписал из Германии 20 мастеров (по мнению Анжея Ельского, это случилось именно при Станиславе, хотя есть точка зрения, высказанная Р.Афтанази, что ремесленники появились в Дудичах при Прозоре, что по-видимому верно, если опираться на дату выдачи привилея на ярмарки и их специфику), поручив им обучать крестьян ремеслам, и теперь ярмарки ремесел и местных промыслов устраивались здесь каждый месяц в новолуние. Станислав в 1786 году получил орден св. Станислава. Имел 3 сыновей: Иосифа, Кароля, Жигимонта. Был образованным человеком, увлекался реформаторскими идеями А.Тызенгауза, И.Хрептовича, стремился поднять экономическое положение усадьбы. Умер в 1829 году. Его сыном был Кароль.

Кароль (1782 - 1857 гг.) (даты жизни в разных источниках разнятся) - игуменский хорунжий, был в браке с Людвикой Штайнберг. Окончил медицинский факультет Виленского университета, стал доктором медицины. Дети его: Михаил Ксаверий Жигимонт (1831 - 1904 гг.) - известный музыкант, скрипач, последний владелец имения Дудичи и Александр Викентий (1834 - 1916), поручик царских войск, писатель, этнограф, переводчик, известный краевед. Третий сын Кароля Жигимонт Карл Иосиф подполковник, служил в Восточной Сибири, где и похоронен. Дочь - Станислава стала женой известного композитора и талантливого музыканта Михаила Грушвицкого.

Михаил Карлович (1831 - 1904) имел дочь Софью, которая вышла замуж за Януша Унеховского, владельца усадьбы Русиновичи. Она стала последней владелицей усадьбы в Дудичах, после смерти отца в 1904 до 1912 года.

Александр Карлович (1834 - 1916), учился в немецкой школе в Лесденене (сегодня г. Краснознаменск в Калининградской области), затем Минской мужской гимназии, которую окончил в 1852 году. Как большинство младших детей шляхтичей, выбирает военную карьеру, поступает корнетом в российский гусарский полк принца Фридриха Гессен-Кассельского. В чине поручика российской армии принимает участие в Крымской войны, вышедшел в отставку в 1856 году. После смерти отца получает в наследство усадьбу в Замостье (с 1857 года). В 1858 г вступает в брак с Геленой (Аленой) Каленчицкой, от этого брака дети: Ян (1864 - 1930) - адвокат, Александра (1860 - 1899), писательница и переводчица, в замужестве Глогер, Софья и Мария.

Члены этой семьи всегда были близки искусству, несколько ярких представителей рода Ельских внесли свой вклад в историю белорусской культуры «усадьбы муз», то именно на представителях этого широко разветвленного рода, внесших свой вклад в историю белорусской культуры и искусства, мы остановимся по-подробнее.

Это Кароль Ельский (1750 - 1824) - скульптор. Создал скульптуры Св. Елены, Св. Казимира и Св. Станислава для Виленского кафедрального собора (1791 - 92 гг.), многочисленные скульптурные композиции для усадеб, костелов и надгробий представителей шляхты (костел бернардинцев в Трокае, каплица в Кухтичах, лепнина дворца Пшиздетских в Заславле). Его талант передался младшему сыну Казимиру, который стал первым профессором скульптуры в Беларуси (в 1816 г). Он создавал портреты, барельефы, сакральные и мемориальные произведения, малые формы. Во всем проявлялся его недюжинный талант и мастерство. Среди самых выдающихся его произведений созданные в 1804 году четыре фигуры пророков для главного алтаря костела Петра и Павла в Вильнюсе, 16 бюстов для галереи колонного зала Виленского университета и множество других выдающихся произведений, принесших ему заслуженную славу и почет.

Наверное, в наибольшей степени проявили свои таланты Ельские на музыкальном поприще. В Дудичах атмосфера творчества, преклонения перед музыкой была заложена еще при Юзефе Прозоре (1723 - 1788), любителе архитектуры и музыки. Он создал при своем дворце капеллу под руководством талантливого музыканта Врублевского. Дочь Прозора Роза принесла в приданное имение Дудичи Станиславу Ельскому, который продолжил музыкальные традиции. Сам был членом капеллы, играл на скрипке. Гетман ВКЛ Михал Казимир Огинский посвятил ему и его жене Розе полонез для скрипки и фортепиано.

Его сын Кароль (1789 - 1856). Даты рождения в разных источниках разные, тоже увлекался музыкой и литературой. Профессионально играл на скрипке. Писал полонезы, но дошел до нас только один - «Полонез 1837 года».

Главным делом жизни Александра Карловича стала не музыка, а литература. Он известен под псевдонимами «Батян из-под Птичи», Лицвiн-грамадзянiн. По количеству произведений он держит пальму первенства среди белорусских писателей 19 века. С 1860 года он посылает свои произведения в «Курьер Виленский», печатался и в других газетах и журналах («Край», «Хвiля»). Большая часть произведений Александра Ельского написана по-польски, но заботился он и о развитии белорусского языка, одним из первых обратив внимание на его самобытность и богатство. Именно белорусскому крестьянину обращено большинство произведений А. Ельского: «Слово о проклятой гарэлке и о жизни и смерти пьяницы. Доброму белорусскому народу на подкрепление его души и ума рассказал приятель его попечитель трезвости А.J», «Пра беларускую гаворку», «Юбiлейная нататка пра беларускую лiтаратуру» и т.д. Он обращался к своим читателям: «…палюбiце ж усм сэрцам сваю родную, занядбаную, святую беларускую мову…».

Очень плодотворной оказалась его работа с «Географическим словарем Королевства Польского и других славянских краев», и «Большой всеобщей иллюстрированной энциклопедии», для которых он написал более 10 тысяч статей и артикулов. Это интереснейшие описания белорусских городов и местечек. Ельский был переводчиком. Именно ему принадлежит первый напечатанный перевод на белорусский язык первой книги поэмы А.Мицкевича «Пан Тадеуш» (1893 год, Львов).

Он является первым биографом и большим другом В.Дунина-Марцинкевича, в его архиве хранились его рукописи, в частности «Пинской шляхты».

Не менее известен Александр и своей научной деятельностью как краевед, этнограф, коллекционер. Делом всей его жизни было собирание экспонатов для музея древностей, который существовал с 1864 года в Замостье. Он превратил свое имение в культурно-просветительский центр, известный на Беларуси, Литве, Польше. Замостье посещали известные историки, этнографы, писатели, общественные деятели, о чем свидетельствует «Книга для записи лиц, которые осматривают сборы в Замостье, начатой в 1882 году». В этой книге есть 234 записи, в том числе Я. Наркевич-Йодка, М.Здеховский, М.Федоровский, Довнар-Запольский, А.Хмара и многие другие.

Сборы музея включали многие шедевры западноевропейских мастеров (Веронезе, Бочарелли, Росси, Теннерса, Юнга, Рубенса), местных мастеров (В.Ваньковича, И.Алешкевича, С.Чаховича, Пешки), альбомы Н. Орды, Вильчевского, редкие вещи, например виолончель XVII века известного тирольского мастера Альбани, письма А.Мицкевича, Т.Костюшко, С.Монюшко, реликвии, ордена, Слуцкие пояса, белорусские орнаменты, коллекции фарфора, стекло севрское, саксонское, английское, венецианское, старинные бронзовые и хрустальные канделябры, люстры, часы, мебель, археологические экспонаты.

Большую часть коллекции составляли автографы известных людей, национальных героев, ученых (всего около 2000 единиц, в том числе Людовика XVI, Марии Антуанетты, Наполеона, Робеспьера, Вашингтона, Петра I), богатый сбор документов о событиях 1794, 1812, 1831, 1863 гг.

Гордостью хозяина была библиотека, которая насчитывала почти 10000 томов. В ней хранились редкие старинные книги, начиная с XVI века, книги по разным отраслям занний. Здесь имелись хроники литовско-белорусские (Длугаша, Кромера, Бельского, Стрийковского), гербовники, сеймовые конституции, словари, все польские энциклопедии, коллекции старинных карт и атласов 18 века, календарей и других ценностей. Среди книг были и книги с необычной судьбой, в частности, том Плутарха из Библиотеки Наполеона, причем переплет имел на себе след казацкой пики. Были Кодекс Юстиниана (1594 г.) на латыни, Магдебургское право (1616), Кальвинская библия (1768), хранил он рукописи В.Дунина-Марцинкевича, частную переписку А.Киркора. Собрал хозяин Замостья и архив (20 000 единиц), в том числе семейные архивы Зарянков, Прозоров, Ельских.

Титанический труд А.Ельского был по заслугам оценен современниками. В 1885 году он получает звание члена-корреспондента Императорского вольного экономического общества в Санкт-Петербурге, а 1892 году избирается действительным членом комиссии истории и искусства филологического отделения Академии наук в Кракове. Примечательно, что высшего образования Александр не имел, закончил лишь Минскую городскую гимназию. Но его имя в числе самых выдающихся выпускников на мемориальной доске на ее здании (на пл. Свободы в Минске).

Библиотеку и музей А.Ельского перед первой мировой войной передали в различные научно-культурные учреждения. Часть была передана Виленскому товариществу друзей науки, Ягеллонскому университету в Кракове, Национальному музею Кракова. Благодаря этому часть коллекции сохранилась и сегодня представлена в Кракове, Варшаве, Вроцлаве. Частично хранятся в архивах Киева и Львова. В Беларуси небольшая часть собрания представлена в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства, в Национальной библиотеке.

Его дело продолжила дочь - Александра, которой принадлежит опубликованный очень интересный артикул про родное имение Дудичи, в котором она жила и своеобразно описывает историю этого шляхетского гнезда, связанного со славными на Беларуси родами Зарянок, Прозоров, Букатых, Ельских. Она получила прекрасное образование, несколько лет воспитывалась в монастыре в Версале, прекрасно говорила по-французски. Замужем была за известным историком, этнографом Зигмундом Глогером, который был в прекрасных отношениях с ее отцом.

Сегодня потомки этого рода живут во Франции (Георг Ельский), в Польше (Анжей и Эвелина Ельские, Станислав Матушевич), В России (Геннадий Ельский) и Украине (Виктор и Николай).

Анжей (1939 г.р.) является своеобразным летописцем семьи, собирает архивные сведения о своем роде, публикует их. В его работе ему помогает жена - Эвелина. Живет в Радоме, изучает историю искусства татуировки всех народов Африки. Является сотрудником Воеводского отдела Государственной службы Охраны памятников в Радоме.

Информация о Ельских взята отсюда ...

Previous post Next post
Up