Первый советский танк

Jan 31, 2014 14:02

В первые межвоенные годы Советской России было не до танков. Однако когда во второй половине 20-х годов стало восстанавливаться производство, мысль о производстве танков вновь возникла в головах членов Реввоенсовета,  и в 1926 году была принята трёхлетняя программа танкостроения.

Прототип Т-18 или МС-1 (малый танк сопровождения) появился в мае 1927 года, а уже 6 июля, после государственных испытаний,  он был принят на вооружение.



Боевая масса составляла 5,3 тонны,  длина с "хвостом"  (устройство, облегчающее преодоление рвов и траншей, расположенное в кормовой части) 4380 мм, ширина корпуса 1760 мм, высота 2120 мм, клиренс 315 мм.

Броневые листы соединялись методом клепки на каркасе. Броня танка не пробивалась пулями обычных стрелковых калибров. Но через открытые смотровые щели для наблюдения происходило поражение экипажа свинцовыми брызгами от них. Единственным смотровым оптическим прибором был перископ механика-водителя "броневой глаз".  В крыше башни выполнялось отверстие, ограниченное по периметру фасонными бронелистами с прорезями для наблюдения. Эту надстройку конструкторы назвали наблюдательной вышкой. Сверху она закрывалась сферической крышкой.

На танк устанавливали рядный 4‑цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, мощностью 35 л.с. Запас хода составлял 100 км, а максимальная скорость по шоссе 16 км/ч.



Т-18 был вооружен короткоствольным 37- мм орудием и пулеметной установкой. К орудию предусматривались осколочные гранаты со стальными и чугунными корпусами в количестве 104 артвыстрела, а к пулемету 2016 патронов. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35 градусов и по вертикали с углом возвышения +30 градусов и снижения -8 градусов.

Пулеметное вооружение на Т-18 представляло собой специальную установку системы оружейников В. Федорова, Д. Иванова и Г. Шпагина. В основу ее был положен пулемет В. Федорова под 6,5 мм патрон. Два ствола пулемета располагались в единой ствольной коробке, размещенной в шаровой опоре. Ее запорное устройство на танках образца 1927 года позволяло при необходимости переносить пулемет в заднюю грань башни. Питание его осуществлялось из двух магазинов емкостью по 25 патронов каждый.

В 1929 году танк прошел первую модернизацию : 6,5-мм спаренный пулемёт системы Фёдорова был заменён в танке одиночным новым 7,62-мм ДТ-29, увеличен боекомплект к пушке с 96 до 104 выстрелов и сделаны незначительные изменения в конструкции лобовой части корпуса.



В 1930 году  Т-18 подвергся существенной модернизации. Вооружение Т-18 планировалось усилить путём установки длинноствольной - «большой мощности», по терминологии того времени - 37-мм пушки, а для уравновешивания башни, потяжелевшей бы после этого в лобовой части, она была снабжена развитой кормовой нишей, которую планировалось также использовать для установки радиостанции. Но в реальности ни новая пушка, ни танковая радиостанция на Т-18 так и не попали Изменениям подверглась и силовая установка, мощность двигателя была увеличена с 35 до 40 л. с., а в трансмиссию были введены четырёхступенчатая коробка передач и новый многодисковый фрикцион. Ряд других, менее значительных, изменений были введены и в других узлах машины.

В декабре 1930 года один танк Т-18 был оснащен комплексом для химической войны и постановки дымовых завес. Комплекс состоял из баллона емкостью 60,5 литров, в котором под давлением 16 атмосфер находилось жидкое боевое отравляющее вещество, или, для постановки дымзавес - дымообразующая смесь. Оборудование весило 152 кг и монтировалось на "хвосте" танка. Время работы комплекса при одном баллоне составляло 8-8,5 минут, что позволяло при движении танка со скоростью 10-12 км/ч заразить или "задымить" участок местности протяженностью 1,6-1,7 км. Опыты с этим танком велись вплоть до 1934 года, после чего были прекращены.

Производство Т-18 продолжалось до конца 1931 года, когда его сменил в производстве новый танк сопровождения пехоты - Т-26. Всего было выпущено порядка 959 танков.



Впервые Т-18 были применены в бою в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была придана рота из 10 танков, один из которых был сильно повреждён при транспортировке и разобран на запчасти для ремонта девяти оставшихся, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября.
Танки начали выдвижение на исходные позиции поздно вечером 16 ноября, при этом они не были полностью заправлены топливом и почти не имели боекомплекта к орудиям, а три машины не были оснащены пулемётами. В ходе ночного марша, не имея даже карты местности, танки потеряли друг друга и к намеченной точке прибыли лишь четыре из них. Здесь они были заправлены и получили по 40 снарядов к орудию, после чего утром 17 ноября довольно успешно проявили себя при штурме китайских позиций. Двое из отставших танков вышли в расположение других советских частей, где не имея снарядов, всё же сумели поддержать атаку пехоты 106-го стрелкового полка, использовавшей их для прикрытия от вражеского огня. К середине дня эти два танка всё же присоединились к остальным и рота, уже в составе шести машин, предприняла попытку штурма китайских укреплений, но была остановлена противотанковым рвом. Боевых потерь рота за день не понесла, но два танка вышли из строя по техническим причинам, хотя один из них был отремонтирован в тот же день. К вечеру прибыли ещё два отставших танка, блуждавшие по степи после потери отряда, пока у них не кончилось топливо, у третьего же вышла из строя коробка передач.
На следующий день рота в составе семи танков вновь поддерживала пехоту при штурме укреплённых позиций китайцев, но какого-либо результата им удалось добиться лишь после того, как противотанковый ров был частично разрушен. Потерь танки вновь не понесли, лишь одна машина получила повреждения от гранат. Ещё один танк получил повреждения от гранат на следующий день боёв, другая машина вышла из строя из-за сброса гусеницы, но никто из членов экипажей за время боёв не погиб. В целом деятельность танков в ходе конфликта была оценена командованием как удовлетворительная - несмотря на крайне слабую подготовку экипажей и плохую организацию их действий, Т-18 неплохо проявили себя при поддержке пехоты. Бои показали крайне низкую эффективность осколочного снаряда 37-мм пушки, красноармейцами высказывались также пожелания по повышению проходимости, скорости и бронирования танка
К началу Великой Отечественной войны превращённые в ДОТы Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, некоторое их количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.

Минский УР также содержал танки Т-18. 23 июня 1941 года танк Т-18, вооруженный 45-мм орудием без двигателя был установлен как БОТ (бронированная огневая точка) для охраны моста через реку Друть (р-н нас. пункта Белыничи). Экипаж танка - артиллеристы сержант Гвоздев и рядовой Лупов, в течение четырех часов держали оборону моста, подбив 3 немецких танка, один бронетранспортер и несколько автомобилей, а также рассеяли до роты пехоты, в результате чего были представлены к награждению орденами Боевого Красного знамени.
Последний из известных фактов боевой судьбы Т-18 относится к битве за Москву. В составе 150-й танковой бригады в ходе боев зимой 1941-42 гг. принимали участие 9 танков Т-18, которые числились здесь по документам аж до февраля 1942 года.
ТТХ:

Масса 5,9 т
Экипаж 2 чел
Габаритные размеры, мм длина 3500, ширина 1800 ,высота 2200, Клиренс, мм 305
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 1700
Максимальная скорость, км/ч 16,4
Преодолеваемый подъем, град 35
Преодолеваемый брод, м 0,8
Среднее удельное давление кг/см² 0,37
Максимальная толщина брони, мм башни, носовой части, бортов и кормы 16              крыши и днища 8
Вооружение пушка марка "Гочкис" калибр, мм 37
Начальная скорость осколочного снаряда, м/с 442
Дальность стрельбы, м >2000 (прямой наводкой)
Скорострельность 10-12 выстр/мин
Боекомплект 104 выстрелов
Тип двигателя карбюраторный, возд. охл.
Год выпуска 1927

По материалам в интернетах

Т-18, МС-1, танк, бронетехника, история

Previous post Next post
Up