Я часто пишу здесь про попавшиеся мне интересные книги по психологии. Но на этот раз это будет не просто интересная книга. Это будет гениальная книга. В один ряд с ней я могу поставить разве что всем известную
трилогию Д.Карнеги, "
Трактат о любви" А.Протопова и "
Драму одарённого ребёнка" Алис Миллер.
Так вот, это книга:
Ирвин Ялом - "ЛЕЧЕНИЕ ОТ ЛЮБВИ и другие психотерапевтические новеллы".
Книга попалась на глаза совершенно случайно, когда мы с
nightlysunlight коротали время в некультурной столице нашей Родины - перед поездкой в столицу культурную - и решили посетить книжный магазин. Засыпая в поезде я успел прочесть всего 70 из 280 страниц, из которых 20 - занимало введение.
НО. На этих 20 страницах я прочёл то, что последние два года долго и упорно пытался сформулировать в своём ЖЖ. Те мысли, догадки, соображения, которые вились в моей голове, так и не сумев там систематизироваться и обрести словесную форму. Те мысли, которые мне всё это время не давали покоя, которые я с разной успешностью пытался как-то сформулировать и изложить вам. Те соображения, о которых я сам едва только начинал догадываться - всё это чётко и ясно разложено по полочкам на первых 20 страницах введения.
Ещё в 1980-х годах профессор психиатрии Стэнфордского университета И.Ялом предложил теорию, согласно которой причина психических расстройств человека - вовсе не подавленные инстинктивные влечения или полузабытые останки прошлых личных трагедий - как привыкли считать современные психотерапевты. Всё это лишь следствия единственной основной причины
Основная причина психических расстройств, по мнению И.Ялома - бесконечная, ежедневная боль существования. Первичная тревога вызвана попытками человека (сознательными или бессознательными) справится с жестокими факторами жизни, с так называемыми "данностями существования". Следующие четыре данности И.Ялом выделяет, как имеющие особое значение для душевного здоровья человека:
1. Неизбежность смерти
Неизбежность нашей смерти и смерти всех близких нам людей очевидна. Если вы спросите любого взрослого человека, он скажет: "Что за нелепость! Мы вовсе не отрицаем смерть! Все умирают, это очевидный факт, но стоит ли на нём задерживаться?".
На самом деле, бессознательная часть нашей психики работает, и создаёт крепкий барьер, отделяющий нас от ужаса смерти. Это становится заметно в те моменты, когда этот барьер даёт сбой, и страх прорывается со всей своей мощью. Больной, поставленный перед неутешительным диагнозом, человек перед лицом собственной смерти или смерти своего родственника - вот ситуации, когда воздвигнутая нашим подсознанием защитная система не срабатывает. Кошмарные сны - ещё одно проявление страха смерти.
Этот барьер человек учится создавать всю жизнь:
• В раннем детстве помогают родительские утешения.
• В отрочестве - мы персонифицируем смерть, представляя её в виде старухи с косой, от которой можно убежать.
• Подростки - снижают уровень тревожности просмотрами с пачкой поп-корна боевиков и фильмов ужасов.
• Молодые - развлекаются, чтобы забыть о смерти, или бросают ей вызов своим безрассудством.
• Семейные - стремятся к бессмертию, продолжаясь в собственных детях.
• Религиозные - верят в загробную жизнь, в конечное спасение - тем самым отрицая смерть.
Большинство из нас живут вполне комфортно, умудряясь избегать мыслей о смерти. Но за всем этим стоит тонкий механизм психической защиты, сбой которого по вине даже самых пустяковых обстоятельств - может привести к тяжёлым последствиям для психики человека. Простая кража кошелька зачастую вызывает депрессию не из-за утраченной суммы денег - а потому, что внезапно открывает глаза человеку на его обыкновенность, разрушает его убеждения в том, что жизнь будет постоянным и бесконечным подъёмом.
Ещё древние говорили, что ясное осознание смерти наполняет нас мудростью и обогащает нашу жизнь. Оно делает не нужными психические барьеры - смерть перестаёт вызывать сверхвысокую тревожность. Не нужно жить иллюзиями вечной жизни, не нужно терять себя и растворяться в детях, не нужно прятаться от объективной реальности. Страх смерти больше не оборачивается ужасом и кошмаром. Только воспринимая смерть как неизбежное и закономерное явление - человек может обрести душевное здоровье.
2. Экзистенциальное одиночество
Следует признать, что разрыв между внутренним "Я" и "Другими людьми" - существует даже при сколь угодно глубоких и доверительных межличностных отношениях. Мы рождаемся и умираем в одиночку. Сколько бы не пытался человек связать с себя прочными узами с другими людьми - это лишь временные межличностные отношения, которые дают средства социальной коммуникации, но вовсе не решают проблему одиночества человеческого "Я".
Экзистенциальную изоляцию следует отличать от межличностной. Межличностная изоляция обычно вызвана низкой социализацией человека, отсутствием у него навыков или черт характера, располагающих к близкому общению. Экзистенциальная же изоляция неразрешима, и обусловлена философскими основами бытия и особенностями человеческого сознания.
Следует развенчивать все попытки человека избежать экзистенциальной изоляции с помощью различных иллюзорных решений. Самое частое из них - размывание границ собственной личности, растворение в другом человеке. Исключительная, безрассудная привязанность к другому человеку - вовсе не является, как кажется, идеалом межличностных отношений. Напротив, в своей основе это чувство замкнуто на самом себе, не нуждается в других людях, и служит одной единственной цели - скрыть от человека ощущение экзистенциального одиночества под очередной иллюзией единства.
Так почему же человек так сильно стремиться избежать экзистенциальной изоляции? Парадокс заключается в том, что развитие самосознания усиливает тревогу. Слияние рассеивает тревогу самым радикальным образом - уничтожая самосознание. Человек, который влюбляется и переживает блаженное состояние единства с любимым - не рефлексирует, поскольку его одинокое сомневающееся "Я", порождающее страх собственной изоляции - растворяется во временном, иллюзорном "мы". Таким образом человек избавляется от тревоги, теряя самого себя.
Экзистенциальное одиночество следует воспринять как данность, как аксиому бытия. Только сознавая это, можно перестать испытывать тревогу по его поводу. Оно ни в коем случае не мешает установлению тёплых межличностных отношений, и нисколько не лишает их смысла. "Даже если ты один в лодке - всегда приятно видеть огни других лодок, покачивающихся рядом".
3. Экзистенциальная свобода
Мы не приходим в мир, созданный раз навсегда по некоему грандиозному проекту. Будущее не предопределено, и дальнейшее развитие ситуации зависит от действий каждого конкретного человека - от поведения всех элементов системы. Более того - в мире не существует правил, которым это поведение должно подчиняться. Человек волен производить любые действия, а мир - адекватно на них реагировать, через действия других его составляющих. Например, ничего не мешает человеку взять автомат и начать убивать окружающих - это всего лишь один из миллиардов из вариантов его поведения. Однако, реакция мира на подобные действия - будет соответствующей.
Свобода - это отсутствие предопределённости. А если предопределённости нет - значит, ты сам отвечаешь за свои собственные решения, поступки, за свою жизненную ситуацию.
Ответственность - это следствие свободы. Ответственность - это навык идентификации событий - как последствий собственных действий, принятых решений.
Именно принятие ответственности за свои собственные жизненные затруднения - является первым решающим шагом к душевному здоровью. До тех пор, пока человек верит, что его проблемы обусловлены какой-то внешней причиной - любая психотерапия бессильна.
Почему же люди так избегают признавать собственную свободу? Их тревожит непомерный груз ответственности за то, что происходит с ними в жизни. Гораздо проще жить в иллюзии, что ответственность за происходящее с ними лежит на обществе, на его законах, на других людях. Идея свободы страшит нас - потому что отрицает всё это, пологая, что под нами - пустота, абсолютная "безосновность". Никто (ни люди, ни правила) не руководят нашим поведением, и никто кроме нас не может нести ответственность за наши действия.
Принятие ответственности за происходящее с собой ставит человека перед необходимостью
принимать решения. А это ещё труднее и больнее. Каждое решение - это выбор. А каждый выбор - неизбежно содержит в себе отказ. У каждого "да" всегда есть оборотное "нет". Каждое принятое решение уничтожает альтернативные возможности.
Получается цепочка: Свобода => Ответственность => Принятие решений
Смириться с экзистенциальной свободой - значит принять на себя ответственность за свою собственную судьбу, научиться принимать решения и не сожалеть о них. Быть свободным тяжело. Для этого надо иметь психические силы. Но только такой человек является душевно здоровым. Только свободный человек может эффективно жить в объективной реальности.
4. Отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни.
Смысл жизни - один из неразрешимых вопросов бытия. О нём у людей всегда больше вопросов, чем ответов. Если смерть неизбежна, если в один прекрасный день погибнут все наши достижения, да и сама солнечная система, если люди вынуждены сами строить свой мир - лишь так, как у них это получается, если человек на протяжении всей своей жизни так и будет оставаться одиноким - то какой же смысл в нашем существовании?
Независимо от уровня нашего интеллекта, мы - существа ищущие смысл. Наш мозг настолько развит, что автоматически формирует закономерности, объединяет поступающие сигналы в определённые конфигурации. Осмысление ситуации даёт нам ощущение господства: чувствуя себя беспомощными и растерянными перед новыми и непонятными явлениями, мы стремимся их объяснить и тем самым получить над ними власть.
Ещё важнее, что смысл порождает ценности, и вытекающие из них правила поведения. Отвечая на вопрос "зачем?" ("Зачем я живу?"), человек получает ответ на вопрос "как?" ("Как мне жить?"). Увы - отсутствие смысла вызывает неопределённость - в том числе и в правилах поведения. А неопределённость, отсутствие критериев морального выбора - это всегда причина для беспокойства, горючее топливо для топки психической тревоги.
Религия - это всего лишь попытка облегчить судьбу человека, избавить его от боли существования - в обмен на то, что он слепо примет на веру предлагаемый смысл жизни. Верующим людям религия (вера в Бога / судьбу / высшие силы) приносит душевное спокойствие - она избавляет человека от всех выше изложенных проблем бытия:
• Иллюзия загробной жизни - призвана защитить психику человека от сознания неизбежности смерти
• Персонификация Бога, святых и высших сил - решает проблему человеческого одиночества
• Вера в судьбу - исключает боль свободы и тяжесть принятия решений. Для традиционного христианства - характерно в форме веры в божью кару и наказания за грехи.
• Чётко сформулированный аксиоматичный смысл жизни - избавляет от неопределённости цели существования, и отвечает на вопросы "как жить".
Эти тезисы, на мой взгляд, следует поместить в обязательную школьную программу для старших классов. Более того, они в некоем роде являются базисом мироустройства, точнее - его социальным базисом.
Человек, осознавший эти тезисы, согласившийся с ними и принявший их в свою жизнь - получает лучший логический инструмент против самообмана, зависимостей и душевных травм. Только согласившись с ними, приняв их как данность - можно прекратить иллюзорный побег от бесконечной, ежедневной боли существования, которая сопутствует жизни человека.