Скажите, вы когда-нибудь пытались посмотреть на мир глазами семилетнего ребенка? Нет, не в переносном смысле, мысленно представив себя на его месте, а в прямом - присев на корточки и взглянув на окружающую вас действительность с высоты детского роста? Взглянув и поняв, какими же большими, даже огромными кажутся в этом случае люди, деревья, дома? Огромными и пугающими, простирающимися прямо в небо. Нет, не пытались?
А вот режиссеры Скотт Макгихи и Дэвид Сигел попробовали это сделать. В фильме "What Maisie Knew» они не только рассказали зрителям историю от лица маленькой Мейзи, но и показали ее глазами - буквально опустив камеру на уровень глаз девочки и снимая все происходящее из этой точки, чтобы мы не только поняли, что видела героиня Онаты Эйприл, но и прочувствовали, как она это видела. И лично на меня этот прием произвел колоссальное впечатление, став в моих глазах одним из множества достоинств этого фильма.
Ага, мне снова повезло, я опять посмотрела очень хорошее кино - умное, трогательное, тонкое, отлично снятое и прекрасно сыгранное.
Семилетняя Мейзи живет с родителями в Нью-Йорке. Мама у нее не первой молодости рок-певица, тщетно пытающаяся реанимировать покойную карьеру, а папа - посредник по продаже произведений искусств. Официально они не женаты, но это не мешает им жить вместе и пить друг у друга кровь пинтами. Их семейная жизнь напоминает бои без правил. В доме стоит вечный крик, мат и витает завеса из сигаретного дыма. И эти «голубки» так погружены в свои разборки, что им не до дочери, естественно. От слова «совсем». Слава богу, что у нее есть обожающая девочку няня, иначе дело было бы совсем плохо.
Так вот, когда эта милая парочка необязательных инфантилов-переростков решает все-таки расстаться, они не придумывают ничего лучше, чем устроить грязную судебную тяжбу за опеку над ребенком, и гуманный суд выносит решение о совместной опеке (10 дней девочки у матери, десять - у отца). Не знаю, чем думала судья, вынося это решение, но явно не мозгами. Этим горе-родителям и хомячка нельзя доверить, если честно, не то что маленькую девочку. Но суд прошел, решение вынесено, а дальше началась жизнь. Жизнь, в которой выяснилось, что эти двое, может, как-то по-своему и любят дочку, но совершенно не представляют, каково это - нести ответственность за другого человека.
Папенька быстро решил проблему, женившись на няне Мейзи и скинув заботу о дочке на нее. А маменька выскочила замуж за молодого бармена (кто позарился, за того и выскочила), чтобы было, на кого свалить часть обязанностей. И со временем так получилось, что именно эти два человека, няня Марго и отчим Линкольн, стали главными людьми в жизни девочки - добрыми, любящими, заботливыми, ответственными, ничем не похожими на безалаберных и эгоистичных родителей, с которыми Мейзи могла бы банально не выжить.
Так, ребята, я написала, что фильм не самый легкий для просмотра. Но это ни в коем случае и не чернушная драма, от которой жить не хочется. Авторы картины не манипулируют впечатлительными зрителями, не заламывают руки и не морализируют. Это удивительно, но им даже удается не давать прямых оценок поступкам своих героев. Разве что один-единственный раз, когда Линкольн в сердцах скажет жене, что она не достойна такой дочери.
Кстати, меня тоже преследовала эта самая мысль - от начала и до конца фильма. Надо же, такая чудо-девочка и у таких придурков. Да-да, именно придурков. В отличие от режиссеров, я не святая, и мне периодически хотелось задушить этих прости-господи-родителей. И тот факт, что они где-то как-то понимали свою ублюдочность, меня никак не успокаивал. Но это меня, а режиссеры, как я уже сказала умудрились избежать осуждающей интонации. Более того, они смогли снять эту непростую историю очень светло и по-доброму, а открытый финал фильма не лишен даже некоторой надежды, что ли.
Кстати, о финале. Особо чувствительные особы среди нас, наверное, сочтут его чуть ли не хэппи-эндом, и мне будет трудно их винить. Я бы тоже хотела, чтобы в жизни Мейзи все осталось именно так, как показано в последних кадрах. Но я хоть и чувствительная особа, но вполне реалистичная, а потому понимаю, что от полного счастья, если Марго и Линкольн решат за него бороться, их отделяют годы судебных тяжб и, возможно, психотерапии для Мейзи. Но да, я тоже смотрела на финальные кадры с надеждой. В конце-концов, найти любящих людей - тоже счастье, оно не всем выпадает.
Отличное кино, ребята. С хорошей режиссурой, качественной операторской работой, дивным саундтреком и прекрасным кастом. Джулианна Мур, Стив Куган и Джоанна Вандерхам очень добротно исполняют свои актерские партии, придраться не к чему. А Алекс Скарсгард меня вообще приятно удивил в этом фильме. Он здесь какой-то неуклюже-трогательный, человечный, местами растерянный. И выдает очень тонкую игру, на полутонах, без мачизма и агрессии. А еще у него изумительная «химия» с маленькой Онатой Эйприл, от этой пары прямо солнечный свет струится с экрана.
Ну и Оната Эйприл, да. Маленькая девочка, переигравшая в этом кино весь взрослый каст одной левой. И это при том, что у нее совсем нет типичных душераздирающих детских киносцен - ни слез, ни истерик, ни картинных страданий. У нее и реплики-то по большей части односложные. Девчушка играет глазами, мимикой, жестами. И ох как тонко играет, аж дух захватывает. Нужно следить за этой девочкой дальше, боженька выдал ей большой талант.
Что ж, буду закругляться. Кино очень-очень рекомендую всем любителям неспешных артхаузных драм. В конце-концов, ничто так не возвращает веру в кинематограф в конце сезона помпезных пластиковых блокбастеров, как качественная малобюджетка. И ничто, увы, так не убивает веру в людской здравый смысл, как фантазии российских локализаторов. «Развод в большом городе», seriously? Я даже комментировать это отказываюсь, потому что тут одним матом не обойдешься. Хочется сразу к рукоприкладству перейти, угу.
Click to view