"Låt den rätte komma in" (Швеция, 2008)

Nov 22, 2008 08:26


Фильм Томаса Алфредсона это, прежде всего, звуки. Гробовая тишина в первые несколько секунд постепенно перерастает в едва различимый то ли шорох листьев, то ли стрекот насекомых, сквозь которые доносится стук паровозных колес и тихий собачий лай. А потом понимаешь, что нет, это не стрекот, это звук падающего снега. Густого, тяжелого, влажного снега, от белизны которого звуки как будто становятся громче и четче. И так будет весь фильм - что бы мы ни услышали (прерывистое испуганное дыхание ребенка, невнятное бормотание нежити, стук каблуков убегающей женщины, предсмертный крик, шипение взбесившейся кошки), всегда это будет на фоне снега. Снега и потрясающей музыки.
В фильме практически нет ни одной сцены, снятой в тишине. Что-то скрипит, кто-то напевает, откуда-то доносятся едва слышные голоса. Звук часто здесь не то чтобы преобладает над картинкой, но он ее безусловно дорисовывает. А картинка совершенно минималистская - серо-коричнево-унылая гамма на бесконечном белом фоне, с редким вкраплением красного. Красный цвет будет появляться внезапно - эдакими вспышками-кляксами - кофта Оскара, его одеяло, халат на Эли и, конечно, кровь.
Крови, кстати, не так уж и много, как можно было бы ожидать от фильма, где один из главных героев вампир, но она весьма натуралистично-убедительна (девушки, я предупредила), и некоторые сцены очень даже конкретно бьют по мозгам.
И еще в этом фильме волшебные дети. Два чудесных ребенка, разыгрывающие на двоих эту сложную мистическую драму, играют так, что пробирает до самых почек.

Начало 80-х в небольшом шведском городке. В жизни 12-летнего Оскара не слишком много светлых пятен - издерганная мать-одиночка, живущий за городом отец, садисты-одноклассники, сделавшие его мишенью для вечных насмешек и регулярных побоев. Одним словом, типичная жизнь еще одного школьного "чучела", пытающегося как-то выжить.
Конечно, его заинтересовала эта странная новая девочка в их дворе. И да, она предупреждала, что из нее может выйти не очень хороший друг. Но она с ним разговаривала, а больше Оскару и не было нужно. К тому же она была такой красивой, и он ей, кажется, нравился. О да, он ей очень нравился, этой вечной 12-летней хрупкой девчушке со страшной тайной.
Эли - вампир. Со всеми вытекающими из этого факта последствиями - жертвами, кровью, трупами. Но при этом по сути она очень нежный и даже немного наивный ребенок, глубоко переживающий и открывающий для себя обычный мир влюбленного подростка.
Меня совершенно потрясло, как деликатно, но при этом без стыдливого ханжества, в фильме показано зарождение детской чувственности. Все эти взгляды, жесты, слова. Неуклюжие попытки Оскара опекать свою странную подругу и страшная в своей дикой жестокости забота Эли о нем.
И очередное, пусть и метафорично-кровавое, напоминание нам о том, как одиноки бывают наши дети. Одиноки и беспомощны, хотя мы спим в соседней комнате.

image Click to view


























scandinavian_films, movies, screen_adaptation

Previous post Next post
Up