От ренессанса до фашизма и обратно

Oct 08, 2014 16:13



Эрик Булатов. Горизонталь I. 1966

Кто такие люди свободного действия? Можно придумать несколько неплохих определений, но описать это явление до конца вряд ли удастся. На прошедшей недавно конференции “Люди свободного действия” рассуждали о том, что стоит за этим феноменом и как изменить целую страну за три шага. Чтобы понять, как победить мафию и случайно не прожить жизнь зря, на конференцию поехал и s-t-o-l.com.


В Подмосковье недалеко от Истры стоит избушка в два этажа. Рядом - гостиный дом, фруктовый садик и хозяйственные постройки. Это не дача Никиты Михалкова. Это культурно-просветительский центр «Преображение», который существует и действует при Преображенском же содружестве православных братств. На внутренней парковке уже нет мест. Машины стоят вдоль улицы до горизонта. Но столпотворения тоже нет. Все внутри. Набились в конференц-зал и слушают доклад о том, как построить гражданское общество в три шага.

Как в кино: видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий

Шаг первый. Важно иметь сильную личную мотивацию и мотивацию, объединяющую общество. Иметь ясную идентичность, которую возможно разделить, то есть примерить на себя. При этом важно знать, какие формы общей жизни, какие мечты общества мы хотим воплотить.

Шаг второй. Организовать автономные структуры, не зависящие от власти.

Докладчик говорит спокойно, со знанием дела. За его словами чувствуется опыт:

- Чтобы иметь идентичность и ясные представления о будущем, нужно очень активно действовать в сферах воспитания и образования. Это первое. Второе: за  свободу надо платить своим выбором и своими деньгами. Необходимо организовываться и создавать структуры. Только если мы организованы, мы сможем обеспечить воспроизводимость и устойчивость изменений в обществе. Всевозможные ассоциации так же могут поддерживать себя, создавая разные социальные организации, оказывающие различные услуги.

Наконец, шаг третий. Необходимо предложить позитивные примеры и действия, связанные с международным опытом, которые будут иметь большую гражданскую и политическую ценность.

Например, борьба с организованной преступностью.

- У нас страна с большим присутствием преступных организаций. В обществе уже много лет созданы сети для противостояния этому феномену. Это более чем 6500 организаций с председателем священником. Мы попросили парламент создать закон, по которому земли и имущество, конфискованное у преступников, должны быть переданы организациям волонтариата. Для того  чтобы добиться проведения этого закона, мы собрали 5 миллионов подписей. И те в парламенте, кто не хотел этого закона, не смогли ничего сделать.



Петракка Паоло (фото: Николай Токарев)

Пять миллионов подписей для Италии - это много. Это почти 10 % населения. А я же сказал, что это про Италию? Что это докладывает Петракка Паоло, доктор экономических наук, президент Ассоциации христиан трудящихся Италии (AKLI)?

Позитивные примеры

В первый день весны каждого года сеть Либеро (те самые 6 500 организаций) проводит общую встречу в очередном итальянском городе. На нее съезжаются несколько тысяч человек, и они вместе читают имена людей, погибших от рук мафии и террористов.

Антимафиозная работа - это одно их важнейших дел аклийцев. По закону, о котором говорилось выше, они смогли получить землю, конфискованную у двух мафиозных главарей. Сейчас на этих полях выращивается зерно. Из этого зерна делается паста - в Италии блюдо № 1. На упаковке пасты, которая продаётся во всех итальянских супермаркетах, стоит марка «Либеро».

-  Судьи, полицейские, политики, священники, которые были убиты мафией, для нас все они - лучший источник сил, необходимых, чтобы продолжать борьбу, - говорит Петракка. - Нам очень важно показать, что мафию можно победить.

Кроме того, в Милане ежегодно проходит выставка «Делай, как надо» (от американского фильма «Do the Right Thing»). Она длится три дня и собирает людей со всей страны, в том числе тысячи организаций и сельскохозяйственных производителей, которые заботятся об экологии и занимаются «солидарной торговлей» с развивающимися странами. В 2014 году в ярмарке, которая прошла под девизом «Будущее принадлежит тем, кто его делает», участвовало 120 000 человек и 8 000 производителей экологически чистой еды.

Зато у нас был ГУЛАГ

Конечно, чувство национальной гордости побуждает нас ответить. Сразу хочется сказать, что Россия - это совсем другое дело. Наш президент в своем новогоднем поздравлении напоминает нам, что нашей стране всего 20 лет. То же самое говорили в СССР, начиная летоисчисление  с 1917 года. Нельзя сбросить со счетов наши потери в мировых войнах и каток тоталитаризма. Уже хочется с места кричать, что нам досталось больше всех, что у нас был самый лютый режим и самый страшный ГУЛАГ, но порядочные люди действуют иначе. Вопрос задала доктор культурологии  Анна Шмаина-Великанова:

- Корректно ли одними и теми же параметрами измерять группу заложников и экипаж самолета, летящего по расписанию?

Она согласилась, что очень хорошо, когда в стране есть шесть миллионов волонтеров и ещё 30 % населения поддерживает их деньгами из собственного кармана, вообще говоря, делая то, что должно делать государство. Но это значит, что у этих 30 % есть что-то, чем они могут поддерживать, что Италия прекрасна и в ней есть очень много католиков, парламент и социальная отзывчивость.



Анна Шмаина-Великанова (фото: Николай Токарев)

-  Но я вспоминаю знаменитую фотографию площади Пьяцетта, на которой голуби  в мирное время необыкновенно красиво едят зерно. А площадь на этом фото запружена так, что ничего не видно из-за людей. Они приветствуют Муссолини.

Человека, который попытался этому воспрепятствовать, разорвали на части. Это сделали  не карабинеры, а народ. Он выстрелил, не попал, и его тут же порвали на клочки. Какая разница между этими сердобольными 30 % и теми 99 % с фотографии?

Ведь бывает так, что государство представляет собой угрозу большую, чем пожар, землетрясение и война, когда подобные методы общественной организации не работают. Ведь у нас на практике письма в поддержку борьбы против коррупции разносят сами коррупционеры.

- Италия и Европа в целом - это свободные сообщества, - спокойно отвечает Петракка, - в том числе потому, что они оказались способными победить диктатуру. Мне кажется, что Россия, где диктатура рухнула сама, - это другой сюжет. Но схема действия одинакова и для тех, кто живет в свободном обществе, и для тех, кто подавляется государством. Только ясная идентичность и ясное понимание цели того, что мы хотим сделать, свободные организации и творческие акции, которые будут яркими, убедительными, смогут изменить ситуацию.



Площадь Пьяцетта (фото из интернета)

У них - комиссар Катани, у нас - капитан полиции «Глухарь»

Что же. У него есть право верить в возможность этого пути. Он родился в стране, которая выносила ренессанс, родила фашизм, заболела мафией и теперь постепенно, не без проблем, но реабилитируется в Евросоюзе.

Ассоциация ACLI - это примерно миллион человек. Каждый из них платит членский взнос - 20 евро в год. Это совсем немного, учитывая, что ассоциация создавалась для бедных рабочих, чтобы пробивать им льготы и оказывать посильную социальную поддержку. Но с этим бюджетом уже можно кое-что сделать. Например, заключать договоры со всевозможными учебными заведениями и проводить в них встречи и семинары, на которых год за годом выращивать в людях антипреступное сознание.



Джованни Фальконе и Паоло Барсалино (фото из интернета)

Многие итальянские школы носят имена Джованни Фальконе и Паоло Барсалино. Это два судьи, которые в молодости (в 1960-70 гг.) имели разные политические взгляды и, казалось, разные судьбы в рамках одной профессии. Они были убиты с разницей в три месяца в ужасных бойнях в 1993 году. Есть фотография, на которой  они запечатлены вместе. Аклийцы сделали на ней надпись: «Ваши идеи идут нашими ногами» - и брендировали фото. Теперь оно висит в тысячах мест  по всей Италии: в ассоциациях,  школах, институтах и церковных приходах.

В 1990 году на Сицилии мафия убила судью Розарио Ливатино. Ему не было и сорока лет.  Человек без семьи, католик - он брал самые сложные и опасные дела у своих семейных коллег. Некоторые из этих дел оказались для него смертельными.

Позже родители Розарио обнаружили запись в его дневнике: «Когда наша земная жизнь закончится, нас спросят не о том, были ли мы верующими, но были ли мы людьми, заслуживающими доверие».

В мае 1993 года они передали страничку с этой записью папе Иоанну Павлу II. На следующий день, выступая перед собранием верующих в Валле Дей Темпли, папа отложил в сторону заготовленный текст и обратился к собравшимся со словами: «Люди мафии, обратитесь! Обратитесь, ибо вас будет судить Бог!». Недавно это воззвание повторил и нынешний понтифик папа Франциск.



Папа римский Франциск (фото из интернета)

Конечно, Италия - это другая страна и другая история. Лев Гудков, директор Левада-Центра, напомнил участниками конференции, что в Италии процесс дефашизации происходил во многом благодаря военной администрации американцев.
- Там прошла большая кампания устранения фашистских функционеров. Это нельзя было бы сделать без военной оккупации. Но успех этого был бы, конечно, невозможен, если бы в Италии не было собственных сил.

В качестве примера Гудков вспомнил знаменитого итальянского священника, теоретика тоталитаризма Луиджи Стурцо, основателя и вдохновителя многих социальных, в том числе антифашистских, движений и католико-политических партий.

В России после 1917 года создание подобных партий было невозможно в силу Декрета об отделении Церкви от государства.

- В данном случае не только власть навязывает такой режим, который ведет к стерилизации ценностного потенциала в обществе, но и само общество воспроизводит такие отношения с властью, что позволяет ей стерилизовать себя, - говорит Гудков и убеждает нас цифрами.



Лев Гудков (фото: Николай Токарев)

Да, 86 % населения поддерживают сегодняшний политический курс действующей власти. Да, только 1,5 % населения нашей страны добровольно созидают гражданское общество. Разрыв этих показателей колоссален, но 1,5 % - это все-таки два с лишним миллиона человек. Разве этого мало?

Разве мало того, что на конференции «Люди свободного действия» собрались эти самые люди со всей страны? Они привезли с собой свой бесценный выстраданный опыт и радовались, словно дети, тому, что они не одни. Священники, благотворители, социологи, пожарные, социальные работники, краеведы, историки, журналисты - все они, каждый в свою меру, смогли сделать очень простое по своей сути действие. Свободное действие. Открыть музей, отстоять больницу, организовать волонтерскую помощь разного рода. Все - сами, не дожидаясь Данко с горящим сердце в руке.

День закончился. В Москву меня везет студент ВГИКА, будущий режиссер Сергей.

- Знаешь, - говорит он, - у Эрика Булатова есть картина «Горизонталь». Там большое полотно, черный квадрат, и посередине его рассекает белая линия. Два черных прямоугольника давят на нее, но сдавить не могут. Вот сегодня я почувствовал себя так, словно я посреди этой линии. Она действительно тонкая. Но она есть.

Андрей ВАСЕНЕВ

lsvd, общество, человек, Россия

Previous post Next post
Up